11:17, 5 января 2013 года

Мастера прикладного искусства Ольга Черничкина и Евгения Васильева представили в Ставрополе новую выставку

Нынешняя, несомненно, может быть отнесена к самым ярким и волнующим подаркам. А преподнесли его нам музейщики благодаря тому, что живут в Ставрополе уникальные мастера прикладного искусства Ольга Черничкина и Евгения Васильева. Мама и дочка работают в технике лоскутного шитья и не раз поражали публику своими оригинальными изделиями. Соответствующее и, надо сказать, весьма романтическое название носит их нынешняя рождественская выставка – «Цветные сны».

Войдя в этот небольшой музейный зал, переносишься в волшебный мир красочных переливов, а каждая из работ, независимо от своего масштаба – здесь есть и большие, во всю высоту помещения, и совсем маленькие, умещающиеся в ладони шедевры, – рассказывает свою новую сказку. Будь то чудесный сундучок с набором тряпичных куколок-оберегов, всевозможных размеров и очертаний салфетки или самые настоящие сюжетные картины. Восхищенно рассматривая это ажурное великолепие, с трудом веришь, что все выполнено из кусочков ткани. Тем более сложно сопоставить необыкновенное искусство современного лоскутного шиться с его предтечей – скромными поделками крестьянских семей, рачительно приспосабливавших каждый кусочек холста и ситца для изготовления самых необходимых в доме вещей – одеял, ковриков, салфеток и т. д. Ничего в хозяйстве, таким образом, не пропадало, из старых, заштопанных-застиранных рубах, платков, сарафанов умелые руки изготавливали «новые», вполне пригодные. Первые упоминания о методе соединения различных тканей относятся к описаниям XI века, хотя дату эту, конечно, точной считать не стоит. Историки полагают, что лоскутное рукоделие появилось в разных странах практически одновременно, впрочем, официально-условно называют родиной данной техники Англию, откуда шитье получило распространение в Европе, в том числе и в России. Сегодня лоскутное шитье переживает настоящий ренессанс, превратившись из экономичного применения «лохмотьев» в самостоятельное творческое направление. Во многих странах и городах появляются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся конкурсы и фестивали мастеров. Тем приятнее сознавать, что Ставрополье не отстает от веяний времени, что у нас уже есть даже собственная замечательная династия мастериц.

- В экспозиции представлены декоративные панно, дорожки, обрядовые обереговые, а также бытовые предметы, выполненные в технике лоскутного шитья, - рассказывает музейный хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства Наталья Архипова. – Ольга Черничкина, будучи инженером по профессии, двадцать лет назад увлеклась шитьем, а Евгения, подрастая, пошла по ее стопам, но уже имеет за плечами художественное училище и отделение дизайна пединститута, где теперь сама преподает. Первоначально она помогала Ольге Васильевне делать эскизы будущих работ, поэтому в экспозиции есть много их совместных панно. Сегодня они признаны на российском и международном уровнях, имеют дипломы лауреатов фестивалей, проходивших в Суздале, Владимире, Новгороде, Международного фестиваля дизайна на КМВ «Феродиз-2012», фестиваля ЮФО в Москве, зональной выставки «Юг России - 2012» в Ростове-на-Дону, многих мероприятий, проводимых Союзом художников России, Союзом дизайнеров России, краевым Домом народного творчества. Зарубежные коллеги не устают поражаться богатству фантазии русских мастериц.

Излюбленная тематика Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой – древнеславянская культура, обрядность и мифология. Во многих их работах ассоциативно переданы русские народные мотивы, они насыщены традиционно популярными солярными (солнечными) знаками, несущими огромную смысловую и духовную нагрузку. Так, «Петр-солнцеворот» (летний) буквально пышет ярким, красным, буйным колоритом. Другая композиция с не менее выразительным названием - «Спиридон-солнцеворот» (зимний), наоборот, выдержана в холодных тонах. Панно «Из России с любовью», выполненное на основе павловопосадских шалей, народного промысла, удачно сохраняет их основные мотивы, строй, гаммовые особенности, традиционную образность. Поражает воображение работа «Ставрополь – Град Креста», отмеченная дипломами на разных выставках. Ее, пожалуй, можно назвать своего рода художественным признанием в любви к родному городу. С другой стороны, в ряде работ ставропольских мастериц весьма сочно, выразительно оживают колорит и ритмы далеких стран - «Норвегия», «Мавритания», «Каир».

- В лоскутном шитье ярко выражены преемственность мастерства, коллективный опыт и эстетический вкус многих поколений, - говорит Н. Архипова. - И в наши дни многие женщины отдают свое свободное время этому популярному виду творчества, несущему красоту, вкус, опыт национальной художественной культуры. Удивительно, но при всей традиционности народное искусство никогда не останавливается в развитии, отражая время и особенности живого творчества мастеров разных эпох. Сегодня в нашем крае во многих городах и селах лоскутное шитье получило широкое распространение в самодеятельном творчестве. Ну а Ольга Черничкина и Евгения Васильева представляют уже профессиональное искусство.

Особую прелесть выставки составляют различные обереги, от которых так и веет мощной, не выразимой словами магией древности и одновременно – милым домашним уютом и теплом. Вепские куклы, куклы в стиле Хохломы и Гжели, а также совершенно очаровательные крыски-зерновушки – символы достатка в доме, недаром их овальные туловища плотно наполнены зерном. В каждой такой тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Кстати, у старинных куколок никогда не изображалось лицо, что связано с древними представлениями о роли игрушки не только как воспитательного, но и магического предмета. «Безликая кукла» служила «оберегом»: отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил.

Вот как много могут поведать и незамысловатые с виду игрушки, и красочные, наполненные образами-символами панно-обереги… А еще не могут не поражать то терпение и творческое упорство, с которыми мастерицы кропотливо созидают эти рукотворные чудеса. Из сотен крошечных фрагментов со вкусом подобранных тканей воплощаются в настоящее произведение искусства образы, рожденные фантазией художника. Уходить из музейного зала просто не хочется! Ощущение это чем-то похоже на детские воспоминания о том, как не хотелось расставаться с волшебной сказкой, выходить из ее прекрасного мира «в быт». Здесь же быт, сказка, история, красота соединились воедино, и получилось настоящее рождественское чудо.

««Прекрасное впечатление»»
Газета «Ставропольская правда»
5 января 2013 года