07:36, 30 января 2013 года

Последний полет лейтенанта Александра Сурова и членов экипажа самолета Пе-2 в 1942 году

На него вышли столичные поисковики Рафик и Мария Салахиевы с просьбой помочь найти на Ставрополье родственников летчика, трагически погибшего во время войны в Татарии. Москвичи работали с документами в Центральном архиве Министерства обороны РФ и установили, что в районе деревни Елизаветино Верхнеуслонского района Татарской АССР потерпел катастрофу самолет Пе-2, управляемый летчиком-инструктором младшим лейтенантом Анатолием Завьяловым из состава 18-го запасного авиаполка 8-й запасной авиабригады, дислоцировавшейся в Чистополе. В задачи авиаполка входило освоение молодыми летчиками новых самолетов, выпускавшихся в Казани.

- 16 декабря 1942 года самолет Пе-2 убыл в составе 779-го авиаполка на фронт для прохождения стажировки, - говорит А. Паненко. - Машина взлетела с аэродрома Чистополя. Однако вскоре из-за неблагоприятных погодных условий вынуждена была возвратиться вместе с летным звеном из района Воротынец-Ядрин, для того чтобы сесть в Казани. На обратном пути у самолета младшего лейтенанта А. Завьялова сдал правый мотор, и он начал отставать. При вынужденной посадке в районе деревни Елизаветино самолет потерпел катастрофу.

Из экипажа погибли: сам А.  Завьялов, штурман звена лейтенант Александр Суров и стрелок-радист старшина Василий Евсеев. А механик самолета Григорий Шарай остался жив, несмотря на множество ранений и контузию. Местное население похоронило троих красноармейцев на кладбище недалеко от деревни Елизаветино.

Один из погибших летчиков был наш земляк лейтенант Александр Александрович Суров, 1919 года рождения, уроженец Ворошиловска Орджоникидзевского края. В Красной армии - с 1937 года.

- Жители деревни до сих пор помнят об этой авиакатастрофе, - продолжает А. Паненко. - В детстве их любимыми игрушками были детали самолета, кои растащили по всему Елизаветино. Люди также поведали, что самолет упал зимой, было много снега. А перед этим все хорошо видели, как летчик резко отвернул небесную машину от населенного пункта.

Елизаветинцы считают, что экипаж спас деревню. Когда к месту крушения подбежали местные жители, один из летчиков ходил вокруг самолета без сапог, с окровавленными ногами, и по всему видно было, что контуженный. Его отправили в госпиталь, остальных похоронили. Позже на кладбище был установлен памятник, за которым ухаживали ученики местной школы.

- В ходе поисковой работы установлены родственники членов экипажа разбившегося самолета Пе-2, за исключением близких нашего земляка - их найти не удалось, - сожалеет А.  Паненко. - Вроде бы жена А. Сурова Нина Михайловна (в девичестве Засурина) на момент гибели супруга проживала в Ивановской области. Но архивные данные этого не подтверждают. Может, после смерти мужа она вернулась в Ставрополь и до сих пор в краевом центре здравствуют потомки А. Сурова? Надеюсь, что они отзовутся на эту публикацию в «СП».

А. Паненко прислал в редакцию уникальный фотодокумент из музея Чистополя. Этот кадр был сделан в начале 1942-го. С фотографии смотрят два офицера 18-го запасного авиаполка. На обороте написано: «Замечательный человек и товарищ Завьялов совершил свой последний полет 14 декабря 1942 года. Как все это не укладывается в голове! Солдат Никрыжка». Один из изображенных и есть тот самый командир самолета Пе-2 А. Завьялов. А второй, вероятно, А. Суров. Оба офицера были квартирантами семьи Анатолия Арсеньева, по сей день проживающего в Чистополе. Анатолию Андреевичу ныне 82 года, и постояльцев он помнит смутно. Тем не менее все эти годы фотография бережно хранилась в семейном альбоме. 

«Последний полет лейтенанта Сурова»
Газета «Ставропольская правда»
30 января 2013 года