07:10, 19 января 2013 года

Количество ДТП в Ставропольском крае за 2012 год выросло на 5 процентов

В управлении краевого ГИБДД подвели итоги за 2012 год. И выяснилась одна печальная вещь: к сожалению, в нашем крае зарегистрирован пятипроцентный рост дорожно-транспортных происшествий. Сегодня на неполных три миллиона ставропольцев приходится около миллиона транспортных средств. Только в прошлом году «автопарк» края пополнился 60 тысячами машин.

В минувшем году на дорогах края совершено 2893 ДТП, погибли 490 и получили ранения 3851 человек. Как никогда, неблагополучная обстановка сложилась с детским до­рож­но-тран­спорт­ным травматизмом. Единственным светлым пятном можно назвать уменьшение количества погибших в ДТП людей, в том числе и несовершеннолетних. Кто главные виновники аварий? По чьей вине гибнут люди? На эти и другие вопросы на вчерашней пресс-конференции отвечали начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по СК Алексей САФОНОВ и начальники отделов ведомства.

Градус за рулем

- Основные причины происшествий - несоответствие скорости конкретным условиям движения, выезд на полосу встречного движения, управление транспортными средствами лицами, не имеющими прав, несоблюдение очередности проезда перекрестков. Основные виновники аварий - лихачи и те, кто садится за руль в состоянии алкогольного опьянения, - отметил Алексей Сафонов.

Любителей прокатиться за рулем под мухой не останавливают год от года ужесточающиеся наказания. Сотрудники ГИБДД не единожды сталкивались с такими фактами, когда лишенный водительских прав за пьянку «шумахер» опять и опять садится за руль подшофе. Люди не хотят понимать, что правила дорожного движения написаны кровью тех, кто их не соблюдал. Наверное, пришла пора радикальных мер: значительных штрафов и, может быть, конфискации транспортных средств или даже уголовной ответственности для автопьяниц.

Оставляет желать лучшего и состояние улично-дорожной сети края. По статистике, каждое второе ДТП «сопровождалось» не-удовлетворительными дорожными условиями: отсутствием освещения в ночное время, аховым состоянием проезжей части, неработающим светофором и т. д.

Технедоосмотр

Безотрадные цифры наблюдаются и в статистике ДТП, произошедших по причине технической неисправности транспорта. Количество таких автоаварий в прошлом году увеличилось в два (!) раза. И такой всплеск аварийности трудно не связать с тем, что почти год в России действуют новые правила прохождения техосмотра. Согласно законодательству полномочия по проведению технического осмотра убрали из перечня функций Госавтоинспекции и возложили на аккредитованных операторов, то есть частные СТО. Сотрудники ГИБДД теперь не имеют права проверять у владельцев авто наличие талона техосмотра ни на дорогах, ни даже при постановке машин на учет. Как известно, новые правила прохождения ТО разрабатывались для ликвидации так называемой коррупционной составляющей, когда за определенную «благодарность» можно было получить талон ТО даже для самой «убитой» тачки. И, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Потому как, приняв закон, власти не слишком поторопились с так называемыми механизмами обеспечения его исполнения. Как уже рассказывала неоднократно «СП» («А там хоть не рассветай», 27.01.12; «Типичное не ТО», 21.07.12), с момента начала действия новых правил техосмотра эта процедура, призванная не выпустить на дорогу автохлам, превратилась в фарс: время от времени появляется информация о том, что некая страховая компания выдает полисы ОСАГО без техосмотра, а определенный оператор ТО выдает автовладельцам талончики, даже не взглянув на транспортное средство. Усугубляет ситуацию и тот факт, что лица, выдающие талон ТО, никак не отвечают за истинное техническое состояние машины.

Не для галочки

Так какой же выход из сложившейся ситуации видят ставропольские стражи дорог? Во-первых, не в бездумной гонке за показателями, а в качестве работы. То есть в неотвратимости наказания за правонарушение.

- Если есть, например, должностное лицо, которому выписан штраф за ненадлежащее содержание дороги, наша задача - добиться, чтобы и штраф был им оплачен, и недостатки устранены, - подчеркнул А. Сафонов.

Во-вторых, приоритетным направлением работы должно стать беспрекословное пресечение грубейших нарушений ПДД, ведущих к тяжким последствиям. А лучше - их профилактика.

- Наша основная задача сродни врачебной - болезнь, в нашем случае ДТП, лучше предупредить, чем лечить, - уверен начальник краевой Госавтоинспекции.

В-третьих, для прекращения безобразий, творящихся в сфере техосмотра, уже готовится законопроект, ужесточающий ответственность операторов, выдающих заветные талончики об исправности транспортного средства.

Кроме того, по словам А. Сафонова, большие надежды на снижение аварийности возлагаются и на системы фото- и видеофиксации нарушений: беспристрастные приборы запечатлят нарушение ПДД, и виновнику в любом случае придет «письмо счастья» с требованием оплатить штраф. А контролирующие органы должны проследить, чтобы он был оплачен вовремя и в полном объеме.

«Правила, написанные кровью»
Газета «Ставропольская правда»
19 января 2013 года