07:11, 1 ноября 2012 года

Бюджет Ставропольского края на 2013 год сформирован по принципу бездефицитности

До 15 ноября с законопроектом будут работать думские комитеты, а после – так называемая согласительная комиссия. При этом, как предусмотрено бюджетным законодательством, широкой общественности ключевые параметры главного финансового документа региона были озвучены на публичных слушаниях. В них приняли участие председатель Думы Ставрополья Юрий Белый, вице-губернатор – председатель правительства СК Юрий Тыртышов, краевые депутаты, представители надзорных органов, региональных ведомств, муниципалитетов и общественных организаций.

Важно отметить, что краевыми органами власти продолжен взятый ранее курс на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также методов финансово-бюджетного планирования. Предваряя обсуждение, Ю. Тыртышов обратил внимание участников слушаний на то, что бюджет впервые формируется на трехлетний период. Это дает возможность власти ставить и решать уже не только тактические задачи одного года, но и говорить о своих дальнейших планах и действиях по решению каких-то конкретных вопросов. Другая его особенность заключается в том, что впервые за последние несколько лет проект бюджета сформирован по принципу бездефицитности. То есть, как говорится, жить будем не в кредит, а на заработанные.

- Только прошу не путать понятие бездефицитности с тем, что у нас закрываются все расходы, – подчеркнул вице-губернатор. – Мы не стали закладывать дефицит, который покрывался бы за счет банковских заимствований, как это делалось в предыдущие годы. Такой подход, конечно, потребовал некоторых корректировок: кое-какие расходы пришлось оптимизировать, другие – сократить. Тем не менее основные акценты сохранены.

С разумностью такого подхода согласился и Ю. Белый, заметив, что экономическая ситуация сейчас непростая. И распоряжение финансами в таких условиях «требует от каждого максимальной ответственности, компетентности и преданности своему делу и интересам края, а также муниципалитетов. Решения должны соизмеряться с реальными возможностями казны и соответствовать потребностям, которые диктуют проводимая государственная политика и текущая обстановка».

Основные положения проекта бюджетного закона и его параметры представила министр финансов края Лариса Калинченко. Как прозвучало, объем доходов краевой казны в 2013 году превысит 68,6 млрд рублей. Соответственно, такая же цифра значится в итоговой статье расходов. Общий объем доходов вырастет незначительно – на 9,6 % к 2012 году. Этот уровень не будет превышен и в два последующих года.

- При расчетах доходной части бюджета мы учитывали прогноз социально-экономического развития края, подготовленный министерством экономического развития, – пояснила Л. Калинченко. – Основные показатели – это темпы роста фонда оплаты труда и прибыльности предприятий.

Если говорить о собственных источниках дохода краевой казны – налоговых и неналоговых поступлениях, то предполагается, что они вырастут в следующем году в сравнении с первоначальным планом 2012 года на 3,8 млрд рублей. Основной прирост планируется получить по налогу на доходы физлиц (он составит почти 2 млрд), на имущество организаций (1,1 млрд) и прибыль предприятий.

По словам министра финансов, объем безвозмездных поступлений, которые Ставрополье в следующем году предполагает получить из федерального бюджета, не сильно увеличивается: по отношению к первоначальному плану 2012 года «плюс» составит 2 млрд рублей. Однако существенным образом изменяется структура поступлений: более чем на 40 процентов выросла нецелевая финансовая помощь, которая представляет собой дотации краю на выравнивание и сбалансированность бюджета. В свою очередь, размер субсидий и объемы средств, получаемых из внебюджетных фондов – обязательного медицинского страхования и содействия реформированию ЖКХ, – будут несколько сокращены.

А вот на формирование в плановом периоде 2014 и 2015 годов расходов и объемов финансовой помощи повлияло планируемое перераспределение между уровнями бюджета некоторых обязательств. Регионы в очередной раз получат «порцию» полномочий от федералов. К примеру, с 2014 года из федеральной казны край не будет получать средства на выплату денежного вознаграждения за классное руководство. Соответственно, это станет сугубо краевой заботой. Кроме того, планируется изменение стандартов дошкольного образования, что также повлечет за собой дополнительные траты региональной казны. Краю также придется искать деньги на проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сейчас на эти цели регион получает средства из федерального бюджета, но в дальнейшем такие виды помощи нам оказываться не будут.

Что помимо этого повлияло на структуру расходов консолидированного бюджета, сформированного на три года? Важный пункт – это расходы на зарплату работников бюджетной сферы. Среди них довольно существенный рост заработка в течение 2013-2015 годов могут ожидать педагогические работники общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования, отдельные категории медицинских работников. Так, что касается учителей, то в четвертом квартале 2013-го их зарплата повысится до планируемой средней зарплаты в экономике в 2013 году. Утвержден соответствующий подход также на 2014 и 2015 годы.

