06:42, 5 апреля 2013 года

Музыкальные «Подснежники» расцвели на сцене ставропольской филармонии

У концерта очень красивое весеннее название – «Подснежники». Участники - учащиеся музыкальных школ края, достойно показавшие себя на «профильных» состязаниях: конкурсах вокалистов, пианистов, исполнителей на смычковых, духовых и ударных инструментах.

- К весне, когда все эти конкурсы выявили победителей, складывается достаточно полная картина наиболее успешных юных исполнителей, - говорит бессменный организатор акции, музыковед краевой филармонии Татьяна Диева. – Мы стараемся по возможности и сами присутствовать на этих процессах, кроме того, многих ребят знаем по сотрудничеству с музыкальными школами. В этом году решили несколько изменить концепцию: если раньше было больше хореографии и вокала, нынче впервые отдали предпочтение инструменталистам. Поэтому танцем лишь открыли программу: кстати, новый номер в исполнении воспитанников студии Людмилы Жердевой детской филармонии «Лукоморье» тоже называется «Подснежник».

Примечательно, что репертуар уникального по своей сути концерта в филармонии подбирают исходя из задач постоянно действующего школьного абонемента. В этом году он поставлен для младших классов, а тут нужны произведения не слишком длинные и не слишком медленные, да и инструмент желателен интересный – не только фортепиано. К примеру, исполненная на рояле пьеса Грига «Весна» вполне понятна детям этого возраста. Были в программе еще и флейта, эстрадный и народный вокал, ксилофон, оркестр народных инструментов. Словом, разнообразный, явно не скучный набор.

Такие выступления с первых концертов стали важным стимулом для юных исполнителей: одно дело – конкурс с его закрытой аудиторией и строгим жюри, совсем другое – играть для сверстников на большой сцене филармонии. В свою очередь, и дети в зале видят, как их одногодки уже здорово владеют инструментами, а это многих привлекает идти учиться в музыкальную школу.

Детской публике в филармонии уделяется особое внимание. Разработана целая система еженедельных абонементов для школьников разных возрастных категорий. Так, программы симфонического оркестра, как правило, построены в форме литературно-музыкальных композиций по известным балетам и литературным произведениям. Например, по сказке Уайльда «Звездный мальчик», драме Герца «Дочь короля Рене», феерии Грина «Алые паруса». Выбор литературной основы ориентирован на возраст зрителя – среднюю или младшую группы школьников, старшеклассников.

- У детей хорошо развито образное мышление, поэтому в такой форме им легче воспринимать музыку, - поясняет Т. Диева. –Начинает активно работать фантазия. Не случайно мы дополнительно используем красочные слайды. «Алые паруса», например, иллюстрируем картинами Ивана Айвазовского, который, кстати, жил в Феодосии по соседству с писателем Грином и сам неплохо играл на скрипке. Так, любуясь под чудесную музыку живописными полотнами, дети узнают еще и художника.

Симфоническим оркестром филармонии подготовлены интересные программы, знакомящие детвору с разными музыкальными инструментами и жанрами. Есть целые театрализованные представления, такие как «Лунная соната» о жизни и творчестве Бетховена, сделанная в форме сказки, в которой звучат фрагменты известных сочинений композитора. При этом оркестр, как в опере, находится внизу, в оркестровой яме, а на сцене лирическую историю представляют юные танцоры детской филармонии, студенты колледжа искусств. Весьма сложный организационно проект! Такого же плана музыкальная постановка «Маленькие сказки великого Зальцбурга» - о детстве Моцарта. Очень нравится она ребятам младшего и среднего школьного возраста, их поражает судьба маленького гения, уже в пять лет творившего чудеса… В большинстве таких программ задействована детская филармония: две хореографические группы – Дарьи Сысоевой и Людмилы Жердевой - и вокальная студия Нины Рудневой.

