06:59, 12 января 2013 года

О планах реорганизации психиатрической службы рассказал главный психиатр Ставрополья Олег Боев

- Олег Игоревич, сегодняшнее интервью можно назвать вашей визитной карточкой, поскольку это ваше первое выступление в печати в новом качестве. За то время, что вы возглавляете психиатрическую службу края, вы, безусловно, уже освоились и имеете планы на перспективу.

- Да, было достаточно времени, чтобы вникнуть в текущие вопросы и подумать о направлениях развития системы психиатрической помощи в крае, тем более что основные цели и общие принципы развития здравоохранения в России прозвучали в октябре на Первом национальном конгрессе врачей, на котором я побывал в составе представительной ставропольской делегации. В работе конгресса принял участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и возглавил правительственную комиссию по охране здоровья граждан. Это мне представляется событием знаковым. Потому что свидетельствует о том, какое важное значение придает правительство модернизации российской системы здравоохранения во всех ее отраслях. В конце декабря принята Государственная программа развития здравоохранения РФ, которая включает 11 подпрограмм, в том числе касающихся психиатрической помощи населению и внедрения инновационных методов диагностики и лечения. А наша задача - сделать все, чтобы добиться ожидаемых от отрасли результатов.

К основным задачам развития здравоохранения в целом и краевой психиатрической службы в частности относится повышение ее качества и доступности. Сегодня мы приступили к реорганизации, предусматривающей развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование и расширение стационарозамещающих медицинских технологий. Особый приоритет в развитии амбулаторной службы, поликлинического звена - профилактическая работа с усилением патронажной и реабилитационной функций, сокращение сроков оказания неотложной помощи, максимально быстрая доставка в случае необходимости пациента в больницу.

В больнице уже сегодня работает большой дневной стационар, куда люди приходят для принятия необходимого лечения без отрыва, так сказать, от производства. В день это отнимает у пациента от одного до двух-трех часов. Экономически выгодное решение. Человек лечится и при этом продолжает работу. Только острое протекание заболевания и состояние, нарушающее трудоспособность, должны быть причиной для госпитализации. Более того, рассматриваются предложения об организации на базе больницы ночного стационара, что, по опыту столичных больниц, достаточно востребовано. Это позволит пациенту после работы пройти процедуры, поужинать и отдохнуть до утра. При таком подходе мы совмещаем интенсивное лечение, необходимый отдых после процедур и сохраняем пациенту столь необходимое для работы дневное время.

Перспективным направлением развития амбулаторной службы считается стационар на дому. В этом случае больной может наблюдаться, принимать уколы и капельницы в домашних условиях.

Важнейшее направление развития психиатрической службы - внедрение смешанных психосоматических отделений и кабинетов. Причем не только на краевом уровне. Сегодня в каждом районе имеется участковый психиатр, однако один специалист с трудом справляется с потоком нуждающихся в помощи. Учитывая, что свое-временное распознание отклонений в психическом здоровье очень важно для назначения эффективного лечения, возникает необходимость оптимизировать, как говорят специалисты, маршрутизацию пациентов. Проще говоря, упростить доступ нуждающегося в помощи к нужному специалисту. Бывает так, что человек, допустим, жалуется на проблемы с сердцем, а кардиограмма показывает, что отклонений по этой части нет. Все дело, как выясняется, в душевном состоянии пациента, которое сказывается и на физическом состоянии. Для назначения эффективного лечения в этом случае необходимо объединить усилия кардиолога и психиатра. И понятно, что в сложных случаях необходимо направить в краевую больницу, располагающую большими возможностями для полного его обследования. Для этого планируем усовершенствовать взаимодействие районных психиатров и профильных кабинетов больницы для лечения смешанной патологии: неврологической, кардиологической, кожной.

Безусловно, потребуется расширение психиатрической службы на местах. Это очень важно, как я уже сказал, для скорейшего распознания больных со смешанной патологией.

- Олег Игоревич, а не возникает ли проблем с направлением больного к психиатру? Известно, что даже во врачебной среде присутствует некоторая боязнь психически больного.

