07:27, 1 марта 2013 года

Юрий Бударин о дизайне и творческом Союзе дизайнеров Ставрополья

Кто они такие - дизайнеры? Они гармонично сочетают в себе дар художника, проектировщика, декоратора. Вообще, слово «дизайн» появилось и быстро распространилось по Европе в ХVl веке. Оксфордский словарь 1588 года интерпретирует это понятие как «первый набросок будущего произведения искусства». Современное представление о дизайне гораздо шире, оно далеко ушло от «просто наброска». Об этом мы говорим с председателем Ставропольского регионального Союза дизайнеров, членом Совета председателей Союза дизайнеров России, заведующим кафедрой дизайна Ставропольского государственного пединститута Юрием Будариным.

- Юрий Павлович, вы прошли весь путь становления и развития творческого Союза дизайнеров, в свое время логично «отпочковавшегося» от Союза художников. Жизнь доказала правомерность самоопределения дизайнеров.

- Действительно, могу с уверенностью констатировать: сегодня региональный Союз дизайнеров - достаточно влиятельная, заметная сила в области художественно-проектной культуры региона и России. Это отмечено целым рядом престижных наград, полученных Союзом и его представителями, лауреатами многих творческих конкурсов в области проектной культуры. К примеру, несколько моих коллег заслуженно получили «Медаль Леонардо» - одну из основных, весомых наград Союза дизайнеров России. Имя Леонардо да Винчи в названии награды не случайно, ибо этот художник для нас еще и яркий пример мощного, самобытного дизайна, достаточно вспомнить, как блистательно он занимался графикой в ходе изобретений, внедрения идей проектирования, притом что в его эпоху, конечно, понятия «дизайн» еще не существовало. Словом, в Леонардо мы видим своего предтечу.

- Хотя сами дизайнеры, кажется, существовали всегда, поскольку во все века нужны были люди, формирующие жизненную среду…

- Есть две точки зрения на дизайн как проектную культуру. Ряд авторитетных профессионалов, таких как Сергей Михайлов, Юрий Назаров, Никита Воронов, связывают с дизайном тот период создания предметной среды, когда дизайнерские проекты начали тиражироваться промышленностью и переход от ремесленного производства к промышленному инициировал появление такого специалиста, который имел бы художественное образование и творческое видение и в то же время разговаривал с инженером на языке техники. Хотя многие теоретики, и я их поддерживаю, считают, что если мы говорим о дизайне как проектной культуре по созданию предметной среды – современной, комфортной, эстетически совершенной, способствующей духовному и физическому развитию человека, то она имеет глубокие исторические корни. Бог, создав Адама и Еву, предоставил им самим обеспечивать себя одеждой, обувью, утварью, оружием, жилищем… Значит, и в те давние времена человек уже был творцом в определенном смысле слова. Но все же даже самые ультрасовременные методики отталкиваются от дизайна индустриального. Это наш краеугольный камень…

- И тем не менее сегодня это лишь одна ветвь дизайна…

- Правда, если во всем мире дизайн достаточно динамично развивается по разным направлениям, то у нас есть своя определенная социальная и экономическая специфика. Отечественное производство находится не в лучшем состоянии, развиваются лишь отдельные отрасли. Отсюда спрос на такие, например, направления, как коммуникативный дизайн, поскольку закупаемые товары надо рекламировать, упаковывать, или дизайн интерьера, поскольку худо-бедно, но все же строится и жилье, и общественные здания, которые требуют приложения сил дизайнера. В Европе тон задает индастриал-дизайн, как его сейчас называют, – предметный дизайн, а уж за ним все остальное, у нас же гораздо больше специалистов графического дизайна, ориентированных на соответствующие заказы.

- Даже при таком не слишком широком диапазоне ваш Союз существует весьма плодотворно уже второе десятилетие.

