06:07, 7 марта 2013 года

Галина Близно блистательно представила программу «Владимир Высоцкий. 75 лет»

Впрочем, пением отнюдь не ограничивается творческий диапазон известной в Ставрополе актрисы, режиссера, театроведа Галины Близно. Тысячи ставропольцев хорошо знают ее по не-обычному, ею созданному в краевом центре камерному театру, сегодня, увы, приостановившему свое существование, надеюсь, временно. Помнит ее и постоянная публика Ставропольской государственной краевой филармонии, где Галина Андреевна служила также достаточно долго и успешно, пока не решилась уйти в одиночное плавание, перейдя в иную плоскость сценического существования – театральную. Параллельно она не оставляла участия в культурно-массовых мероприятиях разного плана и уровня: от дней города до вечеров камерной музыки. Ее профессионализм и творческую разносторонность высоко ценят в муниципальном концертном объединении «Аккорд», в составе которого сегодня выступает актриса. Помню, с каким удовольствием слушали ее посетители краевого музея изобразительных искусств на открытии очередной выставки: саму выставку не помню (было это года три назад), а зрительские аплодисменты Галине - отлично.

Кстати, недавно именно на площадке изомузея нам довелось встретиться вновь по замечательному поводу: здесь широко отмечалось 75-летие советского барда и актера Владимира Высоцкого. И вот на фоне, а точнее, параллельно экспозиции талантливого графика Евгения Синчинова с работами о Высоцком публика имела возможность познакомиться с тематической программой объединения «Аккорд» «Владимир Высоцкий. 75 лет». А главным, по сути, автором программы стала Галина Близно. Хотя сама она прежде всего признательна инициатору идеи – директору музея Зое Белой (с музеем они давно и успешно сотрудничают) и своим коллегам по программе - художественному руководителю камерного ансамбля «Элегия» Олегу Багдасарову, вокалисту Ивану Сердюку, сотруднику пульта видеообслуживания Алексею Денисову. И, конечно, Евгению Синчинову, давшему своей выставкой мощный творческий толчок.

Художник вернул нас к нашей истории, которая должна жить и дальше в нашей общей памяти, - сказала Галина Близно, начиная выступление перед особой аудиторией – старшеклассниками лицеев и гимназий Ставрополя.

Словно подчеркивая, как важно и для нее лично сохранение общей культурной памяти народа в новых поколениях, она прямо так и обратилась к ребятам: вы – наше будущее, мы надеемся на вас!

Надо сказать, «будущее» вело себя достойно: подростки всю программу сидели так смирно, как, наверное, ни на одной контрольной не сидят… Им было ин-те-рес-но! В устах Галины Близно краткая биографическая справка о поэте-барде-артисте звучала совсем не справочно-сухо, звучала гимном народного признания. Не могу не привести фрагмент из ее рассказа:

- В детстве он узнал жизнь двора. Но это был не тот двор, какой мы видим сегодня, куда родители боятся выпускать детей… Это был совершенно другой – советский двор. Там все было чище, проще, понятнее, терпимее. И поэтому двор не развратил, а закалил: вырос крепкий, со здоровой психикой, сильный мужик, каким он оставался всю жизнь… Мы на наших концертах поднимаем темы, близкие вашим родителям по их юности, в частности темы страны, которой сегодня нет, но которая была прекрасна!

Она рассказывала подросткам о совершенно не знакомом им человеке: каким видели его в песнях современники, каким - в театре на Таганке, каким - в кино. Как целых три его роли вошли в историю русского советского театра - шекспировский Гамлет, брехтовский Галилео, чеховский Лопахин. Как встречали его в Ставрополе в конце 70-х годов. На одном из его концертов была и юная Галя Близно, которая до сегодняшнего дня хорошо помнит арену цирка, застланную красным сукном, луч прожектора и в нем фигуру мужчины с гитарой.

