07:45, 15 марта 2013 года

История переулка Плотниковского – Менделеева в Ставрополе и Маргариты Мартыновой-Державиной

Вот так через четыре года после публикации статьи «Двести шагов и… два века» (2.02.2009 г.) я опять оказался в переулке Плотниковском (сейчас – Менделеева). Думаю, нелишне напомнить историю названия этого маленького, всего в двести шагов, переулочка.

Примерно в середине позапрошлого века ставропольский купец 1-й гильдии Николай Никитович Плотников, уважаемый в Крестограде человек, проявлявший «неустанные заботы о городских нуждах», на «пустопорожнем месте» между нынешними улицами К. Хетагурова и Р. Люксембург построил себе двухэтажный дом, сохранившийся до наших дней. Вслед за этим тут появились дома других горожан. Образовался переулок, который назвали Плотниковским.

В том же материале я упомянул об особняке, расположенном напротив «плотниковского» дома. Особняк этот был построен уже в советское время, в начале 50-х годов. Принадлежал он выдающемуся ученому-селекционеру профессору Ставропольского сельхозинститута Александру Ивановичу Державину (он умер в 1967 году, прах его покоится на Даниловском кладбище, в аллее почетных захоронений). Хозяйкой этого весьма привлекательного в архитектурном отношении строения является дочь Александра Ивановича – М. Мартынова-Державина.

И вот я, приглашенный в дом, беседую с Маргаритой Александровной. 1 декабря 2012 года, как оказалось, она отметила свое 80-летие. Из детских воспоминаний на всю жизнь запомнился ей день 3 августа 1942 года.

- Папа, – рассказывает моя собеседница, – трудился директором образованной в 1937 году Государственной селекционной станции. Вовсю полыхала война. Вот-вот немец должен был войти в Ставрополь (в то время Ворошиловск. – А. Ч.-К.). Накануне было получено распоряжение об эвакуации станции, так сказать, своим ходом. Для выполнения этой задачи было выделено несколько подвод, запряженных лошадьми, на которых разместились по две-три семьи работников станции с детьми и домашним имуществом. Везли мы и упаковки с элитным семенным материалом, документы. Приказано было также взять с собой имевшееся на станции стадо коров, чтобы буренки не достались захватчикам.

- Выехали рано утром, – продолжает Маргарита Александровна, – а когда проезжали Татарку, немецкие самолеты уже бомбили город. Около Темнолесской, помню, наш обоз остановился, подошли местные жители. Отец распорядился отдать им коров. Пришлось также расстаться с тяжелыми вещами.

Дальше был тяжкий, изнурительный путь до Баку, затем на пароходе через Каспий – в Среднюю Азию до Катта-Кургана, что в Узбекистане. Там, около этого города, ставропольских селекционеров ждали новые опытные поля. В пути Александр Иванович и его девятилетняя дочь заболели тифом.

- Если бы не мама… – вздохнула Маргарита Александровна. – Ее миновала страшная болезнь. Она делала все, чтобы спасти нас с папой. И не только нас.

После освобождения Ставрополя от оккупантов сотрудники станции вернулись домой.

Окончив в 1950 году 25-ю среднюю школу, Маргарита поступила на механико-технологический факультет МВТУ имени Н. Э. Баумана – в те годы старейший, крупнейший и самый престижный технический вуз в СССР.

- Да, – говорит Маргарита Александровна, – девушек на факультете да и вообще в училище было совсем немного. Мне лично удалось поступить, как говорится, с первого захода, потому что я прекрасно знала математику, химию, физику, другие точные науки.

- Со своим будущим мужем я познакомилась во время учебы в Бауманке, – говорит Маргарита Александровна. – Мы учились в одной группе. Общались, разумеется, тем более, оказалось, мы – земляки: я ставропольчанка, а он кисловодчанин. В 56-м получили дипломы, к слову, Станислав – «красный». После этого я по распределению уехала в Таганрог, на комбайновый завод, а он в Миасс, что в Челябинской области, на инструментальный. Обменивались письмами, как и с другими нашими однокурсниками. Только и всего.

А в 57-м, во время первого своего летнего отпуска, Стас неожиданно, как выразилась Маргарита Александровна, нагрянул в Таганрог. И в этом же году они стали мужем и женой. Непросто было, но молодожены добились «перераспределения» в Ставрополь на завод «Красный металлист». Появились дети: сначала дочь, потом сын. Пришло время, и супруги сменили «профиль» трудовой деятельности: Станислав Алексеевич ушел на преподавательскую работу в политехнический институт.

Маргарита Александровна с 1967 года (к этому времени она заочно окончила еще и математический факультет Ростовского государственного университета) стала трудиться в Северо-Кавказском филиале ВНИИгаза (теперь ОАО «СевКавНИПИгаз»). В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию. Получила звание старшего научного сотрудника.

- Это был напряженный и в то же время очень интересный период жизни (для М. Мартыновой-Державиной он составил ровно 27 лет. – А. Ч.-К.). В институте готовились комплексные программы разработки месторождений газа, а затем уже на местах мы же, авторы этих программ, помогали их внедрять, – делится Маргарита Александровна. – Командировки шли одна за другой. Я объездила всю Россию, довелось поработать в Уренгое, Ямбурге, на других крупных месторождениях. А еще были Армения, Туркменистан.

М. Мартыновой-Державиной опубликовано более 100 научных работ. Трудовой путь она завершила в 2009 году доцентом кафедры прикладных наук и математики СевКавГТУ.

- Как проходит жизнь теперь? – спрашиваю.

- Дел и забот хватает. Помогала поставить на ноги внуков, а их у меня четверо. Подошла очередь заниматься с правнуками. Их сколько, вы думаете? Пять! Родители на работе, а я с ними. Возиться с ними – самая большая радость для меня.

…Уже покидая переулок, вдруг вспомнил: тогда, в 2009-м, не дозвонился в «плотниковский» дом, не узнал, кто же живет теперь в нем. Может, повезет в этот раз? Нажал кнопку звонка, расположенную рядом с входом. На улицу вышла женщина «бальзаковского» возраста.

- Вы знаете, – спрашиваю, – как назывался переулок, в котором вы живете и кому принадлежал этот дом?

- Ну как же мне не знать, – услышал в ответ, – когда я сама в девичестве Плотникова. Плотникова Татьяна, да к тому же Николаевна.

Вот так совпадение!

Выяснилось, что Татьяна Николаевна – однофамилица Николая Никитовича Плотникова – родом из Средней полосы России. Там ее корни. Впрочем, родовые корни тех Плотниковых тоже там…

P.S. Кстати, Маргарита Александровна Мартынова-Державина – на протяжении многих десятилетий, подписчик и читатель «Ставропольской правды».

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ, член Союза журналистов России.
«Две встречи в Плотниковском переулке»
Газета «Ставропольская правда»
15 марта 2013 года