07:58, 3 апреля 2013 года

История первой Думы Ставрополя

Функционировала она под председательством городского головы, коим был избран Георгий Архундаки, числящийся купцом 3-й гильдии и заслуживший к тому времени доверие общества. Первыми гласными стали купцы М. Ефремов, К. Чернов, В. Есяновский, а также мещане М. Тарасов и С. Ермоленко.

Как сказано в сохранившемся в архиве документе, гласные должны были вести себя «…благопристойно и справедливо… справлять должность с особенною ревностью и усердием ко благу общей пользы, обид же и притеснений никому не причинять». Они присягали на верность Думе, давая «клятвенное обещание». К клятве гласных приводил священник Троицкой церкви, бывшей тогда главным собором города. В случае отступления от клятвы губернское правление могло лишить гласных занимаемой должности. Надо заметить, что служба в городских должностях тогда не оплачивалась, поэтому население неохотно принимало участие в работе малознакомой сферы управления.

Одной из главных задач Думы было формирование бюджета. Она несла ответственность за исполнение горожанами государственных повинностей, выдавала торговые свидетельства, собирала пошлины в доход города, рассматривала прошения о постройке лавок, занималась благоустройством города, его санитарным состоянием, просвещением, «народным здравием».

Система самоуправления периодически подвергалась изменениям с учетом национальных, геополитических и социально-экономических особенностей развития российских городов, на основе которых готовилось новое «городовое положение», принятое 16 июня 1870 года. После реформы городского самоуправления Дума стала избираться на основе имущественного ценза, в отличие от бывшего сословного.

Основные черты работы городской Думы можно проследить на примере одного из четырехлетий (1910-1913 гг.), рассказав о наиболее ярких личностях из гласных ее состава. На выборах, состоявшихся в апреле-мае 1910 года, разгорелись нешуточные страсти. Об этом писала газета «Русские ведомости»: «В апреле состоялись выборы гласных в Ставропольскую городскую Думу, вызвавшие небывалый до сих пор наплыв избирателей благодаря борьбе двух партий: стародумской прогрессивной и купеческой черносотенной.

Последняя уже два года готовилась к захвату власти в городской Думе. К ее услугам была газета северокавказских овцеводов «Наш край», на страницах которой почти ежедневно перечислялись «интеллигентские» грехи нынешней прогрессивной Думы. Перед самыми выборами губернатором была назначена ревизия дел городской управы, и черносотенцы надеялись на результаты ревизии и были почти уверены в своей полной победе. Выборы жестоко разбили их мечты. В первый день избрано 40 гласных; из них по черносотенному списку избрано всего пять. Лидер их, бывший председатель ставропольского отделения Союза русского народа В. А.  Соколов, прошел большинством всего в 18 голосов. Остальные 35 гласных – прогрессисты и присоединившиеся к ним наиболее интеллигентные купцы».

Городским головой был избран купец 1-й гильдии Иван Прокофьевич Меснянкин, представитель династии, которая оставила особо заметный след в истории Ставрополя. Меснянкиным принадлежали многочисленные торговые лавки на всех базарах и в гостиных рядах города, кирпичные, кожевенные заводы, домовладения в Ставрополе. В 1910 году братья Иван и Алексей Меснянкины выстроили первый в Ставрополе торгово-зрелищный центр «Пассаж». Помимо магазинов здесь были театр на 600 мест, кинотеатр «Модерн» на 200 мест. Меснянкины жертвовали большие деньги православной церкви на благоустройство храмов и монастырей.

Видимо, торговые дела и большая общественная деятельность заставили Ивана Прокофьевича подать в отставку. В январе 1911 года на посту городского головы его сменил Михаил Петрович Поярков, из потомственных дворян Тульской губернии. После окончания в 1898 году юридического факультета Варшавского императорского университета началась его карьера в должности земского начальника в Прасковейском уезде Ставропольской губернии. В марте 1903 года назначается правителем канцелярии ставропольского губернатора. С 1907 года работал председателем Медвеженского, а затем Ставропольского уездных съездов. Произведен в чин титулярного советника, затем коллежского асессора, награжден орденом Святой Анны 2-й степени. После окончания срока работы в Думе в 1913 году избран председателем губернской земской управы. Многое сделал по становлению земства в Ставропольской губернии.

Одним из гласных был избираемый периодически с 1886 года в Ставропольскую городскую Думу Иван Поликарпович Кувшинский, представитель одного из польских родов. Окончил Казанскую духовную академию, став магистром богословия. Приехал в Ставрополь в 1866 году, где сначала преподавал в Кавказской духовной семинарии. Уволившись из духовного ведомства, стал учителем истории в гимназиях Ставрополя – мужской и двух женских. Занимался просветительской работой и краеведением, был казначеем Общества содействия воспитанию и защиты детей, действительным членом губернского статистического комитета и ученой архивной комиссии, членом Ставропольского церковного Андреевско-Владимирского братства. По ходатайству городской Думы «за содействие к благоприятному для города решению вопроса о направлении железнодорожного пути и за многолетние неустанные заботы о городских нуждах» в феврале 1913 года статскому советнику И.П. Кувшинскому присвоено звание почетного гражданина г. Ставрополя.