Другим социальным приоритетом бюджета является обеспечение полной доступности дошкольного образования. В частности, по словам Л. Калинченко, только в 2013 году на эти цели будет предусмотрено более 860 млн рублей. В итоге 3,5 тысячи мест будут дополнительно введены за счет проведения капитального ремонта в существующих детсадах, а также строительства новых. Кроме того, минфином было учтено в законопроекте появление дополнительных расходов, обусловленных действующим законодательством и предусмотренных на увеличение взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, а также на формирование дорожного фонда региона.

В результате только эти вышеперечисленные задачи, выполнение которых является обязательным, подчеркнула Л. Калинченко, в 2013 году потянут более чем на 5 млрд рублей. Если бы в итоге не была сокращена часть расходов бюджета, то в общей сложности казне пришлось бы раскошелиться почти на 72,9 млрд рублей. Однако для Ставрополья в следующем году это неподъемная ноша, потому было принято решение остановиться на «расходной планке» в 68,6 млрд рублей.

Экономить средства разработчики проекта бюджета предлагают на содержании управленческого аппарата и госучреждений, приобретении краем собственности и оплате коммунальных услуг для бюджетных организаций. Предугадывая возможные вопросы, министр финансов пояснила:

- Оплата коммунальных услуг в бюджетной сфере будет производиться в полном объеме. Просто при формировании бюджета на 2012 год мы планировали 15-процентный рост расходов на эти цели, но тарифы выросли только с середины года и в среднем на 6%.

Этот факт позволяет властям не увеличивать расходы на коммуналку в следующем году, «перекинув» туда финансы этого года.

Несмотря на очевидную стесненность в средствах, краевые власти постарались сохранить в бюджете инвестиционную составляющую. Если не учитывать средства дорожного фонда, то на инвестпрограмму в 2013 году будет предусмотрено 2,7 млрд рублей. Основная часть этого объема средств (49%) придется на создание инженерной инфраструктуры по реализуемым на территории края инвестиционным проектам, прежде всего региональным паркам.

Увеличение же объема дорожного фонда в 2013 году к уровню этого года составляет 14 процентов. Львиную долю средств получат дороги регионального значения. Но это не значит, подчеркнула министр финансов, что муниципальные образования окажутся обделенными. С учетом роста дорожного фонда муниципалы на свои «дорожные беды» получат больше, чем в 2012 году.

Л. Калинченко напомнила, что со следующего года структура бюджета формируется уже не по отраслям. Используется программный подход, для чего был подготовлен 21 проект программ органов исполнительной власти Ставропольского края. В 2013 году ими в общей сложности будет охвачено 97,4% расходов казны. А в 2015 году показатель возрастет до 97,7 %. Тем не менее в рамках программной структуры расходов бюджета его социальная направленность была полностью сохранена. В предложенном на утверждение Думы проекте она достигает 65 процентов. По традиции это расходы, связанные с образованием, здравоохранением, социальной защитой населения, культурой, спортом и молодежной политикой.

Совокупность новых подходов финансово-бюджетного планирования, а также бездефицитность бюджета и полное отсутствие в нем профицита пока не позволили краевым властям сократить объем государственного долга региональной казны. В среднесрочном периоде он останется примерно на одном уровне, что, безусловно, потребует солидных затрат на обслуживание займов. Так, на уплату процентов в бюджете только на 2013 год заложено 1,3 млрд рублей.

Комментируя этот момент, Ю. Тыртышов отметил следующее:

- Давайте быть реалистами. В бюджете на этот год был заложен неоправданно высокий рост доходов казны в 19%, по факту получили всего семь. Плюс еще заложили в бюджет привлечение кредита в несколько миллиардов рублей для покрытия дефицита. При этом мы рассчитывали приступить к погашению долга и несколько уменьшить его сумму на конец года, продолжив выплату займов в следующем году. Но тогда мы считали, что недавнее увеличение зарплат в социальной сфере произойдет по другой схеме. Однако федеральный центр потребовал изменить расчеты, что обернулось для Ставрополья дополнительными тратами и увеличением расходных статей бюджета текущего и следующего годов.

Особое внимание участников публичных слушаний привлекли две сферы – образование и сельское хозяйство. Так, министр образования СК Ирина Кувалдина отметила повышенную заботу со стороны органов власти всех уровней к проблемам отрасли, которая нашла отражение и в проекте краевого бюджета.

