06:45, 9 ноября 2012 года

Музей пожарной охраны в Ставрополе

Богатство подлинных свидетельств мужества и благородства огнеборцев, представленное в экспозиции, поражает глубоко эмоциональным содержанием. Словно обращение к душевной собранности и стойкости, у входа в музей помещена православная икона с особенно уместным именем – Неопалимая Купина. Рядом начертаны слова – крупно и призывно: «…Молитвами от пламени страстей избави нас, от огненных запалений град свой сохрани…».

Ведомственный музей ставропольских пожарных, созданный группой энтузиастов более 20 лет назад, впечатляет не только уникальностью подлинных экспонатов, сданных на вечное хранение, как говорится, за ненадобностью, но еще и атмосферой глубочайшего уважения к более чем 360-летней истории российских борцов с огненной бедой.

Музейные комплексы о доброй и в то же время страшной стороне огня, трагедии былых и недавних погорельцев, лишившихся в одночасье жилья, не уложишь ни в какие временные рамки. Мужеством пожарных, идущих в огонь, проникнута вся экспозиция: события, факты, имена… А в целом – гордость за профессию, несомненно, одну из самых благородных и героических на земле.

В 1814 году (начать хотя бы с той далекой поры) при Ставропольском полицейском участке имелась единственная заливная труба, ручной насос, несколько багров и ведра. Пожарные команды организовывались стихийно. Какая уж там боевая выучка! Лишь к 80-м годам XIX века в Ставрополе и других городах губернии начали строиться добротные пожарные сараи (!) с обозным инвентарем, бочками, баграми и вилами. К этому времени уже действовал четкий пожарный устав, хотя команды продолжали формироваться поспешно, без должной подготовки бойцов.

Нам повезло: экскурсию провели заботливые собиратели и хранители ценностей, в высшей степени энтузиасты музейного дела Вячеслав Куркач и Светлана Кладиева, отдавшие многие годы противопожарной службе в системе МВД. В. Куркач прошел путь от лейтенанта до полковника, нынче возглавляет центр пропаганды и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, а С. Кладиева – методист музея, в прошлом майор внутренней службы. Дело знают не понаслышке, ветеранов своего ведомства оценивают по существу и с достоинством. Рядом с ушедшим «в отставку» пожарным оборудованием, предметами труда и обихода в музее соседствуют материалы о нескольких поколениях бойцов, командиров пожарного дела минувших десятилетий. Среди них руководители ведомства Александр Дегтярев, Николай Андриенко, Валерий Кристалинский, ветеран внутренней службы, известный поэт и краевед Витислав Ходарев, положившие начало краевому музею пожарной охраны. Надо видеть и слышать, с каким увлечением и знанием дела уважаемые экскурсоводы рассказывали об одном из самых заметных (как говорят музейщики, доминантных) экспонатов – конно-бочечном ходе, которому без малого сто лет. Это была первая тягловая сила пожарных, чудом сохранившаяся в Железноводске (такие же имелись в Георгиевске, Буденновске, Ставрополе). А вот и пожарный транспорт тех времен, оснащенный лестницей, насосом, шлангом, баграми, лопатами, топорами. Рядом искусно выполненные макеты первой пожарной вышки XVIII столетия, пожарных автомобилей советских лет.

В беседе с приветливыми хозяевами музея мы коснулись, казалось бы, непривычной для него стороны – ежегодно проводимых здесь конкурсов детского рисунка на вовсе не романтическую тему о великой пользе и гибельных свойствах огня. Как трогательны незамысловатые откровения детей, щедрость юного восприятия образа трудяг-пожарных, детский наивный мир предостережения беды. При знакомстве с экспозицией музея крепнет убеждение, что противопожарная служба в системе МЧС осталась ведущей, как бы ни назывались события: катастрофы, землетрясения, оползни, наводнения…

Основные посетители музея – школьники, студенты вузов, часовые поста у мемориала «Огонь вечной славы». В систему их обучения входит курс «Безопасность жизнедеятельности», стало быть, это музей МЧС в самом широком понимании его задач. К тому же здесь есть прекрасный зал для памятных встреч, демонстрации фильмов на противопожарную тематику.

При всем историческом очаровании этого уникального музейного собрания ему явно требуются современный дизайн, более четкая оформительская «оболочка», но, увы, это требует немалых средств… Но музей учит главному: никакими деньгами нельзя оценить мужество людей, идущих в огонь.

Вениамин ГОСДАНКЕР
«От «пожарных сараев» до…»
Газета «Ставропольская правда»
9 ноября 2012 года