- Да, за спиной пятнадцать лет работы, кстати, нынешнюю итоговую выставку мы проводим под брендом «15+», потому как в 2012-м перешагнули этот возрастной рубеж. За это время очень многое изменилось, начиная с того, что изменилась страна, край, город, в чем-то изменились и мы сами. Но творчество осталось, оно – в основе нашей деятельности, главный критерий при приеме новых членов Союза. Именно творческое отношение к процессу проектирования делает дизайнера. Начиналась организация с девяти человек, двое из которых – Сергей Солдатов и я - сначала были членами Союза дизайнеров СССР и инициировали создание краевой организации. В Союз сразу вошли люди, уже имевшие большой опыт дизайнерской работы, высокие профессионалы, известные в крае и в стране художники. Сегодня нас более полусотни, и ситуация кардинально изменилась: колоссальный приток молодежи. В крае действует около десяти учебных заведений, ежегодно выпускающих около ста специалистов-дизайнеров.

- И все находят свое место под солнцем?

- Да, и работают активно, успешно, интересно. Как пошутила, отмечая наш бурный численный рост, одна уважаемая искусствовед, Ставрополье – край непуганых дизайнеров… В профессии постоянно идет процесс ротации. А ведь поначалу в дизайн, особенно рекламный, шли люди, едва умеющие работать на компьютере! Сегодня мы выпускаем специалистов с гораздо более высокой и разносторонней подготовкой, недаром рекламные агентства уже отдают предпочтение им. Да и заказчик становится грамотнее, он поездил по миру, много повидал и уже не хочет просто дизайн, а хочет дизайн эксклюзивный. Раньше он говорил: сделайте мне, как у Ивана Ивановича. Теперь не желает быть похожим на кого-то, стремится «звучать» по-своему, отличаться, выделяться, конкурировать даже в этом.

- Юрий Павлович, а что может дать Союз каждому конкретному дизайнеру?

- В рамках общероссийской организации региональное отделение создано для защиты творческих, юридических и иных прав членов Союза. Мы имеем право выдвижения своих претендентов на различные премии, в том числе – губернаторскую, другие награды, стипендии, гранты. У нас просторное информационное поле на интернет-портале «Дизайн юнион», бесплатном для членов Союза дизайнеров: там можно выкладывать свои разработки, общаться с профессиональной средой, получать всю необходимую для творчества актуальную информацию.

- Вы ведете и достаточно активную, заметную выставочную деятельность.

- Хотя по-прежнему не имеем собственной территории, как, например, Союз художников края, но проводим не менее 12 акций ежегодно. Наши отчетные выставки в конце года показывают весь срез творческой жизни Союза, кто в каком направлении работает, чего добивается. Это и повод для общения на наших традиционных встречах в краевом Литературном центре, который предоставляет нам свою площадку. Но отсутствие помещения, конечно, создает серьезные трудности в развитии.

- Помнится, несколько лет назад вы говорили о желании самим что-то построить, если бы город дал участок земли. Видимо, ничего не изменилось?

- Увы. Меняются мэры, меняются министры культуры, а все остается по-старому… Пытаемся что-то выпросить, но… А ведь мы могли бы делать более углубленные проекты, поскольку у нас представлены практически все номинации современного дизайна: готовить отдельные масштабные выставки графического дизайна, интерьера, полиграфии. Задумок интересных много. Пока же обходимся только жизненно необходимым. Хотя по опыту знаю, что многим мы просто интересны. К примеру, зал художественной школы привлекает немало народу, и руководство школы, давая нам площадку под экспозицию, понимает, что учащимся это весьма полезно. И министерство культуры края в этих вопросах нам старается помочь. Очень нужен такой зал и самому Ставрополю: просторный, не обремененный архитектурными изысками, такой, в котором «работало» бы само произведение…

- На словах ответственные чиновники часто говорят о необходимости поддерживать творческие союзы. Кстати, ваш союз уже много полезного делает для края, почему бы не включить вас в какие-то госпрограммы?

- Чиновников понять можно: они прежде всего отчитываются за бюджетные деньги, которые им дали на библиотеки, дома культуры, музеи, хоры, ансамбли… Так все и идет по накатанной, а союзы остаются практически в стороне, закон о культуре фактически не работает.

- А среди предпринимателей нет поддержки? Им-то ваша творческая помощь ой как нужна.

