07:31, 29 декабря 2012 года

Симфонический оркестр Ставропольской филармонии дал концерт в честь своего 25-летия

В адрес музыкантов симфонического оркестра прозвучали слова признательности от их многочисленных почитателей. А заместитель министра культуры края Валентина Крихун вручила ряду участников коллектива почетные грамоты министерства.

На пресс-конференции, которая прошла перед юбилейным концертом, журналисты узнали немало интересного об истории, победах и проблемах уникального коллектива. Сегодня уже бесспорен факт: за минувшую четверть века, что существует оркестр, Ставропольская краевая филармония стала местом паломничества любителей оркестровой музыки. Поначалу в стенах исторического особняка зазвучали инструменты небольшого камерного оркестра «Ренессанс». У истоков его создания стояли теперь уже известные ставропольские музыканты Семен Дольников, Рафаэль Зананян, Геннадий Образцов, Елена Приганец, Томаз Сухиташвили, Вячеслав Мартынов, Жанна Селеменева, Игорь Писарев, Станислав Прокопчук, Галина Шимарина и другие.

Первым дирижером стал Юрий Сучков, позднее его сменил Владислав Чачин, по инициативе которого оркестр был расширен за счет группы духовых инструментов. Важную роль в организации, комплектации и становлении симфонического оркестра филармонии сыграли тогда еще заместитель председателя правительства Ставропольского края А. Золотухина, министры культуры Ставропольского края А. Марков, Е. Луганский, директор филармонии заслуженный работник культуры РФ В. Куникина.

Знаковым для коллектива стал 2001 год: камерный оркестр «Ренессанс» был преобразован в симфонический. Главным дирижером стал заслуженный артист РФ Юрий Каспаров. Во многом благодаря ему оркестр быстро «вписался» в музыкальную жизнь Ставрополья. Казалось бы, вот оно, счастье - неизменный успех на сцене, почет и уважение. Но на пресс-конференции говорилось не столько о роли оркестра и значении высокой музыки в жизни края (они, конечно, несомненны), сколько об острых житейских проблемах.

- За эти годы качественно изменилось звучание оркестра, - отметил дирижер Андрей Абрамов, - но удерживать высокую планку сложно, ведь музыканты от нас уезжают...

А художественный руководитель филармонии Анатолий Пянзин признался, что денег не хватает даже на инструменты:

- Чтобы была стройность звучания, инструменты должны быть от одной фирмы-производителя, а у нас их, как правило, музыканты приобретают по случаю и за свой счет. На мой взгляд, симфоническому оркестру пора придать особый статус, он должен иметь свой собственный фонд. Есть такая поговорка: «Если государство не кормит свою армию, значит, обречено кормить чужую». Эту формулу можно применить к судьбе оркестра: если не будем растить и воспитывать своих музыкантов, то через 10 лет будем приглашать чужих, давать им квартиры и спрашивать, какую зарплату они хотели бы получать. Сложно соединить высокую музыку и коммерческую выгоду: могу сказать откровенно, что экономически оркестр себя не оправдывает. Гастроли для музыкантов - дорогое удовольствие. Во всем мире искусство поддерживают меценаты, у нас их практически нет. Да и, скажем честно, богатые спонсоры нынче предпочитают музыку иного характера - увеселительную.

О высоком статусе симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии свидетельствует тот факт, что с ним работали великие дирижеры Мартин Кнель, Виктор Афанасьев, Александр Сиднев, Валерий Хлебников, Илья Петренко, народный артист РФ Семен Коган, лауреат Всероссийского конкурса Денис Ивенский. Громко прошли премьеры оперных постановок «Иоланта» и «Алеко», мюзикла «Шарман канкан».

- У музыкантов оркестра богатый опыт работы с солистами мирового уровня, - продолжила разговор музыковед филармонии Ольга Руднева. - Достаточно привести в пример фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья-2012», на котором выступили такие звезды, как солист оперного театра Мехико Сити, выступающий на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Алехандро Ольмедо, лауреат международных конкурсов, солистка театра имени Джузеппе Верди (Италия) Лилия Пивень, победители различных международных и российских конкурсов, исполнители московских музыкальных театров: «Геликон-опера» - Мария Масхулия, театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - Лариса Андреева и другие.

Сегодня все кругом гонятся за «инновациями» в разных сферах жизни, и за всеми этими суетными заботами о творческих людях, как всегда, увы, забывают... Юбилейный вечер симфонического оркестра филармонии, названный организаторами «Бенефис», не столько стал подведением итогов пройденного творческого пути великолепного коллектива, сколько выразительным «намеком» на то, что классическая музыка - это серьезная музыка, требующая к себе такого же особого, серьезного и более трепетного отношения, как и талантливые люди, которые нам ее дарят.

«Заставляя биться сердца»
Газета «Ставропольская правда»
29 декабря 2012 года