08:16, 10 апреля 2013 года

Эдуард Корниенко – Художник кадра. «Событие… Место… Время…»

Очень трудно при таком темпе быть не просто фотографом, но еще и художником запечатленного кадра. Эдуарду Корниенко это удается. В чем убеждает новая его персональная выставка «Событие…Место…Время…», открывшаяся в краевой универсальной Лермонтовской библиотеке.

Героя дня представила один из инициаторов экспозиции, председатель регионального отделения Союза фотохудожников России Маргарита Воронова, впрочем, оговорившись, что вряд ли Эдуард Корниенко нуждается в особом представлении:

- Его хорошо знают не только в нашем крае как фотокорреспондента «Ставропольской правды», но и далеко по миру – по сотрудничеству с агентством «Рейтер». В ноябре 2012 года он участвовал в Международной фотовыставке «Военная фотография: образы вооруженных конфликтов и их последствия» в Музее изящных искусств в Хьюстоне, США, с фотографией «Призывники». Эта выставка экспонировалась в музеях Лос-Анджелеса, Вашингтона, Бруклина. По итогам 2007-го снимки Эдуарда вошли в десятку лучших фотопубликаций журнала «Time». В журнале «Esquire» по итогам 2012-го среди 50 избранных фото года есть и его снимок – «Наводнение в Крымске». Также по итогам прошлого года Эдуард стал лауреатом премии губернатора края в области культуры и искусства.

Нынешняя выставка – вторая его персональная экспозиция. Пять лет назад в краевом музее изобразительных искусств с успехом демонстрировалась выставка Э. Корниенко «Первая полоса». Куда только не забрасывают его корреспондентские маршруты! Эдуарду в деталях знакома география Северного Кавказа, он не раз бывал в самых что ни на есть горячих точках региона. Недаром прозвучали на открытии выставки совершенно справедливые слова о том, что он своими яркими, эмоционально-живыми кадрами каждодневно доказывает: провинция – понятие всего лишь географическое, а если по-человечески – здесь, в провинции, идет своя напряженная многогранная жизнь, со всеми радостями и печалями, с удивительными судьбами и причудливыми переплетениями событий. Среди героев Корниенко – простые жители Ставрополья, некрасовские казаки и казаки войсковые, хлеборобы и студенты, вчерашние наркоманы и спортивные чемпионы.

Пришедшие на выставку юные гости – кадеты Ермоловской школы Ставрополя – успели узнать этого «дядю с фотокамерой» по совместным учебно-боевым походам, эти кадры теперь можно увидеть на сайтах мира. Вся выставка несет в себе ярко выраженную репортажность, неповторимую сиюминутность, порой четкую документальность, и это вполне понятно. Причем у каждого снимка своя интересная история, как, например, у фотографии предвыборного периода, увековечившей лица В. Путина и Д. Медведева. Политика? В чем-то, наверное, но главное все же – художественное осмысление сюжета. Каждый зритель волен прочитывать это по-своему, как ему ближе. В этом и заключается настоящее мастерство художника.

Искренне-точные слова нашел главный редактор «Ставропольской правды» Михаил Цыбулько:

- Хочется просто сказать Эдику спасибо, что работает рядом с нами, мы очень этому рады и надеемся, что так будет и дальше. Уверен, будут еще новые твои выставки, и они будут все лучше и лучше, и еще не раз мы будем говорить Эдуарду: ты молодец! В его лице мы видим замечательное сочетание хорошего человека, доброго товарища и замечательного профессионала!

Депутат краевой Думы Николай Новопашин знает Эдуарда Корниенко по его творческому сотрудничеству с духовно-реабилитационным центром для наркозависимых.

- Признаюсь, не так часто доводится бывать на выставках… В Москве, к сожалению, попадались больше изображения, извините, малоприличного содержания… А тут настоящая, подлинная жизнь, важные события, реальные, замечательные люди, красивые храмы… Во всем, что делает Эдуард, видно, что он настоящий русский мужик, которому хочется пожать руку и пожелать новых удач.

Кстати, сам Эдуард вспомнил, как рождался его репортаж из Спасо-Преображенского духовно-реабилитационного центра для наркозависимых, созданного около десяти лет назад Н. Новопашиным. Два дня он тогда провел в Темнолесской, а там публика сложная, туда нельзя сразу, с порога, с камерой вторгаться. Сначала просто общался с ребятами, в беседах вставали перед ним ой какие непростые судьбы… И только спустя несколько часов почувствовал: можно снимать. Так в течение ночи и следующего дня работал над фотоисторией о реабилитантах. А вот за снимком двух президентов – бывшего и будущего – «гонялся» чуть ли не сутки, терпеливо наблюдая, как монтируется огромный плакат на стене многоэтажки…

Нет, не просто «щелкнуть» мгновение, а увидеть его неповторимую особенность в многоликой суете – для этого нужен действительно взгляд Художника. Благодаря которому на снимках Эдуарда мы по-новому видим окружающий мир, знакомые образы предстают в необычном ракурсе – то неожиданно трогательные, проникновенные, то забавные, а то и печальные… Глубоким смыслом наполнен каждый с виду самый простой кадр: ветеран войны, ожидающий вручения ему ключей от новой квартиры, музыкант полкового оркестра, девочка в белом платочке, «танцующий» малыш-медвежонок, зачарованно застывшая лошадь в тихом осеннем лесу Архыза… 

«Трое суток шагать, трое суток не спать…»
Газета «Ставропольская правда»
10 апреля 2013 года