- В основном все ограничивается разовыми акциями, например, они хорошо нам помогали в организации первых фестивалей дизайна. Есть спонсоры у нашей ежегодной выставки товарных знаков и логотипов. Мы и за это благодарны и будем продолжать такое сотрудничество. Но это никак не решает главную проблему – своего выставочного зала. Мы даже в зал СХ попадаем с трудом, у них свой график работы. Активно участвовали в выставках центра «Прогресс», но там мероприятия ограничены по времени, трех выставочных дней для наших акций мало. Другая проблема – с мастерскими, коих у нас фактически нет. Каждый как-то где-то пристраивается по месту основной работы, но это мастерской не назовешь.

Стараемся развиваться и вширь, по краю. Неплохие отношения сложились с городом Невинномысском, где мы периодически выступаем. Там действует городская первичная организация Союза – хороший пример для других городов и районов. Вообще же в организационном плане ощущается нехватка лидеров на местах. Но мы об этом думаем и продолжаем искать активных единомышленников.

Что точно радует, так это успешное развитие дизайн-образования. Многие члены Союза являются преподавателями вузов, училищ, школ, поэтому мы хорошо координируем процесс, глубоко его знаем, видим тенденции, помогаем проведением мастер-классов. Вызывает широкий интерес наш традиционный конкурс дипломных работ. Только вот немного настораживает феминизация дизайна, мне кажется, что дизайнерское дело не совсем женское… Тут нужны мужские черты характера – жесткость, честолюбие, побуждающее бороться, двигаться вперед. С другой стороны, радует стремительное омоложение профессии: средний возраст - около сорока лет. А наши студенческие акции привлекают много молодежи.

- Да и само искусство дизайна представляется более молодежным благодаря тому, что отличается креативностью и хорошей провокационностью…

- С этим можно отчасти поспорить: наиболее авторитетные «иконы» отечественного дизайна давно перешагнули 60-летний рубеж… Хотя, конечно, есть очень достойные новые имена. Например, Наталья Дмитриенко в свои тридцать уже доцент, член правления Союза, координатор ежегодного межрегионального конкурса логотипов и товарных знаков «ЗНАК». Перспективные дизайнеры Елена Балакина - специалист интерьера, преподаватель СГПИ; Юлия Потапова, работающая в области коммуникативного дизайна на промышленном предприятии… Среди парней выделяется Максим Барабаш, преподаватель СКФУ, самобытный арт-дизайнер, мастер оригинальных фресок, кстати, пользующихся спросом.

- В этой связи вспоминаешь, что в Ставрополе большие проблемы с сувенирной продукцией. Никак не используется замечательная историческая символика…

- Всеми силами стремимся в эту нишу, неоднократно поднимали эти вопросы на правлении, хотели даже провести специальный конкурс по данной теме. Но ведь тут нужна технологическая база, а это серьезные инвестиции. Нужен предприниматель, способный и желающий продвигать производство, наши же бизнесмены боятся рисковать, вкладывать деньги, как они думают, в неизвестность. Уверен: на Ставрополье эта задача решаемая.

- Какие творческие планы вынашиваете?

- Собираемся проводить регулярные тематические выставки в вузах, знакомить молодежь с интересными дизайнерскими проектами. Например, на недавно прошедшей выставке представили все, чем занимаются дизайнеры в регионе. В связи с ростом рядов решили наиболее активно развивающиеся направления – графический дизайн, дизайн интерьера, арт-дизайн – выделить в отдельные секции (ассоциации) со своими руководителями, программами, акциями. Хотим также серьезно заняться своей историей, выпустить сборник статей по возникновению и развитию дизайна на Ставрополье, расскажем о персоналиях, о разных детских студиях, неформальных творческих объединениях, повлиявших на развитие дизайна. Историю регионального дизайна в России никто пока не изучал, а это интересно и с точки зрения популяризации, и вклада в дальнейшее развитие. А в мае вновь пригласим всех на ежегодный традиционный Международный фестиваль дизайна декоративно-прикладного искусства и на­род­но-художественных промыслов «Феродиз» в Железноводске. Нынче он будет юбилейным, 15-м по счету.

«Наследники Леонардо»
Газета «Ставропольская правда»
1 марта 2013 года