На Ставрополье по-прежнему можно купить техосмотр, только теперь торгуют не талонами ТО, а диагностическими картами.

История нашей истории

История с техосмотрами стара как мир. Сначала и долго его проводила Госавтоинспекция. Не будем кривить душой, где проводила, а где торговала оным. По дорогам бегали такие рыдваны, которые не только на техосмотр, но и на свалку вряд ли бы приняли. А тут в стране развернулась борьба за чистые руки нашей милиции, спешно переименованной в полицию. У новой структуры, дабы уменьшить «коррупционную составляющую», отобрали техосмотр и начали проводить его по новым правилам.

Но, как водится в нашей стране, вместо «коррупционной составляющей» – свято место пусто не бывает – появилась составляющая иного толка. И корреспонденты «Ставрополки» принялись изучать новое явление. Сначала в материале «А там хоть не рассветай…» (см. «СП», 27 января 2012 г.). Именно так оценил наш корреспондент новые правила прохождения техосмотра, вступившие в законную силу с начала года. Вернее, механизмы их осуществления. Нововведения начались со скандалов. Одна из крупнейших в России страховых компаний «Росгосстрах» начала продавать полисы ОСАГО без проведения техосмотра. В тесном сотрудничестве с одним из операторов ТО – ЗАО «Техосмотр», который выдавал талончики техосмотра, даже не взглянув на транспортное средство, при условии что автолюбитель будет страховаться именно в этой компании. Об этом шла речь и во втором нашем материале «Типичное не ТО» (см. «СП», 21 июля 2012 г.).

Око или не око?

На стол карты!.. Старая колода

Скрасит нам унынье серых дней.

Словно лики с голубого свода,

Лица дам, вальтов и королей.

Из авторской песни.

Читатели «Ставрополки» откликнулись незамедлительно добрым десятком писем. Евгений Стукалов из Благодарного нашел непонятные места в поправках к закону о техосмотре – они касаются диагностической карты, которая заменила привычный талончик ТО. В. Проничкин из этого же района негодует: пройдя техосмотр в ЗАО «Техосмотр», он потом потерял талончик ТО и, к своему ужасу, обнаружил, что его машины в единой автоматизированной базе техосмотра (ЕАИС ТО) просто не оказалось. Р. Виль из Нефтекумска пишет: «Я за рулем двадцать лет, а все-таки попался на удочку, получив талон при оформлении страховки». Диагностическую карту бедолаге не дали, вот он и мучается вопросом: где ее теперь взять? И как отличить аккредитованную станцию техосмотра от «левой»? Е. Чернышов спрашивает: правомерны ли действия страхового агента, который предложил выписать страховку без техосмотра?

Отметим, что никакой реакции на публикацию от названных в ней страховой компании и оператора техосмотра не последовало, что вполне объяснимо: видимо, опровергать очевидное не очень-то с руки. Но почему не реагирует «око государево» – краевая прокуратура, мне совершенно непонятно. Ведь в других регионах – Хабаровске, Туле, Тюмени – органы прокуратуры выступают защитником прав автомобилистов...

При этом занятно выглядит следующий факт: директор филиала компании «Росгосстрах» в Мордовии Сергей Терентьев в интервью газете «Вечерний Саранск», объясняясь по поводу предзаполненных талонов ТО на том же самом ЗАО «Техосмотр», особо отметил, «что по результатам проверки Генеральной прокуратурой РФ 30.03.2012 г. поручено начальникам управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах и прокурорам субъектов Российской Федерации исключить факты вмешательства в хозяйственную деятельность страховых организаций»...

Однако вернемся к делам нашим, ставропольским.

Нажива или не она?

Кто-то – из-за глупого азарта,

Кто-то – из-за старых медяков -

Мы всю жизнь свою играем в карты:

В преферанс, в очко и в дураков.

Из авторской песни.

Увы, у нас ничего не изменилось, вынуждены констатировать: положение не только не улучшилось, оно даже ухудшилось. Схема, предложенная «Росгосстрахом», по-прежнему работает. Нет, теперь вместо талонов техосмотра выдают незаполненные диагностические карты. Поразительная изобретательность! Раньше автолюбители и автоводители получали вместе со страховым полисом так называемые предзаполненные талоны техосмотра и расписывались в том, что в ближайшее время добровольно пройдут техосмотр в трех центрах ЗАО «Техосмотр» (больше нам насчитать не удалось – если они и есть в крае, то глубоко законспирированы).

«Росгосстрах», напомним, свое ноу-хау с предзаполненными талонами техосмотра объяснял примерно так: «Страховая компания, выдавшая полис ОСАГО, берет на себя финансовые риски, связанные с ущербом по причине эксплуатации технически неисправной машины. И для нас очень важно, чтобы автомобили, находящиеся под страховой защитой нашей компании, были технически исправны. Хотя специалистам прекрасно известно, что неисправность автомобилей становится причиной аварий, по разным оценкам, в 1-2 процентах случаев». Это выдержки из интервью того же Терентьева, которое сродни многим другим, раздаваемым представителями этой страховой кампании в других регионах.

Но вряд ли приведенные статистические данные по поводу 1-2 процентов соответствуют действительности.

В конце июля отдел пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю констатировал: за полгода 39 ДТП произошло по причине технической неисправности транспортных средств. В них шесть человек погибли и 66 получили травмы.

По данным руководителя некоммерческого партнерства «Ассоциация служб технического осмотра и экспертизы транспортных средств в Ставропольском крае» (АСТОЭТС) Владимира Морина, количество ДТП по причине неисправного транспорта с начала года выросло в разы, а количество пострадавших в них людей – на 300 процентов.

