06:28, 19 октября 2012 года

У села Арзгир открыли обновленный памятник жертвам фашистской оккупации

Напомним, в августе 1942 года немецко-фашистские войска захватили территорию Ставропольского края и с первых же дней приступили к массовому и планомерному уничтожению евреев, цыган, членов семей советского и партийного актива. Кроме того, немцы и их пособники убивали подпольщиков, партизан, уничтожали психически больных. Командовал палачами группен-фюрер СС Вальтер Биркамп. Именно на Ставрополье нацисты впервые для массового уничтожения применили автомашины, специально приспособленные для удушения людей выхлопными газами двигателей. Сами гитлеровцы цинично называли свое страшное изобретение «пекарня» или «мухобойка». Впрочем, возмездие настигло душегубов еще во время Великой Отечественной войны: обер-лейтенанта СС Ферникса, гестаповца Фенихеля и их пособников по решению суда повесили.

После освобождения Ставрополья в 1943 году чрезвычайной комиссией по расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими оккупантами и их сообщниками, установлено: за полгода оккупанты убили 31645 мирных граждан. Значительная их часть – около 19700 человек – составляют жертвы холокоста. Их убивали всевозможными способами. Вот отрывок из акта Чрезвычайной комиссии при эксгумации массового захоронения в Минеральных Водах. «При обследовании сравнительно сохранившихся извлеченных в количестве 38 трупов обнаружено: огнестрельных ранений – 3, холодным оружием, колото-резаные раны – 6, остальные имели признаки удушения без каких-либо телесных повреждений, причем у некоторых трупов в полости рта и носовых проходах была обнаружена земля, поэтому можно предполагать, что эти люди были закопаны еще живыми».

Братские могилы жертв нацизма разбросаны по всему краю. Одна из них находится рядом с Арзгиром, где в сентябре 1942 года расстреляно 695 человек – евреев, русских и молдаван.

За селом на кургане белеет

Скромный памятник-обелиск,

Здесь покоятся жертвы фашизма.

Мы не знаем их имен и их лиц…

Так начинается стихотворение «У обелиска» учительницы-пенсионерки Лидии Стеховой. А благодаря стараниям нашего внештатного автора Анатолия Карнауха, который по совместительству еще и заместитель председателя совета музея истории села Арзгир имени В. Пономаренко, удалось увековечить имена восьми погибших. Здесь обрели покой Гершкович Ита Хаимовна, Гершкович Сарра Моисеевна, Заславская Софья, Портной Мойша, Портная Фаина Мойшовна, Портной (сын), Фридман Блюма, Фридман Ита Аврумовна.

Анатолию Карнауху удалось собрать немало фактов о событиях 70-летней давности. Он выяснил судьбу семьи Гершкович, эвакуированную в Арзгир из Молдавии, и разыскал Александра Михайловича Гершковича, который теперь живет в Израиле. Ветеран Великой Отечественной войны рассказал, что за несколько дней до начала оккупации он вместе с отцом был зачислен в один из строительных батальонов Советской армии. Строил укрепления вдоль реки Терек. Затем воевал гвардейским минометчиком. Награжден орденом Отечественной войны, несколькими медалями. Только после окончания войны, в 1946 году, А. Гершкович узнал о том, что его мама и сестренка Сарра убиты фашистами в Арзгире. Старшая Лидия стала медсестрой – партизанкой одного из отрядов, действовавших в Ставропольском крае, награждена медалью «За оборону Кавказа» и ушла из жизни уже в Израиле в 2003 году.

Многие жители Арзгира помогали обреченным людям. Иван Палагута и его жена Прасковья укрыли у себя дома чудом выжившего в массовой казни раненого мальчика Ивана Бортникова. Ребенка, за помощь которому грозил расстрел, они прятали у себя все месяцы оккупации, а после войны усыновили. В 2001 году чете Палагута в Израиле посмертно присвоено звание «Праведник мира». Их родным вручены медали, на которых выгравировано: «Кто спас жизнь, подобен тому, кто спас целый мир». Имена еще 14 жителей Ставрополья, рисковавших жизнями ради спасения евреев во время холокоста, выбиты на стене мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме.

*****

В торжественной церемонии открытия обновленного памятника приняли участие очевидцы тех страшных событий Иван Павлович Чипко и Николай Филиппович Чупряк. Они, будучи в то время детьми, видели, как обреченных на смерть людей каратели гнали на расстрел. Оценку зверствам гитлеровцев дал настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иннокентий Митин. Из Израиля на открытие мемориальной доски прибыл 87-летний музыкант Эмиль Зигель. По документам он значился в расстрельном списке погибших в Кисловодске, но его спас, переведя через Кавказский горный хребет, грузин Серго Метревели, удостоенный также звания «Праведник мира». На митинге прозвучало и письмо из израильского города Димона от ветерана Второй мировой войны Александра Гершковича. В нем, в частности, говорится: «Дорогие односельчане – жители села Арзгир! Спасибо вам! Низко склоняю голову за все, что вы сделали и поныне делаете для увековечивания памяти безвинно погибших здесь людей. В их числе моя мама и сестра. Память и боль, которую храню в своем сердце всю мою жизнь. Мысленно и я здесь стою перед вами, отдавая дань памяти погибшим. Вечная им память!». 

Николай СИНЕОКОВ
«Уже не безымянная могила»
Газета «Ставропольская правда»
19 октября 2012 года