В проведении абонементов филармония активно сотрудничает со школами. Когда начинали эту работу десять лет назад, вспоминает Татьяна Диева, музыковеды ходили по школам, с «реверансами» зазывая потенциальную публику на серьезную музыку. И отнюдь не все педагоги откликались, кто-то чуть ли не брыкался: «Не хочу и не буду»… Сегодня ситуация иная, филармонические программы знают учителя, дети, родители. Примечательно, что школьники постепенно научились правильно вести себя в стенах филармонии, понимают: это совершенно особое учреждение культуры. Конечно, оставаясь непоседами: если программа с танцами и слайдами, могут больше шуметь, живо реагируя, обмениваясь впечатлениями об увиденном. Практика показала, что не всегда полезно «набивать» полный зал: слишком большое количество детей трудно «держать», для такого концерта 200 человек оптимально… Татьяна Диева особенно хорошо понимает эти нюансы, поскольку сама преподает в музыкальной школе (сольфеджио и музыкальную литературу), и в вопросах филармонической педагогики на нее можно положиться. Во многом ее личными усилиями школьному абонементу удается достигать гармоничного соединения сложной музыки с легкими для детского восприятия формами подачи.

Надо отдать должное: артисты филармонии не почивают на лаврах, активно выходят в народ мобильными группами. К примеру, музыкальный квартет «Аккорд» Андрея Абрамова регулярно выступает в детских садах в сопровождении музыковеда Ольги Рудневой. Много работает для всех возрастов камерный хор под руководством Александра Островерхова: тут и программы по популярным мультфильмам, детским кинофильмам, сборники хитов джаза, диско в стиле 80-х, духовная хоровая классика («Русь колокольная», «Пою Богу моему»).

- Вместе с камерным хором в рамках краевой целевой программы «Культура Ставрополья» мы подготовили еще один проект – цикл бесплатных выступлений в детских домах региона. Недавно побывали в детских домах Светлограда и села Константиновского. Дети и педагоги были искренне нам благодарны, говорили, что к ним впервые за много лет приехали настоящие артисты. Детей поразило красивое ансамблевое звучание живых голосов акапелла. Мы с ними много общались, говорили о сложностях хорового пения без музыкального сопровождения, рассказывали, что музыканты этому долго учатся: семь лет в музыкальной школе, потом четыре года в колледже, а кто-то уже и консерваторию окончил, что есть даже специальность такая – хормейстер. Слушали нас широко раскрыв глаза, уши и души, - улыбается, вспоминая, Т. Диева. - Особенно приятно было доставить радость этим ребятам, которые живут социально весьма непросто. Самим нахождением в таком учреждении, а не в родной семье они обижены судьбой, у них гораздо меньше возможностей что-то увидеть и услышать, чем у избалованных вниманием городских, которые всюду были и все видели...

Наверное, здорово было бы провезти такой концерт не только по детдомам, но и по многим городам и районам края. Но тут встают проблемы транспорта, занятости коллективов, возможностей местных властей, дороговизны гостиниц… Хотя в памяти артистов, несомненно, полезный опыт такой работы в советские годы, когда ездили много и охотно, поскольку программы поддерживались финансово. Сегодня выезды представляются недоступной роскошью. Вот почему, проводя школьные абонементы на своей сцене, филармония с радостью готова принимать у себя юного зрителя из районов края. А работать для детей любят все коллективы филармонии.

- Мечтаем сделать для старшеклассников две новые программы - о любви на основе поэзии Вознесенского, новелл Паустовского в сочетании с ультрасовременным музыкальным материалом по творчеству Гия Канчели и Альфреда Шнитке, - говорит Татьяна Диева. - Современный модерн у нас пока еще звучит мало, хотя дети удивительно легко воспринимают экзотику, они в отличие от взрослых, открыты всему…

Многими замечено: Ставропольская краевая филармония за последние годы здорово шагнула вперед. Произошел некий качественный перелом, в том числе в сознании публики. Артисты, естественно, счастливы: есть для кого делать что-то новое, интересное! А работа с юной аудиторией – это выращивание будущих новых постоянных зрителей.

- Работа трудная, но обязательная. Если мы ее забросим, через пять лет у нас зал будет пуст… Да и где же еще услышит человек настоящую музыку? По телевизору?!

Трудно возразить. Можно лишь радоваться наличию стольких энтузиастов, неравнодушных к музыкальному воспитанию детворы.

«Широко раскрыв глаза и души»
Газета «Ставропольская правда»
5 апреля 2013 года