- Представление о психически больном часто зиждется на стереотипе. Это обязательно буйный, в смирительной рубашке. Далеко не так. Такого рода больных примерно 0,5-1% от общего числа людей, нуждающихся в психиатрической помощи. Конечно, о таких пациентах интересно снимать фильмы, показывать шокирующие репортажи и запугивать население медицинскими репрессиями. Менее привлекательно в СМИ выглядят случаи, требующие психиатрической помощи, связанные, например, с нарушениями сна, снижением работоспособности в результате депрессии или неустойчивых эмоций. И мы действительно сталкиваемся с недостаточной осведомленностью не только СМИ, но и коллег о протекании психических заболеваний и умении контактировать с подверженными им людьми. Чтобы изменить ситуацию, планируем вести просветительскую деятельность, в том числе среди мед-работников. Например, крайне часто встречаются депрессивные состояния, когда сам больной даже не понимает, в какого рода помощи нуждается. И в этом случае терапевт должен сам распознать симптомы расстройств и направить человека к нам.

- Сегодня самым распространенным психическим расстройством считается депрессия. Наверное, не случайно на базе краевой больницы была проведена научно-практическая конференция на тему «Депрессия: глобальный кризис», на которую приезжали в том числе и крупные специалисты в сфере психиатрии из Москвы и других регионов. Да и вашим специалистам было что сказать. Известно, что именно в Ставрополь зачастую едут за профессиональным опытом. Правда ли, что именно депрессия нередко становится основой для психосоматических заболеваний?

- Депрессивные, тревожные состояния, как правило, провоцируются глобальными социально-стрессовыми переменами в государстве, экономике. Неуверенность в завтрашнем дне ставит человека в неопределенное пограничное состояние. Если хватает внутренних ресурсов, он справляется. В противном случае могут развиваться легкие или умеренно выраженные тревожные, депрессивные или навязчивые состояния, усиливающиеся под воздействием интенсивной работы, ежедневного напряжения, информационной загруженности. Подавленное настроение, повышенная раздражительность, снижение работоспособности, нежелание порой даже ухаживать за собой или домом - эти симптомы на первых порах, как правило, игнорируются и никак не анализируются с точки зрения начала болезни. Тем не менее депрессия не случайно считается болезнью XXI века, а число заболевших растет. К 2020 году, по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это заболевание может выйти на первое место в качестве причины ограничения трудоспособности, обогнав даже сердечно-сосудистые заболевания. Просто человек не справляется с теми стрессами, которые преподносит наше динамичное время. Исследование, проведенное на базе поликлиник Москвы, показало, что тревога, навязчивые настроения, депрессия так или иначе касаются от 30 до 50% обратившихся за медицинской помощью. Причем чаще всего обратившихся совсем по другим поводам.

Депрессия несет в себе и экономические потери для общества в целом. Снижается работоспособность, человек не в состоянии выполнить объем работы, который раньше успевал сделать в течение дня. Высокий уровень развития экономики и общества не является гарантией здоровья общества. Именно поэтому депрессия - болезнь цивилизации. С приходом новейших технологий подверженность стрессам усиливается. Сегодня в США это самая большая проблема. У человека возникает чувство пред-определенности, тупика, туннеля, по которому он вынужден идти, подчиняясь множеству ограничений. Человеку сложно реализовать свою индивидуальность, ведь вокруг все подчинено правилам и алгоритмам. Крайне трудно вырваться из этого процесса и перейти на иной уровень. В итоге притупление эмоций, болезненность и дискомфорт в теле. Поэтому порой антидепрессанты, а не иные лекарства помогают унять головную боль, боли в сердце и т. д. Именно по этой причине в нашей больнице действует четыре отделения психосоматического направления, где занимаются пограничной и смешанной патологией.

Важно знать, что чаще всего депрессия возникает не как результат обычного переутомления или конфликта с другом, а как закономерное развитие генетической предрасположенности к пограничным нарушениям, в частности к депрессивным состояниям.

