06:33, 13 апреля 2013 года

Детские психологи и социальные педагоги провели конференцию по проблемам в образовании на Ставрополье

Министерство образования СК как один из органов краевой исполнительной власти реализует эти актуальные направления деятельности во взаимодействии с другими региональными министерствами и ведомствами, а также совместно с муниципальными властями. Так, на территории Ставрополья создано и успешно функционирует 11 психолого-педагогических центров, чья основная задача - оказывать поддержку детям-сиротам и их приемным родителям; детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Одно из таких учреждений - подведомственный краевому минобру и находящийся в государственной собственности Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции в г. Михайловске. «Работая над созданием Центра, - говорит его директор Елена Корюкина, - мы думали о том, как включиться в жизнь тех семей, которые нуждаются во внимании специалистов, получении психолого-педагогической помощи. Нами двигало также желание реализовать тот самый индивидуальный подход к ребенку, о котором мечтают все родители, увы, порой слышащие от учителя, специалиста: «Вас тут много, а я один»...

Центр является активным участником многих программ и проектов, реализуемых министерством образования СК, в частности краевой подпрограммы «Право ребенка на семью». Здесь успешно работают с детьми и их родителями, создана «Школа приемных родителей». На базе Центра часто проходят краевые и зональные конференции, семинары психологов, социальных педагогов, специалистов по опеке и попечительству. Михайловцы всегда рады поделиться опытом.

Вот и недавно состоялась ежегодная зональная конференция специалистов служб сопровождения Изобильненского, Красногвардейского, Новоалександровского и Шпаковского районов, прошедшая при поддержке краевого министерства образования. Тема форума была сформулирована как «Доверие со всех сторон: от формального партнерства к реальному сотрудничеству». Участие в мероприятии приняли более 130 человек - психологов, дефектологов, социальных педагогов, учителей коррекционных школ, медиков, работников служб опеки и попечительства.

Открылась конференция обращением заместителя министра образования СК Галины Зубенко:

- Система образования проживает достаточно сложный, но вместе с тем интересный этап. В педагогическом сообществе ведутся серьезные споры, касающиеся приоритетов дальнейшего ее развития. И мы с вами являемся не просто свидетелями, а творцами образования будущего. На сегодняшней конференции собрались специалисты, от которых есть «особенные» ожидания, так как именно вы работаете с той категорией детей, которая нуждается в особой заботе государства: это дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ребята, пережившие психологические травмы, в том числе жестокое обращение.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная указом Президента РФ, обозначает задачу обеспечения благополучного и защищенного детства как один из основных приоритетов. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. В число таких проблем входит и низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями, и распространенность практики лишения родительских прав, и социальная исключенность уязвимых категорий детей, и отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Сегодня существует жизненная необходимость, чтобы создавались новые технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка. Особое внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям.

Мы ожидаем от вас, специалистов психолого-педагогического и медико-социального профиля, форм работы с такими детьми, позволяющих преодолевать социальную исключенность этих ребят и способствующих их реабилитации и полноценной интеграции в общество. Мы также ожидаем и уверены, что эта работа будет сделана с высоким профессионализмом в отношении каждого ребенка и его семьи.

Партнерство и доверие во имя ребенка - это ваша тема сегодня, и я желаю всем участникам конференции плодотворного партнерства и успехов в работе!..

…Тема конференции продиктовала и некоторые ее особенности. От прочих подобных мероприятий, на которых довелось побывать, это, в частности, отличалось тем, что в зале рядом со специалистами сидели родители некоторых детей, получающих в Центре г. Михайловска психолого-педагогическую поддержку. И сразу после основного доклада, сделанного заместителем директора Центра Оксаной Татаренко, перед собравшимися выступила Ольга Сабирова, мать одного из таких михайловских детей, ребенка-инвалида. Невозможно было без волнения слушать ее рассказ о том, как надежды многих семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, мечты родителей о специалистах, которым они могли бы доверить здоровье и развитие своего ребенка, часто разбиваются о равнодушие врачей (еще в роддоме матери посоветуют отказаться от больного младенца), о раздражении и страхе учителей, когда такого ребенка хотят определить в обычную школу на инклюзивное обучение. «Нам, родителям, - сказала О. Сабирова, - необходимо доверять людям, от которых многое зависит в жизни наших детей, - врачам, специалистам. Необходимо реальное сотрудничество... И радует, что в психологических и реабилитационных центрах уже много людей, пришедших в профессию по призванию, а не только по образованию. Им не боишься доверить ребенка...»