- Средства направлены, – подчеркнула министр, – на повышение статуса учителя и воспитателя в обществе, улучшение условий обучения, социальную защиту и поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Как прозвучало, для обеспечения социальных гарантий поддержки детей-сирот дополнительно будет выделено 49,9 млн рублей. Их направят на содержание ребят, находящихся в приемных семьях, выплату вознаграждения приемным родителям, оплату труда воспитателей и осуществление ремонтных работ в жилых помещениях, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Важно, что запланировано выделение дополнительных средств (15,6 млн рублей) на работу с детьми-инвалидами. Средства предусмотрены для оплаты труда тех, кто обучает их на дому, а также на организацию дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях.

И. Кувалдина сообщила, что впервые будут выделены средства на проведение капремонта и оснащение новым современным оборудованием пищеблоков учреждений начального и среднего профессионального образования, что позволит значительно улучшить качество приготовления пищи, а значит, благотворно повлияет на здоровье учащихся.

Принципиально важным моментом, по замечанию министра образования, является уже упомянутое повышение зарплаты учителей и воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, на что будут выделены беспрецедентные для края суммы.

А вот тональность выступления министра сельского хозяйства СК Александра Мартычева на публичных слушаниях была несколько иной. Он сообщил о том, что курируемые минсельхозом средства краевого бюджета на поддержку аграрного сектора в 2013 году сокращены по сравнению с базой текущего года. Продиктовано это принципом эффективности использования бюджетных средств и стимулирования приоритетных отраслей сельхозпроизводства, необходимостью устранения отраслевых диспропорций и поддержки направлений, обеспечивающих наиболее высокий уровень занятости.

Это сообщение о сокращении бюджетного финансирования сельскохозяйственной отрасли вызвало немало вопросов. Так, председатель комитета Думы СК по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству Иван Богачев, его коллега по комитету ректор Ставропольского государственного аграрного университета Владимир Трухачев и другие депутаты высказали опасения, что аграрии края рискуют остаться без должного финансирования закладки удобрений, мелиорации и научных исследований.

Ю. Тыртышов заверил, что в рамках работы думских комитетов эти вопросы еще будут досконально обсуждаться и прорабатываться. Но нужно учитывать, что при урезании краевых расходов на аграриев совокупная поддержка сельского хозяйства в 2013 году заметно увеличится.

- В краевом бюджете по всем направлениям заложены определенные средства, необходимые для обеспечения софинансирования из федерального бюджета, – заверил вице-губернатор. – Тем самым каждый краевой рубль привлечет пять федеральных. Такой подход, на наш взгляд, оправдан, оборот средств будет увеличен. Центр обеспечивает очень широкую поддержку по разным направлениям.

Кроме того, добавил Ю. Тыртышов, региональная казна увеличит расходы на решение тех проблем, которые не учитывает федеральный центр. Речь идет о борьбе с саранчой, различными заболеваниями, об агростраховании и градобое.

В продолжение разговора прозвучал вопрос о наличии в казне резерва. Вице-губернатор подтвердил, что таковой в проекте бюджета имеется, но лучше считать его неприкосновенным.

- Как я уже сказал, мы рассчитывали, что в бюджете 2013 года на погашение долгов будут деньги. Но запасы истощились за счет повышения зарплат, – объяснил он. – Резерв, который мы заложили на будущий год, составляет 270 млн рублей. Эта цифра неслучайна. В экономике сохраняется огромный риск инфляционных и кризисных явлений. Соответственно, увеличение процентной ставки в коммерческом банке по займам бюджета только на 2 процента (сейчас казна кредитуется под 9-10 процентов годовых) – это как раз те самые 270 миллионов. Очень прошу понять правильно ситуацию и оставить этот резерв, чтобы потом не пришлось думать, кого урезать в расходах. Сегодня мы ведем переговоры с Минфином Российской Федерации и пока не теряем надежды заместить коммерческие кредиты бюджетными.

Подводя итоги публичных слушаний, первый заместитель председателя краевого парламента Дмитрий Судавцов отметил, что все прозвучавшие в выступлениях предложения будут обобщены и обязательно использованы депутатами при рассмотрении бюджета Ставрополья на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

- Импонирует, что правительство края ведет открытый диалог, – подчеркнул он. – Нам представлена достаточно аргументированная концепция законопроекта. При его изучении мы будем по максимуму учитывать интересы региона и отдельных территорий, также требующих серьезного развития. Понятно, что решить все проблемы сразу не получится, денег никогда не хватает. Потому основная задача краевых властей заключается в рачительном распределении и использовании финансов.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Жить по средствам»
Газета «Ставропольская правда»
1 ноября 2012 года