08:09, 29 ноября 2012 года

Алла Чемсо: Пишу то, что мне хочется…

Этот чудесный вечер в гостеприимном музейном зале, когда открывалась выставка, я назвала бы еще вечером Аллы и ее друзей. Потому что сюда действительно пришли те, кто причисляет себя к друзьям удивительной женщины - талантливой художницы, мудрого педагога, светлой души человека. Аллу Чемсо по праву называют продолжательницей дела известной династии художников края, хранителем славной фамилии. Помимо активной творческой она уже двадцать лет ведет преподавательскую работу, а в 2006-м приняла на свои плечи должность директора Ставропольского краевого художественного училища.

Можно представить, насколько это занятой человек. И, как призналась директор изомузея Зоя Белая, очень нелегко было уговорить Аллу Викторовну на организацию личной экспозиции. При том что в ее биографии таковая случилась впервые, ранее было только участие - хотя и регулярное - в общих выставках Союза художников края и округа. Поэтому особенно понятно волнение героини вечера, явно не привыкшей находиться в центре такого праздничного внимания.

- Сама впервые увидела свои работы в таком количестве одновременно и в таком уважаемом зале, об этом каждый художник может только мечтать, - улыбается А. Чемсо. - Спасибо сотрудникам музея, сумевшим так профессионально, так умно, со вкусом организовать выставочное пространство.

Хочется сразу согласиться с художницей: в этом зале создана действительно замечательная атмосфера творчества. Тонкими нюансами в общем-то ненавязчивого декора музейщики придали помещению вид и дух творческой мастерской, обойдясь при этом совершенно небольшим числом выразительных деталей - мольберта и кистей, словно ждущих прихода живописца. Встречает посетителя масштабная фотографическая панорама: по снимкам разных лет можно проследить биографию Аллы Чемсо, и не ее одной даже, а, кажется, всей эпохи, в которой она родилась, росла, становилась личностью. Время было советское и, кажется, не такое уж беспросветное, каким его пытаются представить в последние годы... Достаточно посмотреть в глаза запечатленных тут людей. Старые фотографии удивительно красноречивы своей черно-белой выразительностью, какой-то строгой и одновременно потрясающей эмоциональностью. Вот малышка Алла с отцом Виктором Муссовичем, чей образ с каждым годом становится все более знаковым и легендарным в искусстве Ставрополья. Вот юная Алла в кругу сверстников, в лицах которых угадываешь знакомые черты нынешних признанных мэтров. Вот она призадумалась-притихла у пока еще «сырого» эскиза в мастерской, уйдя в созерцание где-то глубоко в воображении затаившихся линий и полутонов... А вот она с любимой дочкой Валерией, ставшей с младенчества и доныне постоянной моделью мамы для множества непритязательно-милых сюжетов.

Работы Аллы Чемсо надо рассматривать не спеша, основательно, внимательно вглядываясь в загадочный полумрак фона и мечтательные лица персонажей. Художница любит это противоречивое сочетание, повторяет его во многих полотнах - «Утро», «С Тицианом», «Лера заболела», «Лирическое настроение», «Мир детства». Явно не случайное, продуманное тяготение к необыкновенному свойству окружающего мира - перетекать из света в темноту и обратно. Причудливая игра теней присутствует в большинстве картин, а все вместе они наполнили просторный музейный зал неповторимым колоритом цвета, гаммой красок и чувств, не похожей ни на чью другую.

- Мы увидели ажурную, тонкую выставку, фактически семейную, - справедливо подметил культуролог Владимир Лычагин, хорошо знающий творчество художницы. - Писать семью не просто как группу конкретных персонажей, хотя все они абсолютно реальны, а семью как архетип, как основополагающую, очень сложную систему человеческих взаимоотношений, где муж, жена, дети существуют в особой организации, в только им свойственной гармонии, - тема и благодатная и требующая ответственно-деликатного подхода. Алла - художник семьи, летописец ее основы, где четкую человеческую доминанту определяет сквозной персонаж: женщина – сначала девочка, потом девушка, жена, мать... Все эти нюансы нужно рассматривать. Женщина и семья здесь доминируют и представляют по-настоящему красивый мир. И Алла это умеет выразить.

Радуясь за коллегу, председатель краевой организации Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Паршин искренне восхищен тем, как в одной женщине удивительно сочетаются такая трогательная чувственная проникновенность и сила, уверенность, неприятие фальши, преданность искусству, ощущение творческого полета. Впрочем, тут не грех сослаться и на прекрасную наследственность в лучшем смысле слова: без фамилии Чемсо - и уже не только отца, но и достойной его фамилии дочери - просто невозможно представить художественный процесс Ставрополья.

И потому нет никакого преувеличения в словах члена исполкома СХ России, секретаря СХ РФ по ЮФО и СКФО, народного художника России, директора краевого училища дизайна профессора Валерия Арзуманова, назвавшего выставку Аллы Чемсо громадным событием в культурной жизни края:

- Здесь действительно есть перед чем снять шляпу: какое блистательное владение композицией, колоритом, и нет ни одной равнодушной работы, все оторвано от сердца, написано от души. При этом все знают, сколько сил и времени Алла отдает молодежи.

И это правда. Среди гостей вечера в музее, наверное, львиную долю составляли выпускники краевого художественного училища разных лет и нынешние студенты. Кстати, они вместе со своими преподавателями приготовили театрализованное представление из жизни живописцев разных стран и эпох и буквально засыпали Аллу Викторовну цветами. А за большую работу с подрастающими дарованиями сердечно благодарил ее председатель Думы СК Юрий Белый, признавшись:

- Мы чаще общаемся с нею как с руководителем краевого учреждения культуры на разного рода деловых совещаниях и мероприятиях, поэтому даже и не подозревал, какой прекрасный, по-настоящему большой художник Алла Чемсо.

А глава города Ставрополя Георгий Колягин словно в продолжение этих слов добавил:

- Рожденная и воспитанная в семье художников, Алла Викторовна сегодня сама является старшиной большой семьи художников краевого училища.

Отнюдь не дежурными дифирамбами звучали эти добрые, искренние речи. Потому что адресовались человеку тоже очень доброму, искреннему, талантливому. Для такого человека, ей-богу, никаких эпитетов не жалко. Действительно, персональная выставка - всегда экзамен для самого художника, и Алла Чемсо его блестяще выдержала. И хотя за плечами уже довольно солидный творческий путь, по ее характерной, чуточку застенчивой улыбке, по блеску ярких глаз видно, как она еще молода, как полна стремления жить и творить. Всматриваясь в собранные здесь такие простые-непростые полотна, понимаешь и чувствуешь сердцем: перед тобой художник, неустанно работающий над собой, мастер, ответственный перед людьми за то, что он им предлагает, какие эмоции у них вызывает. Сама она говорит об этом без всякой рисовки: пишу то, что мне хочется... А получается то, что и всем нам хочется увидеть. Меня поразила ее почти иконописная работа «Памяти Лермонтова», в которой услышалась мне родная душа, услышалось созвучие моим собственным ощущениям лермонтовского слова... Думаю, так и каждый пришедший в музей обязательно остановится у какой-то из картин Аллы Чемсо, пораженный этим неожиданно-прекрасным, как сюрприз, а по сути бесценным созвучием своей душе. 

«Алла Чемсо: Пишу то, что мне хочется»
Газета «Ставропольская правда»
30 ноября 2012 года