16:18, 3 декабря 2012 года

Выставка микроминиатюр Эдуарда Казаряна открылась в Кисловодском музее «Крепость»

После легендарного Левши, подковавшего блоху, ереванец Эдуард Казарян считается одним из самых известных мастеров микроминиатюр. Художник изготовил их около тысячи. В Книге рекордов Гиннесса он упоминается неоднократно, главы многих государств мира в свое время получили в дар от правительства Советского Союза замечательные произведения искусства «от Казаряна», рассмотреть которые можно только через увеличительное стекло.

- К огромному сожалению, в начале этого года дедушка скончался, - рассказывает Ваган Тер-Мартиросян, – на 89-м году жизни. Не только родственники, а и все, кто его знал лично, искренне скорбели. Он был необыкновенно жизнерадостным, с огромным чувством юмора. Когда мы собирались и дедушка начинал рассказывать свои придуманные сказки, все буквально ухохатывались.

Верно подмечено: талантливый человек обычно талантлив во многих областях. Мало кто знает, что Эдуард Казарян был замечательным альтистом, концертмейстером симфонического оркестра Армении, где он проработал 50 лет. Еще реже вспоминают от том, что искусственные хрусталики человеческого глаза для первых операций выдающегося глазного хирурга Федорова изготовил именно Казарян. По сей день несколько человек в нашей стране смотрят на мир через хрусталик, сделанный Казаряном.

Что же касается художественных микроминиатюр, то, как убежден Ваган, научить этому невозможно. Это дар, который встречается очень редко.

- После деда появился один мастер на Украине, один – в Омске. А в Ереване, где есть несколько хороших художественных училищ, мы проводили кастинг среди 300 студентов. Но не смогли отобрать ни одного, способного сделать хотя бы простейшую микроминиатюру.

- Я тоже пробую делать микроминиатюры, - признался устроитель выставки. – Но начал недавно, так что мне еще учиться и учиться.

История Эдуарда Казаряна подтверждает, что выдающийся талант, как правило, пробивается сам. В 1928 году 5-летний Эдик от нечего делать разобрал до последнего винтика часы отца, прокурорского работника. Затем сам, без чьей-либо подсказки, вырезал каждую деталь из дерева. Когда ребенок собрал деревянные часики размером со спичечный коробок и они пошли как настоящие, это был шок для родителей.

Выставки поделок Эдика Казаряна не раз устраивали в детском саду. Когда учился в консерватории имени Комитаса, стал делать миниатюрные музыкальные инструменты. Причем они звучали. Самая маленькая скрипка Казаряна, состоящая из 56 частей, имеет длину четверть миллиметра и весит 0,003 грамма.

Однажды Эдуард нарисовал портрет вождя на рисовом зернышке. Он так понравился, что в 1947 году Сталин лично распорядился как можно шире пропагандировать армянского вундеркинда. С тех пор руководители Армении взяли за правило в знак особого уважения дарить почетным гостям микроминиатюры Казаряна.

О том, как работал Казарян, широко известно. Он делал очередное движение только между ударами сердца. Для этого даже научился произвольно замедлять сердцебиение. А вот о некоторых казусах, случавшихся в мастерской художника, знают только родные и близкие.

- Как-то дедушка на рисовом зерне скопировал масляными красками «Девятый вал» Айвазовского, - рассказывает Ваган. – Он жил на девятом этаже с видом на Арарат. Была прекрасная погода, балкон настежь. Вот и положил он миниатюру на подоконник подсушиться на солнышке. Отвернулся, и тут откуда ни возьмись голубь. Склевал рисовое зернышко с маслом – и был таков! А для деда трагедия: шесть месяцев работы коту под хвост.

Другой раз, уже во время перестройки, генсек Горбачев решил удивить Буша-старшего портретом на рисовом зерне. Обратились к Казаряну. Тот попросил фото американского президента и наилучшее зернышко риса. Под микроскопом на специальной подставке долго рисовал. Вышло удачно. Привстал, чтобы передохнуть. Вернулся – подставка на месте, лупа на месте, а зернышка с портретом нет - исчезло.

- Мастерская у деда была небольшая – 30 квадратных метров, - вспоминает Ваган. – Но сказать, что в ней царил беспорядок, значит ничего не сказать. Это были горы всевозможных деревяшек, камешков, кусочков проволоки и так далее. Несколько часов я, мой младший брат и трое кагэбэшников искали зернышко в этом раскардаше. Уже отчаялись, отложили вылет самолета из Еревана в Москву, когда мой брат случайно увидел зернышко риса на дне стеклянной банки с гвоздями…

Выставку произведений дедушки Ваган назвал «Восьмое чудо света». Скажете, эка хватил! Но ведь действительно, многое из того, что удалось увидеть через мощнейшие увеличительные стекла, иначе как чудом не назовешь.

«А «Девятый вал» склевал голубь»
Газета «Ставропольская правда»
4 декабря 2012 года