14:52, 17 января 2013 года

Результаты работы Управления Росреестра по Ставропольскому краю за 2012 год показали правильность выбранного им курса

Итоги работы Управления Росреестра по Ставропольскому краю за 2012 год свидетельствуют, что предоставляемые им услуги по-прежнему остаются одними из самых востребованных. Минувший год отметился для Управления ростом целого ряда количественных показателей по разным направлениям деятельности, а также ознаменовался исполнением важнейших государственных задач, постановленных перед Росреестром Президентом и Правительством РФ.

Государственная регистрация прав

В 2012 году в Управление за получением услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество обратилось свыше 600 тысяч человек (по сути, каждый четвертый житель Ставрополья). Было зарегистрировано более полумиллиона прав, ограничений (обременений) прав, сделок.

Количественные показатели возросли, подчеркивают в Управлении, в числе прочего в связи с активизацией приобретения гражданами недвижимости с использованием средств материнского капитала и субсидий, предоставляемых военнослужащим, детям-сиротам и инвалидам для решения жилищного вопроса. Безусловно, немалую роль сыграло также оживление строительства жилья в Ставрополе. Возводимые объекты недвижимости включаются в гражданско-правовой оборот, что влечет увеличение числа поступающих в Управление заявлений о государственной регистрации договоров купли-продажи, мены, дарения жилья и т.д.

А вот отказов заявителям в государственной регистрации, напротив, стало меньше. Доля приостановок по предоставлению государственной услуги составила всего 3 процента, отказов – менее процента. Этому способствовало, в том числе эффективное сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, на сайте Управления в свободном доступе размещены образцы договоров по различным видам сделок. Соответственно, воспользовавшись этими образцами, заявитель может не только избавить себя от возможных ошибок, но и избежать обращения к посредникам для составления того или иного договора.

Говоря о госрегистрации прав на недвижимость, нельзя не отметить одну из важнейших социальных функций Управления Росреестра, а именно – регистрацию прав по ипотеке жилья. Динамичное развитие системы жилищного кредитования обусловило в крае положительную динамику количественного роста государственной регистрации договоров ипотеки. В 2012 году внесено более 42 тысяч записей об ипотеке, что на 20% превышает показатель прошлого года. Наиболее быстрыми темпами развивается ипотека жилья. В сравнении с 2011 годом ипотека жилья увеличилась на 31%, выдано более 2200 закладных.

Тенденция роста отмечена также в сфере госрегистрации договоров долевого участия в строительстве.

Стремясь упростить процедуру и обеспечить комфортные условия приема документов для граждан, вступающих в долевое строительство или регистрирующих ипотеку, Управление активно использовало практику создания специальных центров. В частности, свою эффективность доказали так называемый Ипотечный центр и Центр государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве. Последний, кстати, в 2012 году был преобразован в отдел регистрации договоров долевого участия в строительстве.

Причем в этом направлении будут предприняты дополнительные шаги, и уже в текущем году в рамках взаимодействия с Северо-Кавказским банком ОАО «Сбербанк России» на его базе в Ставрополе планируется открытие двух новых ипотечных центров для физических и юридических лиц, в работе которых будут задействованы только уполномоченные квалифицированные представители банковских структур и кредитных организаций, которые будут представлять интересы граждан и организаций по доверенности.

Межведомственное взаимодействие

Вступление в силу Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» потребовало от органов власти всех уровней свести к минимуму участие граждан в процессе получения ими государственных и муниципальных услуг. Развитие межведомственного взаимодействия в прошлом году стало одной из главных составляющих работы Управления. Ведь существует огромный спектр государственных и муниципальных услуг, в рамках предоставления которых ведомства тесно взаимодействуют с Росреестром.

Это потребовало от службы создания механизмов электронного межведомственного взаимодействия. В частности, Росреестр одним из первых в стране предоставил набор сервисов для системы межведомственного электронного взаимодействия через СМЭВ и Портал государственных услуг Росреестра, позволяющий реализовать получение информации из ЕГРП в кратчайшие сроки.

Соответственно, перед Управлением стояла задача эффективного продвижения электронных госуслуг в регионе. Для этого был предпринят широкий комплекс организационных и практических мероприятий, реализацию которых можно разделить на два этапа. Первый предполагал серьезную работу с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе по приведению в соответствие с 210-м ФЗ административных регламентов муниципальных услуг в части исключения обязанности заявителя представлять справки и выписки из ЕГРП. Для эффективного продвижения электронных госуслуг создавались совместные рабочие группы, регулярно проходили оперативные совещания, специалисты управления проводили обучающие семинары, в том числе и с выездом в районы, была налажена телефонная «горячая линия». Кроме того, был растиражирован специализированный методический материал и обучающий видеоролик, содержащий пошаговую инструкцию при обращении за выдачей сведений из ЕГРП в электронном виде.

