06:36, 5 апреля 2013 года

Новая реальность Элия Белютина представлена в изомузее Ставрополя

Элий Белютин, ушедший из жизни в прошлом году, – российский художник, педагог, теоретик искусства, его называли гражданином мира, его полотна украшают лучшие музеи Америки, Италии, Франции, Канады. А судьба, ей-богу, заслуживает солидного романа-эпопеи. В 1941-м ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. Окончил знаменитый Московский институт им. Сурикова, основал и до конца дней руководил художественной студией «Новая реальность», ставшей одним из первых неофициальных творческих объединений в послевоенном СССР. В основу творчества студийцев легла созданная Белютиным «Теория контактности», и сегодня живо дискутируемая в самых широких кругах. Белютин и его студия – участники вошедшей в анналы «манежной» выставки, разгромленной Н. Хрущевым в 1962 году. Кроме того, Э. Белютин известен как автор ряда важных трудов по истории искусства, русской художественной педагогики XVIII-XX вв., написанных в соавторстве с женой, замечательным искусствоведом Ниной Молевой.

Вот это имя - Нина Молева - и стало удивительной, счастливо связующей ниточкой между, казалось бы, таким далеким от Ставрополя Белютиным и нашим изомузеем, в дар которому Ниной Михайловной передано более 90 работ ее супруга и нескольких его учеников. Подробности поведала директор музея Зоя Белая:

- Предыстория нашего знакомства с Белютиным и Молевой – уже страница новейшей истории музея. Лет десять тому мне позвонила Нина Молева. Эту фамилию мы знали по публикациям в специальных журналах и московских газетах. Она рассказала о том, что имеет родовые корни на Ставрополье по линии отца. Ее бабушка, Анна Ивановна Белова, родом из села Архангельского, вышла замуж за Молева, бывшего начальником станции в Ставрополе. Здесь у них родился сын Михаил Алексеевич Молев, который стал выдающимся инженером, участвовал в проведении высоковольтных линий в аэропортах Москвы, работал с часовыми механизмами Кремля. Нине Михайловне, гордившейся своим отцом, очень хотелось, чтобы мы здесь, в Ставрополе, узнали о таком интересном земляке… Так постепенно наши отношения завязались, и она выразила намерение передать музею часть своих архивов и коллекции.

Поскольку музей тогда готовил проект, посвященный шестидесятникам, ставропольский искусствовед Ольга Бендюк выезжала в Москву, лично встречалась с Молевой и Белютиным, приглашала в Ставрополь. Правда, возраст и здоровье не позволили им приехать. Но на выставке, приуроченной к 50-летию изомузея, уже было впервые показано несколько работ Элия Михайловича. С тех пор в Ставрополь прибыл целый ряд даров - живопись, графика, статьи, фотографии. Все это теперь принадлежит музею и показывается в полном объеме.

Элий Белютин из того поколения, которое по возвращении с фронтов Великой Отечественной уже не хотело «строиться» и делать то, что скажут… Эти люди хотели свободы, понимали необходимость новых веяний в искусстве. Так вокруг Белютина сформировалась группа художников-единомышленников, потом он назвал это студией «Новая реальность», которая после 1953 года (рубежная дата!) стала уже официальной. Самому Белютину ближе было определение не студии, а товарищества людей, делающих общее дело. Он даже специально построил дом в Абрамцево с мастерскими, куда приезжали по очереди художники со всей страны. Первый поток насчитывал около 600 человек, а всего за полвека там прошли обучение более шести тысяч. При таком обилии учеников Белютин даже в солидном возрасте продолжал говорить о себе как о художнике запрещенном, вспоминая наследие 1962 года, когда Хрущев заявил, что трудящимся такое искусство не нужно...

В 1990 году Э. Белютин совершил еще один знаменательный поступок: основал фонд, куда отдавал все свои гонорары (а спрос на него по всему миру был огромен) для поддержки отечественных художников. Причем только тех, кто хочет работать и жить в своей стране, а не бежит за рубеж в поисках вдохновения и хорошей жизни. Ежегодно «Новая реальность» устраивала выставки в Абрамцево, потом их стали принимать в других городах. Молева и Белютин начали понемногу распространять накопившиеся картины, чтобы художники студии присутствовали в фондах музеев России и всего постсоветского пространства. В 2003 году в честь 50-летия студии Совет Федерации РФ вместе с Фондом культуры провел акцию по передаче десятков работ студии и самого Белютина в музеи регионов.