Одной и из причин, усугубляющих течение депрессии, может быть плохая экологическая ситуация или же некачественное питание. Химические соединения вызывают дисбаланс в чувствительных мозговых клетках, что уменьшает возможность адаптации человека в напряженной стрессовой ситуации и ускоряет развитие болезни.

- Как-то не принято у нас обращаться за помощью к психотерапевту.

- К сожалению. Уйти от назревающей проблемы пытаются по-разному: через алкоголь, наркотики, игры разного рода. Но такие средства только ухудшают психологическое здоровье. Кстати, трудоголизм - тоже одна из форм зависимости. Нереализованные потребности, желания, энергия, изначально заложенные, трансформируются в повышенную работоспособность или ответственность.

- Как же не довести себя до крайнего состояния?

- Внимательно относиться к своему здоровью, заботиться о себе, своевременно обращаться за консультацией к врачу. Следить за режимом труда и отдыха, не допускать нарушений сна. Ведь именно во сне идет мощный процесс восстановления организма. Необходимо знать свои психологические особенности, уметь регулировать свое состояние, управляя эмоциями и разумом. Возможно, этому понадобится научиться, но вы не пожалеете. Тренируйтесь работать с неэффективными установками. Зачастую именно эти установки и поведенческие принципы, которые переданы от родителей, семьи, сформированы в течение жизни, двигают нами.

- А говорят, судьба...

- Судьба - это своего рода поведенческий стереотип, закрепленный генетически и переданный потомству, а также усвоенный в процессе взросления и становления личности. И, как вы понимаете, это не означает обреченности. Человек не просто способен меняться, а обязан быть гибким и адаптивным. Ведь только способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям повышает шанс на выживание в обществе. Но зачастую человек не может разобраться, что он должен менять в своей жизни и в себе, с чего начать. Но есть профессиональные психологи, врачи-психотерапевты, психиатры, к помощи которых вы можете прибегнуть.

Группа наших специалистов принимала участие в тестировании школьников, в результате которого были выявлены дети, психологические особенности и стереотипы поведения которых с высокой вероятностью приведут их в будущем к развитию, скажем, суицидального, зависимого или криминального поведения. Если своевременно принять меры, ребят можно спасти. Профилактикой социально-стрессовых расстройств, о которых говорили выше, будет также стабилизация системы ценностей, идеологических и государственных установок, точно расставленные приоритеты, в том числе между личным и общественным. Другими словами, здоровая система ценностей, царящая в обществе, - мощная защита, позволяющая сохранить и укрепить психологическое состояние каждого человека в любом социальном статусе и с разным достатком.

- Правильно ли я понимаю, Олег Игоревич, что знание своих психологических особенностей помогает человеку строить жизнь, избегать болезненных психических состояний?

- Безусловно. И избегать не только болезненных состояний, но и укреплять психологическое здоровье, повышать свою эффективность в труде, быть более успешным и стойким к стрессовым ситуациям. Наука и практика знает множество методик и упражнений, способствующих вашему личностному росту и развитию. Это все равно что, например, для быстрого набора текста на компьютере вы учитесь методу слепого десятипальцевого набора. Обучившись, вы уже обладаете навыком, выгодно отличающим вас от коллег. А научившись управлять своими эмоциями, желаниями и мыслями или хотя бы понимать, как они влияют на ваши ежедневные решения и поступки, укрепите психологическое состояние и сделаете его более управляемым, а значит, и более гибким и стрессо-устойчивым. Если же все-таки болезненное состояние развивается и, например, заметна глубокая степень депрессии, то основную роль будут играть медикаментозные технологии лечения. Отрадно осознавать, что в этой сфере мы не отстаем от наших зарубежных коллег, а где-то даже и превосходим. Хотя, конечно, нам есть чему у них учиться. Пока они превосходят нас по условиям, созданным в стационарах, и очень развитой медико-социальной службе. Думаю, что запланированные совместные научно-практические конференции с нашими немецкими и французскими коллегами будут полезны для обеих сторон.

«Депрессия – болезнь цивилизации»
Газета «Ставропольская правда»
12 января 2013 года