В настоящее время Управлением продолжается ежемесячный мониторинг, который позволяет выявить органы власти и организации, еще не включившиеся в полной мере в процесс электронного межведомственного взаимодействия, а потому требующие адресной работы по продвижению госуслуг Росреестра. Данные мониторинга показывают, что наиболее распространенной причиной личного обращения заявителей за выписками из ЕГРП остается предоставление их нотариусам, в кредитные организации и риэлторам. В связи с этим в настоящее время активно ведется работа по реализации второго этапа продвижения госуслуг Росреестра с привлечением банков, нотариусов, а также риэлторов.

Реальных результатов в этом плане уже удалось достичь при установлении электронного взаимодействия с нотариатом, Северо-Кавказским банком, Ставропольскими филиалами Банка ВТБ, «Россельхозбанка» и др.

В результате принятых мер количество информации, выдаваемой Управлением в виде электронного документа через портал Росреестра, возросло в 20 раз. По данным на 31 декабря 2012 года, Управление находится на четвертом месте во всероссийском рейтинге службы по предоставлению сведений из ЕГРП через интернет-портал госуслуг, оказываемых Росреестром, показатель Ставрополья на эту дату – 41015 обработанных запросов. Выше по рейтингу лишь Управления Росреестра по Московской области, Санкт-Петербургу и Москве.

Всего объем выданной информации составил более 650 тысяч документов, что на 6 процентов больше, чем в 2011 году, из них свыше 400 тысяч выдано в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе по электронным каналам связи.

Повышение качества и доступности госуслуг

В 2012 году Управлением уделялось большое внимание информированию населения и популяризации преимуществ электронных услуг, получение которых не требует больших финансовых затрат, специальной квалификации, а поэтому доступно широкому кругу потребителей.

В частности, Управлением на протяжении 2012 года активно внедрялась технология самостоятельной предварительной подготовки заявителем документов в электронном виде. В результате принятых Управлением мер количество заявлений, принятых с помощью информационной системы предварительной подготовки данных, в декабре 2012 года составило 20 процентов от общего числа поступивших заявлений о государственной регистрации прав. Также сократить время ожидания в очередях позволило внедрение сервиса по предварительной записи через Интернет. 13% заявителей записываются на прием, используя предварительную электронную запись, и эта цифра постоянно растет.

Повышению качества и доступности гражданам услуг службы способствовали другие меры. В частности, на базе Управления в Ставрополе был создан Центр консультирования заявителей по предоставлению государственных услуг Росреестром. Это позволило не только увеличить количество окон приема и обеспечить комфортные условия для заявителей, но и снизить нагрузку специалистов отдела приема-выдачи документов, а также осуществлять эффективное управление очередью.

Для граждан и организаций стали также доступны услуги Росреестра на площадках многофункциональных центров, два из которых открыты в Ставрополе и один в Кисловодске. В прошедшем году сотрудниками Управления на площадках МФЦ принято более 4,5 тысячи заявлений о государственной регистрации прав и почти 7 тысяч запросов о предоставлении информации из ЕГРП.

Надзор за СРО арбитражных управляющих

Среди полномочий, возложенных на Управление, - контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В 2012 году специалистами Управления составлено 213 протоколов об административных правонарушениях. По материалам Управления судами принято 272 решения о привлечении к административной ответственности, что вдвое выше уровня предыдущего года. В том числе в двух случаях суд выбрал крайнюю меру наказания, дисквалифицировав двух арбитражных управляющих. Сумма наложенных административных штрафов составила более 507 тысяч рублей, что в два раза больше, чем в 2011 году.

В Управлении в последние годы реализуется практика участия специалистов территориальных отделов в собраниях кредиторов, проводимых арбитражными управляющими в городах и районах края. Так, в прошлом году было принято участие в 980 собраниях кредиторов, что вдвое выше показателя 2011 года. Результатом стало составление 81 протокола об административных правонарушениях, обнаруженных в действиях арбитражных управляющих.

Учитывая особую значимость и социальную ответственность деятельности арбитражных управляющих при осуществлении процедур банкротства организаций, можно сказать, что проводимая Управлением работа на данном направлении имеет ощутимый профилактический эффект, позволяя эффективно реагировать на совершаемые в данной сфере правонарушения и пресекать их.

Геодезический надзор

Прошлый год показал, что спрос на услуги, оказываемые Росреестром в сфере геодезии и картографии, заметно растет. Так, Управлением в 2012 году рассмотрена 541 заявка по предоставлению материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ), что вдвое больше, чем в 2011 году. Кроме того, выдано 445 (в 2,7 раза больше) разрешений на пользование материалами и данными ФКГФ и 165 (на 101% больше) уведомлений об устранении нарушений.