Теперь немного о судьбе художника, имевшего итальянские корни (отсюда и необычное имя - Элий). Только в возрасте 67 лет, в 1992 году, Белютин впервые побывал на родине предков в городе Беллино, провел там свою выставку, а потом преподнес работы в дар местному муниципалитету. Тогда же стал почетным гражданином этого города, где ему предоставили в пожизненное пользование виллу XVII века. Этот небольшой городок в Альпах ведет свою историю со Средневековья. В далеком 1917-м молодой итальянец из рода музыкантов и художников Микеле Белуччио оказался в гуще революционных событий в России. И подарил новой родине замечательного сына. Правда, к самому Микеле новая родина оказалась не столь добра...

Зато Нина Молева стала для его сына не просто верной спутницей жизни, она всегда заботилась о его творческом самочувствии, всемерно поддерживала его, в том числе во всех своих публикациях. Она всю жизнь с неослабевающей душевной болью чувствовала проявленную к Белютину несправедливость и как могла старалась помочь своему одаренному супругу. При этом оставаясь очень авторитетным искусствоведом, с мнением которого считались даже самые знаменитые и избалованные. А сама Нина Михайловна всегда поразительно тверда в собственной убежденности и позиции: например, многие годы не-уклонно боролась за сбережение старой Москвы, которую отлично знала и любила с детства.

- Нина Михайловна как опытный искусствовед, много работавший с музеями и много занимавшийся преподавательской деятельностью, понимает, что коллекция должна показывать автора «целиком», с разных сторон, - поясняет Ольга Бендюк. - Она так комплектовала свой дар музею, что в коллекции представлена вся творческая биография художника, прослеживаются и разные техники, в которых он работал. Хотя Белютина и называют авангардистом второй волны, абстракционистом, куда деваться – классификация какая-то должна быть в искусстве, присвоенное ему определение не совсем верно. Потому что нигде вы у него не увидите нонфигуративных вещей: всегда присутствие человека, хотя бы силуэты, обязательно эмоции, диалог, сюжетная линия. Мы можем видеть Белютина еще и как рисовальщика с великолепной академической школой. И конечно, особое внимание обращают на себя его так называемые модули – огромные декоративные живописные и графические полотна. Здесь же можно подробно прочесть биографию художника и Нины Молевой, увидеть издания, связанные с их научной, искусствоведческой деятельностью, посмотреть посвященный им фильм, сделанный каналом «Культура», с прижизненными записями Белютина.

Так получилось, что одновременно и рядом, в двух соседних залах, проходят две столь разные выставки. Роскошь неслыханная. И каждый посетитель может посмотреть то, что ему ближе. Одни торопятся «на Сафронова», хотя многие и говорят о нем как о слишком пропиаренном, слишком модном, недостойном серьезного внимания... А другие идут прямиком к Белютину. Но и тут в книге отзывов можно прочесть весьма противоречивые записи, к примеру: «Мой внук (или сын) нарисует лучше!». Однако почему-то гораздо более убеждают такие слова: «Я простой крестьянин, ничего в этом не понимаю, но чувствую, что это хорошо! Что-то в этом есть…».

Хочу присоединиться к «простому крестьянину»: воспринимаются работы Белютина непросто, но, несомненно, притягивают взгляд, я бы сказала, поистине магнетически. А еще захотелось побольше узнать, что же это такое «новая реальность», «теория всеобщей контактности», какие за ними кроются исторические мифы, какие открываются личности... Страшно интересно!

- Я в последнее время часто думаю о судьбе этих двух не-обыкновенных людей, Белютина и Молевой, - призналась З. Белая. - Да, у них тоже, как и у всех нас, бывают житейские неурядицы и всевозможные испытания, а они, несмотря ни на что, живут будущим! Мы очень рады, что история нашего музея в какой-то своей части теперь связана с этими замечательными именами.

«Реальность – миф и судьба»
Газета «Ставропольская правда»
5 апреля 2013 года