Нужно сказать, что поднятые в этом коротком выступлении вопросы потом не раз всплывали на конференции во время работы секций, творческих мастерских, круглых столов. Речь шла не только о создании доверительного отношения друг к другу родителей и специалистов, работающих с их детьми, но и о том, что «мосты наводить» нужно между педагогами-психологами и медиками; между психологами и учителями-коррекционниками. Последние, например, порой уверены, что если у ребенка присутствуют так называемые ограниченные возможности здоровья, то и развивать их, эти возможности, незачем... Споры между специалистами то и дело вспыхивали.

Технологии развития возможностей, в том числе коммуникационных, образовательных, у детей, прежде считавшихся необучаемыми, были продемонстрированы в одной из творческих мастерских на примере службы «Лекотека», организованной на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции в г. Михайловске. Создание лекотек является одним из направлений краевой подпрограммы «Право ребенка на семью на 2011 - 2013 годы». Вела творческую мастерскую педагог-психолог Центра Татьяна Крезова.

Для сведения наших читателей, лекотека - это служба оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. В основе деятельности лекотеки лежит игра как активный метод развития ребенка (leko по-шведски - «игрушка»). Специалисты лекотеки реализуют коррекционно-развивающие программы, играя с ребенком, причем присутствие на этих занятиях или даже участие в них родителей обязательно. Их учат создавать развивающую среду и дома.

В рамках лекотечной программы Центр в Михайловске получил специальное оборудование, игрушки, физически, эмоционально и коммуникационно развивающие детей. Служба стала первой такой в крае, второй - на Юге России.

В творческой мастерской конференции педагог-психолог Татьяна Крезова рассказала об опыте работы с пятилетним мальчиком, страдающим аутизмом. В аудитории находилась мама мальчика, которая дополнила выступление специалиста. За время занятий, по ее словам, сын стал связно говорить, пусть не много, но осознанно и «по делу». Появилась усидчивость в выполнении различных заданий. Но главное, он начал общаться с детьми (и даже с девочками кокетничает). Чувствуется, что контакт с людьми не пугает его так, как раньше, а, скорее, привлекает. «Я им горжусь», - сказала мама.

Те, кто, как говорится, «в теме», знают, что эти слова дорогого стоят. Родители детей с ОВЗ часто стыдятся их, чувствуют себя изгоями рядом с другими семьями. Хорошее самочувствие мамы «особенного» ребенка, ее гордость за него дают ему то самое «право на семью» и родительскую любовь.

В центре внимания были на конференции и вопросы опеки и попечительства. Так, одна из дискуссионных групп была посвящена проблемам подготовки замещающих родителей и психолого-педагогическому сопровождению приемных семей. Как известно, больше половины их распадается в течение первого года совместной жизни приемных детей и родителей. Участники дискуссии пытались ответить на вопрос, почему это происходит. Казалось бы, парадокс, ведь каждый ребенок из казенного учреждения мечтает, чтобы его взяли в семью, а приемные родители теперь проходят подготовку на специальных курсах. Что же происходит, чем так трудна совместная адаптация взрослых и детей и как могут помочь им специалисты служб сопровождения в обретении взаимного доверия?..

Присутствовавшая на этом обсуждении бабушка опекаемого ребенка из сельского района рассказала свою историю, увы, из тех, что часто обсуждаются в телепрограмме «Пусть говорят», когда взрослые родственники сводят счеты друг с другом, манипулируя ребенком. Есть над чем задуматься специалистам по опеке...

Резонансным событием оказалась и презентация «Клуба для родителей», которую вела заместитель директора Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Михайловска Виталия Березуева.

В дискуссионных группах обсуждались также проблемы жестокого обращения с детьми в семье; механизмы психологической помощи детям с ОВЗ и другие. Важно, что участие в мероприятиях конференции наряду со специалистами образования приняли опытные медики - врач-психотерапевт Ставропольской краевой психиатрической больницы № 2 Сергей Иванов и врач-психиатр территориальной психолого-педагогической комиссии Шпаковского района Дмитрий Водяной.

На заключительной общей дискуссии, которой завершилась конференция, были сформулированы ее итоги. Они в том, что специалисты нуждаются в подобных встречах как в своеобразных «диалоговых пространствах». Необходимы им и стабильные партнерские отношения, организованные в форме методических объединений, практической учебы.

Участие почти во всех мероприятиях конференции родителей было признано явным прорывом на пути укрепления взаимного доверия между специалистами служб сопровождения и главными потребителями их услуг - семьей и ребенком в трудной жизненной ситуации.

«Те, кому доверяют»
Газета «Ставропольская правда»
13 апреля 2013 года