Кроме того, Управлением проводятся проверки соблюдения законодательства в сфере геодезии и картографии при выполнении государственных и муниципальных контрактов. Результатом надзорной деятельности Управления становится качественный продукт, подготавливаемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для нужд государства.

В 2012 году на Ставрополье проведены 32 плановые проверки, по итогам которых выявлено 39 нарушений. Причем впервые в России был создан судебный прецедент в правоприменительной практике арбитражных судов по исковым заявлениям, предъявленным Управлением юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о взыскании компенсации за незаконное использование материалов и данных ФКГФ. Было предъявлено 20 исковых заявлений о взыскании компенсации за незаконное использование исключительного права на объекты авторских и смежных с ним прав Российской Федерации и запрете использовать материалы и данные ФКГФ без наличия соответствующего разрешения. Все исковые заявлений рассмотрены и удовлетворены в полном объеме, общая сумма взысканной компенсации превысила 550 тысяч рублей. Виновными должностными лицами внесена компенсация на сумму более 120 тысяч рублей.

Земельный надзор

Одной из основных функций Управления является осуществление государственного земельного надзора, в число задач которого входит выявление нарушений в сфере земельного законодательства и обеспечение их устранения. Кроме того, ведомство предпринимает меры для недопущения совершения нарушений земельного законодательства.

Если говорить о конкретных цифрах, то Управлением в 2012 году проведено более 8300 проверок соблюдения земельного законодательства, по их результатам выявлено свыше 5100 нарушений. В итоге к административной ответственности привлечено 2860 лиц, что на 10 процентов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Сумма наложенных на правонарушителей административных штрафов превысила 3,7 миллиона рублей. Выполняемость плановых проверок соблюдения земельного законодательства составила 98%.

Кадровая политика

Принципиально важно, что в Управлении есть понимание: эффективность работы ведомства во многом зависит от профессиональной компетенции государственных гражданских служащих. И в настоящее время кадровая политика Управления ориентирована на формирование работоспособного и эффективно функционирующего коллектива, способного успешно решать поставленные задачи. Для достижения этой цели Управление особое внимание уделяет совершенствованию профессиональной подготовки кадров.

Не последнюю роль в этом играют меры, направленные на адаптацию молодых специалистов, их подготовку к выполнению профессиональных обязанностей. Так, только за прошедший год Управлением разработано более 30 организационно-методических материалов (так называемых «настольных книг»), непосредственно ориентированных на основные направления деятельности. Активно используется метод наставничества.

Также нельзя не сказать о тесном сотрудничестве с ведущими вузами края. В частности, с ними заключены соглашения о прохождении студентами производственной и преддипломной практики на базе Управления. Кроме того, активную деятельность осуществляют созданные при Управлении Научно-консультативный совет и рабочая группа. В рамках их работы ведется взаимодействие по совершенствованию учебных планов с целью совместной подготовки выпускников, ориентированных на успешное прохождение государственной гражданской службы. Об эффективности подобного взаимодействия свидетельствует то, что студенты, успешно прошедшие практику в Управлении Росреестра, гарантированно принимаются на работу.

Задачи на 2013 год

Результаты работы Управления за прошедший год показали правильность выбранного курса и своевременность предпринятых действий. Все структурные подразделения готовы к оперативному выполнению возложенных функций. Однако нельзя не сказать о перспективах наступившего года. В частности, основная задача Управления Росреестра по Ставропольскому краю на 2013 год – оптимизация государственных услуг, повышение качества и доступности их оказания.

Напомним, распоряжением Правительства РФ 1 декабря 2012 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», призванный оптимизировать внутриведомственные процедуры, связанные с регистрацией недвижимости, упростить и ускорить процедуру регистрации, повысить информированность населения об услугах Росреестра, создать единый и полный реестр объектов недвижимости, в котором, в частности, были бы достоверные сведения об объектах, их собственниках, местоположении и оценочной стоимости.

И Управление уже приступило к претворению в жизнь плана мероприятий по реализации «дорожный карты», входящих в компетенцию руководителя Управления. Он направлен на сокращение до 7 дней срока государственной регистрации, снижение до 10 минут времени ожидания в очереди, увеличение до 70% доли государственных услуг, оказываемых через Интернет, организацию межведомственного электронного взаимодействия с органами власти, судебными приставами, кредитными организациями, нотариусами с учетом уже имеющегося у Управления опыта в этом направлении, и совершенствование процедуры предоставления государственных услуг, максимально исключив при этом личное участие граждан. 

Юлия ПЛАТОНОВА