- Он не кричал и не хрипел, он просто разговаривал с нами о нашей жизни. Причем в самых разных жанрах: пел песни-баллады, песни-сказки, песни-монологи и диалоги, песни-сценки. Не случайно его творчество сегодня характеризуют как энциклопедию советской жизни 60-70-х годов. Его песни звучали из киосков, на вокзалах, в рейсовых автобусах на дорогах страны, в машинах дальнобойщиков, повсюду…

А потом она запела сама, и даже те, кто давно знает Галину Близно, встрепенулись от радостного открытия новых граней ее дарования. Признаться честно, я не люблю, как Высоцкого исполняют разные наши современники, во всяком случае то, что показывают по телевизору. Претит наигранность и фальшь, претит мода на Высоцкого, да и сам вокал часто оставляет желать… Галина Близно дала яркое представление о том, как можно не исказить песни Высоцкого, но вложить в них еще и свою собственную душу! При этом каждый новый номер она превращала в настоящий мини-спектакль, заражая своим актерским азартом коллег по программе и зал. Право слово, ее варианты «Чуть помедленнее, кони», «Ой, Вань, гляди, какие клоуны…» стоило бы записать на видео, чтобы это осталось в копилке лучших эстрадных номеров. Чувствуется, что она по-прежнему блистательно верна эстетике интеллектуального театра Виктюка и в то же время шагнула сама уже гораздо дальше в мастерстве.

- Работа над программой была интересная, но тяжелая. Например, гитарные фонограммы сложны для эстрадного исполнения, некомфортны и невыигрышны, - рассказывает Галина. - Зато возникло много интересных аранжировок. Все это нужно было применить к индивидуальности исполнителей, в том числе к моей, женской, определиться с манерой. Вообще, Высоцкий – это такая глыба! Такой мощный информативный, эмоциональный, образный объем – невозможно было оторваться…

У них получилась и высокохудожественная, и замечательная просветительская вещь. Ведь сегодняшняя молодежь очень мало знает об истории такого творчества, ей все это внове.

- Конечно, для нового поколения это уже не близко, они к этому приникают именно как к истории, - размышляет Галина. - Но это не Интернет, где рядом с портретом Высоцкого увидишь порнографические картинки! В современном социально неоднородном обществе, раздираемом всевозможными противоречиями, молодому человеку очень сложно сориентироваться. Фактически за эти юные головы идет каждодневная борьба… Мне кажется, наша культура сегодня переживает тяжкие времена. При этом молодежь-то какова? Девочку спрашивают: «Кто такой Дзержинский?» Она, не сомневаясь, отвечает: «Великий русский писатель»… И это повсеместно. Вот поэтому, вспоминая Высоцкого, мы вспомнили и крупнейшие имена русской культуры, тем более никто лучше них поэта не знал. Так пусть молодежь их увидит и услышит!

Что касается «женской сущности» актрисы Близно, ей не впервые вживаться в иные образы, поскольку в своем камерном театре играла не раз мужские роли от Бени Крика до Гамлета. И даже ставя «Василия Теркина» как режиссер, сначала сама и его «сыграла» в себе… А «мужицкое» пение Высоцкого она непостижимо-органично дополняет и своим, женским – лукавым, кокетливым, многослойным. Недаром молодой вокалист «Элегии» Иван Сердюк (лауреат всероссийских и международных конкурсов) рядом с ней тоже заиграл драматически, признаваясь: «Учусь у Галины Андреевны». Надо сказать, учитель и ученик здесь отлично дополняют друг друга, творя гармоничный союз эмоционального темперамента и неспешной основательности…

На вопрос, что хотелось бы сделать еще, у Галины всегда есть ответ, нередко весьма не-ожиданный. Понятно, что сейчас Высоцкий все заслонил, но… Также с «Аккордом» она увлеченно готовит обновленную джазовую программу:

- Джаз я обожаю! Как и народные песни. Вообще, просто люблю петь! И народу нравится. Это счастье…

За плечами у нее целая гроздь ярких программ, тут и Цветаева, и презентации выставок, и ретрошлягер, и цыганские номера, и советские эстрадные… Одного хочется пожелать - больше сценических площадок, чтобы больше народу узнавало ее творчество и видело ее чаще. К примеру, программу по Высоцкому вполне можно провезти по всему Ставрополью, хотя бы по городам и районным центрам. Кто повезет? Это уже задача тех людей, кто отвечает за культуру. А сами люди культуры готовы ехать, петь, читать, делиться… Как эта женщина с вдохновенно горящим и очень умным, задумчивым взглядом. Женщина, которая поет, и не только…

«Женщина, которая поет»
Газета «Ставропольская правда»
7 марта 2013 года