Гласным Думы 1910-1913 годов был также известный писатель Илья Дмитриевич Сургучев. Окончил Ставропольскую духовную семинарию, в 1907 году – курс Санкт-Петербургского университета по факультету восточных языков с дипломом первой степени. Самым важным за названный период было его участие в железнодорожной комиссии, председателем которой он стал 21 июля 1910 года, сменив И. Кувшинского. Комиссия добивалась, чтобы проектируемая Армавир-Туапсинская железная дорога прошла через Ставрополь, оказавшийся в тупике после ввода в эксплуатацию Владикавказской железной дороги. И. Сургучев внес весомый вклад в положительное решение проблемы. Он принимал также участие в комиссиях по выяснению нужд г. Ставрополя и изысканию средств и способов их удовлетворения, по заведованию городской общественной библиотекой на коллегиальных началах. Несмотря на то что общественная работа отнимала много сил и времени, он активно занимался творчеством. В 1910 году в издательстве «Знание» вышел его первый сборник рассказов, в 1911-м начал работу над пьесой «Торговый дом», в 1912-м увидела свет повесть «Губернатор».

Много лет избирался гласным Думы Николай Яковлевич Динник. Родился в Ставрополе в семье служащего Палаты государственных имуществ. Учился в местной гимназии. После окончания естественного отделения физико-математического факультета Московского университета Н. Динник вернулся на родину и преподавал естественную историю и физику в гимназиях города. Помимо педагогической деятельности Николай Яковлевич с редкой преданностью занимался, пожалуй, главным делом всей жизни – изучением природы Кавказа. Был специалистом по полевой зоологии, биологом-экологом, гляциологом, ботаником, флористом, членом Кавказского отделения Русского географического общества, Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Общества по изучению Кавказа и Северо-Кавказского края и других. Его именем назван пик на Кавказе. До сих пор украшением краеведческого музея является его зоологическая коллекция.

Как рассказывали современники, Н. Динник, состоя гласным городской Думы, выступал на заседаниях редко, только по вопросам, которые хорошо знал. Пользу родному городу принес немалую. В одно и то же время с И. Кувшинским ему было присвоено звание почетного гражданина Ставрополя с формулировкой: «За долголетнюю плодотворную педагогическую деятельность и ценные ученые труды по исследованию местного края».

Добрыми делами запомнились гласные городской Думы Г. Праве – нотариус, основатель Ставропольского городского музея, организатор первой в городе бесплатной народной библиотеки; Манжос-Белый – владелец нотариальной конторы; предприниматели В. Траубе и П.  Ерганжиев; владельцы пивоваренных заводов В. Алафузов и А. Груби. Особо стоит выделить «обувного короля», как его называли, И. Пастухова, отличавшегося демократическими взглядами: на своей фабрике создавал максимум удобств для работающих. Был крупным благотворителем, жертвовал средства на нужды обездоленных, особенно на беспризорных детей.

А чем жил город Ставрополь в те годы? В мае 1910-го город торжественно отметил свое 125-летие (тогда отсчет велся от 1785 года, когда Ставрополь получил статус города). Городская управа в июне выдала первое разрешение на управление легковым автомобилем автомобилисту-любителю Г. Толстопятову. При городской Думе учреждена подготовительная о городских пользах и нуждах комиссия, которая помимо опеки над нуждающимися занималась удовлетворением духовных и культурных потребностей жителей города. В конце 1910 года в Ставрополе началась массовая электрификация.

В июле 1911 года городская Дума объявила сбор денег и одежды для оказания помощи голодающим губернии. В городском саду были устроены бесплатные народные гулянья в пользу бедных. Неоднократно рассматривался вопрос о водоснабжении Ставрополя. Был объявлен конкурс на лучший проект городского водопровода.

В 1912 году при активном участии Думы отпразднован 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. По проекту архитектора А. Булыгина на ул. Госпитальной (ныне ул. Ленина) выстроено новое здание филиала Государственного банка России. Оно и сегодня украшает краевой центр. Тогда же городская Дума утвердила положение об учреждении специального капитала для выдачи в высших учебных заведениях пособий и стипендий нуждающимся. Центральным событием 1913 года стало 300-летие царствования дома Романовых. 20 февраля архиепископ Агафодор отслужил торжественный молебен, а в Санкт-Петербург на торжества от имени городских властей поехал городской голова М. Поярков.

*****

Это всего лишь малая часть того, чем в тот четырехлетний период занималась городская Дума, ставившая себе главной целью процветание и благополучие нашего Града Креста.

Елена ГРОМОВА
««Вести себя благопристойно и справедливо…»»
Газета «Ставропольская правда»
3 апреля 2013 года