07:53, 18 января 2013 года

Алексей Лубянко: профессионализм следователя – в умении разбираться в деталях

Карьера

Алексей Васильевич Лубянко родился в селе Падинском Александровского района в 1946 году. Служил «срочную» в Польше, был механиком-водителем средних танков Т-62 и Т-55. После армии с отличием окончил Саратовскую среднюю специальную школу милиции и в 1970 году приступил к службе в Нефтекумском РОВД.

В 1977 году, окончив милицейский вуз, он в звании капитана занял должность начальника следственного отделения в Благодарном, которое вскоре было признано лучшим в краевом ГУВД. На это, конечно же, обратили внимание старшие товарищи, и через пару лет коммунистическая партия направила Лубянко на ответственный пост начальника Благодарненского РОВД.

Затем занимал должность заместителя начальника ОБХСС Ставрополья, а в 1985-м он вернулся в родной вуз - Академию управления МВД СССР. Блестящие научные знания позволили ему подняться на более высокий уровень по служебной лестнице, и Лубянко был назначен начальником краевого управления охраны общественного порядка. Оно являлось самым большим подразделением главка, и, по сути, все, кто носил милицейскую форму на Ставрополье (кроме сотрудников ГАИ), находились в подчинении новоиспеченного шефа УООП.

Направлений в работе оказалось множество плюс ко всему колоссальная ответственность, в том числе и за массовые мероприятия. Достаточно сказать, что в то время ставропольский стадион «Динамо» вмещал 22 тысячи зрителей! Жители края безумно любили и футбол, и свою команду, поэтому спортивная арена практически всегда заполнялась до отказа.

- Пока дождешься завершения матча, весь вспотеешь до нитки от волнения и напряжения, - улыбаясь рассказывает Алексей Васильевич. - Не дай бог, что-то произойдет при таком скоплении народа, голову тебе начальство сорвет мигом! Служба, что называется, круглые сутки, и у меня даже сердце стало прихватывать от мощной физической и психологической нагрузки.

История с поджигателем

В 1988 году в Ставрополе какой-то злоумышленник поджег краевой комитет КПСС! Деяние в те годы просто немыслимое по своей дерзости и неожиданности.

- Это было осенью. Рано утром житель города, захватив с собой несколько канистр с бензином, подъехал на автомобиле к Белому дому, облил горючим угол здания и ели, росшие перед ним. А затем все это запалил, - вспоминает Алексей Васильевич. - Представляете! Шум на весь Советский Союз, да и компартия тогда еще была в силе. Я подумал, что если меня разжалуют до рядового, то, в принципе, легко отделаюсь.

Поджигатель пытался скрыться, но его задержали милиционеры, несшие службу на посту в крайкоме. По словам Лубянко, первый секретарь Иван Болдырев тогда находился в командировке в Испании, и к его возвращению различные службы развернули бурную деятельность по ликвидации последствий ЧП. Пожарные чуть ли не с шампунем вымыли закопченный угол здания. Вместо сгоревших деревьев привезли из Карачаево-Черкесии похожие ели и высадили их на месте происшествия.

В милиции началась служебная проверка. Дабы не попасть под горячую руку высоких чинов из Министерства внутренних дел СССР, Алексей Васильевич обратился с просьбой к приехавшему в Ставрополь по случаю ЧП начальнику Главного управления общественного порядка МВД генералу Вячеславу Огородникову. Лубянко попросил посодействовать его устройству на преподавательскую работу в только что открывшиеся в краевом центре Высшие курсы по подготовке участковых инспекторов милиции (сейчас это Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России). Не все было просто, но все же через какое-то время просьбу удовлетворили, и он был назначен начальником кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел. К тому же по результатам служебной проверки Лубянко не был занесен в «черный список» виновных в «горячем» происшествии.

Знай, умей и действуй по совести!

В 1989-м партия предложила Алексею Васильевичу возглавить Следственное управление УВД по СК. Причем по должности он еще являлся и заместителем начальника краевого УВД. Здесь Лубянко проработал почти 18 лет, вплоть до самой пенсии. Примечательно, что и сейчас заслуженного юриста России, генерал-майора юстиции очень многие полицейские следователи называют не иначе как учителем.

- Я глубоко убежден, что профессионализм следователя или оперативного работника заключается не в общем взгляде на какой-либо вопрос, а в умении разбираться в деталях, - говорит Лубянко. - Именно по этому качеству можно сразу определить квалификацию сотрудника правоохранительных органов.

Лубянко привел пример, когда он на очередной коллегии главка, где присутствовали начальники городских и районных отделов внутренних дел Ставрополья, спросил у полковника, выступившего с докладом:

- В своей речи вы 42 раза сказали «раскрытие преступления», то есть о самом главном критерии работы милиции. А что наша статистика учитывает как «раскрытое преступление»?

Полковник молчал, низко опустив голову.

- Ну а как устанавливается процент раскрываемости? - не унимался Алексей Васильевич.

В зале стояла тишина, вспоминает генерал-майор в отставке.

- Не нашлось ни одного смельчака, который бы поднял руку и ответил, - признается Лубянко. - Однако руководители гор- и райотделов на следующем заседании коллегии уже «не плавали» в теории. Так что налицо положительный воспитательный эффект.

Алексей Васильевич никогда не боялся отстаивать свою принципиальную позицию. Он оспаривал некоторые управленческие решения и часто заступался перед начальством за сотрудников различных служб:

- Иначе не мог, внутренняя убежденность не позволяла, - признается генерал. - Если я промолчу, то как бы плюну себе в душу. А вообще, моим кредо всегда были слова знаменитого академика Терентия Мальцева: «Знай, умей и действуй по совести!».

Радости жизни

На пенсии Лубянко, как он выразился, ничего не делает - принципиально не хочет работать или заниматься общественной деятельностью. Ведь надо же и отдыхать! А приглашений что-то возглавить или где-то преподавать всегда было немало. Он наслаждается обыкновенными радостями жизни: обожает двух внуков Диму и Данилу, а также маленькую внучку Сонечку, больше внимания уделяет семье. С супругой Александрой Георгиевной вместе прожили уже больше сорока лет. Отставной генерал любит во-зиться на даче - возделывать розы, «ковыряться» на грядках. И, конечно, постоянно встречается с друзьями и коллегами из Главного следственного управления - у них всегда есть общие темы, которые надо обсудить. 

«По следу»
Газета «Ставропольская правда»
18 января 2013 года