06:50, 5 марта 2013 года

Павел Сипатый – военный прокурор Ставропольского гарнизона: специфика преступлений известна

Павел Александрович до приезда в наш край служил в Североморске заместителем военного прокурора гарнизона. А в целом он более 14 лет трудился в военных прокуратурах Северного флота. О море и памятных для него местах красноречиво рассказывают развешанные на стенах кабинета фотографии, картины и красочный герб. На них изображены город Заозерск, где базируется 1-я флотилия подводных лодок, и поселок Видяево - место дислокации дивизии субмарин стратегического назначения (оттуда «родом» затонувший в 2000 году российский атомный ракетоносный крейсер «Курск»).

Первую неделю в Ставрополе П. Сипатый ходил по привычке в военно-морской форме. А потом, как он признается, понял, что выглядит в сухопутном городе словно белая ворона. И переоделся в форму общевой­сковую. Но «переодевать» прокурорское видение реальности не пришлось, поскольку, по его мнению, особой разницы в специфике преступлений как на флоте, так и в сухопутных войсках нет. Воруют, дерутся и мошенничают везде одинаково.

Он вспомнил уголовное дело с десятком эпизодов, возбужденное аккурат перед его отъездом из Североморска. Некое должностное лицо учреждения, взаимодействующего с департаментом жилищного обеспечения Минобороны, распределяло квартиры для моряков. Новичкам-офицерам, прибывавшим на флот, «лицо», что называется, вешало лапшу, дескать, буквально за месяц помогу вселиться в двушку. Но за 50 тысяч рублей. Многие соглашались, кому ж не хочется побыстрее решить жилищный вопрос? И деньги «благодетелю» отдавали. Что удивительно, офицеры действительно быстро получали квартиры, но не знали, что чиновник от флота просто выполнял свои прямые должностные обязанности. Выражаясь юридическим языком, мошенник использовал служебное положение.

Или, скажем, баталеры, заведующие продовольственным и вещевым снабжением экипажей кораблей. На складах они получали товар, но до судна довозили лишь половину, продав другую на рынке. Такие факты выявлялись, и по ним возбуждались уголовные дела.

Примечательно, что меньше чем через месяц, как Павел Сипатый прибыл в наш край, были подведены итоги работы военной прокуратуры Ставропольского гарнизона за 2012 год. С их изучения он и начал знакомство с хозяйством. О некоторых моментах рассказал и нам.

В 2012 году в частях, поднадзорных ВПСГ, учтено 71 преступление. Причем по сравнению с 2011-м отмечается серьезный рост противоправных действий во Внутренних войсках МВД (на 40 процентов) и в ВДВ (на 60 процентов). А что касается ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю», то в прошлом году здесь зафиксировано девять (!) преступлений коррупционной направленности. Напомним, что в январе уже были осуждены за мошенничество в особо крупном размере и служебный подлог экс-бухгалтеры Оксана Васильчук и Ирина Грибашова (см. «СП» от 25.01.2013 г. - «Чужие премии»), а остальные уголовные дела находятся на рассмотрении в суде. К слову, количество преступлений против военного имущества или бюджетных средств, выделенных на нужды обороны, увеличилось в четыре раза.

Вместе с тем в структуре преступности в поднадзорных войсках уменьшилось количество противоправных действий, совершенных офицерами (на 42 процента). Вероятнее всего, полагает П. Сипатый, это объясняется тем, что командиры начали по-настоящему дорожить своими погонами, ведь зарплата с начала 2012-го у них значительно выросла. В два раза снизилось количество случаев неуставных отношений (дедовщина уходит в прошлое?), но на четверть подскочило число ДТП с тяжкими последствиями (а вот водить авто ребят, наверное, пока плохо учат).

И, что любопытно, по сравнению с 2011 годом стало в два раза больше так называемых уклонистов, то есть тех, кто самовольно покидает место службы.

- Почему солдаты активно побежали из армии? На мой взгляд, это напрямую связано с продолжающимся процессом реформирования Вооруженных сил, - убежден П. Сипатый. - Дело в том, что сейчас на срочников возлагается большая ответственность, и у них больше должностных обязанностей. Им сложнее и труднее стало служить, сегодня они плотно занимаются боевой подготовкой. А это, как выясняется, не все способны выдержать. Закалки, видимо, мужской не хватает.

И еще очень важный вывод делает П. Сипатый: серьезно подорван воспитательный процесс в частях. Произошло это из-за сокращения офицерских должностей, в частности, ротного звена. В итоге нередки случаи «воспитания» с криминальным уклоном. Например, на новогодние праздники в одной из железнодорожных частей младший сержант без всяких причин так сильно избил рядового, что потерпевшему была удалена селезенка. Возбуждено уголовное дело, которое расследуется военно-следственным отделом по Ставропольскому гарнизону.

Итак, какова же программа действий недавно назначенного военного прокурора? Он и его сотрудники сейчас систематически организовывают выездные десанты в поднадзорные части. Цель - выявить факты сокрытия командирами и офицерами должностных преступлений, связанных с рукоприкладством. Как это делается? «Прокурорские» приказывают построить весь личный состав подразделения для телесного осмотра военнослужащих и проводят его вместе с врачом. «Ого, а чего это у вас такой огромный синяк, рядовой?» - вдруг задаются вопросом проверяющие. И начинают выяснять: кто эту гематому поставил и знал ли об этом командир.

Кроме того, в рамках борьбы с коррупцией прокуратура Ставропольского гарнизона наладила тесное взаимодействие с органами безопасности в войсках и контрольно-ревизионными органами края. Вместе они будут проверять все воинские части и учреждения на предмет сохранности федеральной собственности. Это необходимо для выявления и предотвращения фактов хищения государственного имущества - таких, которые произошли в ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по СК». В нынешнем году в этом направлении будет проведен целый комплекс соответствующих мероприятий.

И, наконец, особое внимание военная прокуратура сегодня уделяет защите прав граждан в порядке гражданского судопроизводства. Речь идет о родственниках тех солдат и офицеров, что без вести пропали в годы Великой Отечественной. Прокуратура добивается в судах признания их «погибшими при исполнении обязанностей военной службы», чтобы родные и близкие воинов могли получать соответствующие социальные гарантии.

Павел Сипатый также обратил внимание на то, что в военной прокуратуре Ставропольского гарнизона круглосуточно работает телефон доверия: 8 (8652) 71-10-96. По этому номеру военнослужащие, члены их семей и граждане могут звонить и сообщать о всех фактах противоправных действий, совершенных воинскими должностными лицами. А личный прием прокурор гарнизона проводит еженедельно по понедельникам с 15 до 18 часов. И, что самое главное, П. Сипатый заверил, что все заявления и сообщения, поступившие в военную прокуратуру, в том числе и по телефону доверия, обязательно проверят. Ну а если на то появятся законные основания, будут приняты меры прокурорского реагирования. 

«С корабля на сушу»
Газета «Ставропольская правда»
5 марта 2013 года