06:49, 8 ноября 2012 года

Вопросы развития территориального общественного самоуправления обсудили в Кисловодске

Такая форма самоорганизации, как территориальное общественное самоуправление (ТОС), предусмотрена Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и краевым законодательством».

В большинстве городов и районов края, отмечали первый заместитель председателя Думы СК Дмитрий Судавцов и другие участники круглого стола, ТОС осуществляется путем создания таких органов, как советы микрорайонов, уличные комитеты, домовые комитеты, старшие домов, старшие подъездов в многоквартирных домах. Они проводят работу с ветеранами, молодежью, неблагополучными семьями, инвалидами. Привлекают население к выполнению работ по благоустройству территорий, участвуют в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий. В сельских поселениях оказывают содействие органам исполнительной власти в решении вопросов организации выпаса скота, организации технического водоснабжения, сбора и вывоза бытовых отходов, ликвидации свалок, озеленения населенных пунктов. В некоторых городских округах (Невинномысск, Ставрополь) органам территориального общественного самоуправления делегировано право выдачи справок о составе семьи для граждан, проживающих в частном секторе.

Органы ТОС, как правило, являются связующим звеном между населением и муниципальной властью, что крайне важно для эффективного управления. Однако, отмечали участники круглого стола, во многих городах и районах заинтересованность населения в территориальном общественном самоуправлении снижается. Одна из причин такой тенденции - отсутствие возможности материально поощрять из бюджета активных членов органов ТОС и поддерживать их начинания. Например, администрация Левокумского муниципального района отмечает, что бюджеты 10 из 11 муниципальных образований поселений района дотационные. И откуда же в такой ситуации взять деньги на развитие территориального общественного самоуправления?

Камнем преткновения, по мнению участников круглого стола, является и кворум собраний (конференций) граждан, созываемых по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом № 131 собрание считается правомочным, если в нем принимают участие не менее трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Практика показывает, что обеспечить такой кворум зачастую бывает крайне сложно.

- Приведу только один пример. Ставрополь разбит на 32 микрорайона. В микрорайоне № 30 около 40 тысяч жителей старше шестнадцати лет. Чтобы выбрать руководителей ТОСа, необходимо в одном месте в одно время собрать более 10 тысяч человек. Как это сделать? - перевел разговор в практическую плоскость первый вице-спикер краевой Думы Дмитрий Судавцов. - Да, закон позволяет создавать ТОСы как юридические лица в отдельных многоквартирных домах и даже подъездах. Если пойти таким путем, то сколько юридических лиц мы наплодим!

Отмечали участники круглого стола и такую проблему: работают в ТОСах в основном люди старшего поколения, молодежи мало.

Участники круглого стола констатировали, что развитию территориального общественного самоуправления препятствует ряд факторов. Это слабая информированность населения и, как следствие, нежелание и неумение участвовать в решении проблем своего населенного пункта, недоверие жителей к органам местного самоуправления своих муниципальных образований; неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения; отсутствие в муниципалитетах необходимой материально-финансовой базы для поддержки общественно полезных инициатив.

Свои рекомендации по развитию территориального общественного самоуправления участники круглого стола направили в адрес краевого правительства и ассоциации «Совет муниципальных образований Ставропольского края».

«Краеугольный камень народовластия»
Газета «Ставропольская правда»
8 ноября 2012 года