«Напомним, – обращаются через СМИ сотрудники ГИБДД к ставропольчанам, – что существует законодательно утвержденный Перечень технических неисправностей, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещается. Кроме этого с некоторыми неисправностями запрещено даже дальнейшее движение».

А не получается ли так, что диагностические карты, выдаваемые «Росгосстрахом», позволяют выезжать на дорогу практически с любыми неисправностями?!

Техосмотр по «Россгосстраху»

Будет ли сегодня нам удача,

Никогда не сможем угадать.

Если проиграли мы, то, значит,

Завтра... можем снова проиграть.

Из авторской песни.

Приключения «техосмотра по-русски» продолжаются. Изменения в закон о техосмотре, подписанные президентом 28 июля, отправили на покой знакомый каждому из нас заламинированный талончик: вместо него вводится диагностическая карта, на основании которой страховая компания оформляет полис ОСАГО. То есть, растолковываем для особо понятливых, для заключения договора ОСАГО заявитель должен представить страховщику вместо талона технического осмотра диагностическую карту. Так по закону. В действительности все происходит с точностью до наоборот.

Благодарненский офис «Росгосстраха». За 12 минут Ивану Петрову (здесь и далее фамилии страхователей по этическим причинам изменены. – В. Л.) выдали страховой полис на «Газель» за «смешную сумму» в 1134 рубля. Причем Петров предъявил только документы на машину, техосмотр ему предложили пройти в Пятигорске, в том же ЗАО «Тех-осмотр». Страховщицу не смутило даже то, что полис выписан на имя Петрова, который категории «Д», нужной для управления «Газелью», не имеет. Напомним, совсем недавно на Ставрополье на такой же «Газели» попали в ДТП 10 человек. Все погибли. Первоначальная версия сотрудников ГИБДД – водитель заснул за рулем. Не исключено, что техосмотр машина прошла только на бумаге

В Новоселицком офисе «Росгосстраха», где Семен Сидоров страховал ВАЗ-21140, процесс длился на пять минут дольше и обошелся в 1524 рубля 60 копеек. (Заметим в скобках, вроде дешевле должно быть «Газели»? Но это не в тему.) Обратите внимание: полис выписан в 16.30 12 сентября, и с этой же минуты он начинает действовать. А в купоне-расписке такая фраза: уведомлен о том, что для прохождения технического осмотра необходимо до 12.09.2012 (выделено мной. – В.А.) проведение технического диагностирования по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 187. Батюшки святы! Ну ничего люди не боятся! Ни того, что с арифметикой и датами полная нестыковка. Ни даже того, что местом «проведения технического диагностирования» указан головной офис «Росгосстраха» по Ставропольскому краю.

А собственно, чего бояться, если в Новоселицком офисе компании откровенно посоветовали страхователю Сидорову «спрятать эту диагностическую карту куда подальше». Ее только и прятать – не заполнен ни один пункт из 60 на первой странице, вторая только украшена печатью ЗАО «Техосмотр». Там же, в Новоселицком, выяснилась еще одна примечательная (законная?) деталь. За техосмотр в ЗАО «Техосмотр» берут 518 рублей 9 копеек. Утвержденный на Ставрополье тариф за это действо – 503 рубля.

И еще. Во всех трех подобных диагностических картах, которыми располагает редакция, номер состоит из 12 цифр. У всех других операторов технического осмотра по всей России – 21. Присваивает их Москва.

Так что, автолюбители и автоводители! Выезжая на дорогу, имейте в виду: перед вами может оказаться диагностическая липа.

Тайны и не тайны

Кто-то стал вчера миллионером,

Кто-то вновь остался без штанов.

Мы играем до скончанья эры

В покер... Но все чаще – в дураков.

Из авторской песни.

«Росгосстрах» объявляет набор страховых клиентов. Это отнюдь не тайна. Он обещает бесплатное обучение профессии, высокий уровень дохода и предупреждает: опыт в страховании не обязателен. Об уровне доходов сказано так: «ваш доход складывается из агентского вознаграждения». А дорасти можно от простого страхового агента даже до... директора филиала. Вторая ступень в табели о рангах – менеджер агентской группы, МАГ, изъясняясь сленгом «Росгосстраха». Она нам нужна, потому что устраняет сомнения в подлинности документа, который был прислан в редакцию «Ставропольской правды» – это, как нам кажется, внутренняя инструкция «Росгосстраха». Называется «Реализация процесса предоформления документации ТО».

Прелюбопытнейший документ, отмечу. Итак, агент оформляет договор на оказание услуг. «При этом дата проведения ТО в п.1.4 договора НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ (так в тексте. – В.А.). «Договору и остальным документам присваивается номер бланка диагностической карты... Агент же «оформляет и передает клиенту купон-направление для прохождения ТО и заполнения диагностической карты. В купоне обязательно указывается, что клиент должен подъехать на техническое диагностирование с указанием крайнего срока до момента начала срока страхования в полисе ОСАГО». Если вернуться чуть назад, то увидим, что в нашем случае все произошло с точностью до наоборот.

*****

А как вообще решить проблему тех-осмотра? Так, чтобы раз и навсегда и порядок навести, и от коррупционной составляющей избавиться?! Вице-президент Национальной страховой гильдии Евгений Потапов убежден, что нужно раз и навсегда «отвязать» процедуру техосмотра от ОСАГО. Страховщики просто не должны контролировать наличие документов о техосмотре. Это не их дело. «Пусть эту работу проводят аккредитованные в Российском союзе автостраховщиков станции техобслуживания», – сказал он.

Собственно говоря, о чем шла речь изначально? Нужно при проведении тех-осмотра уничтожить коррупцию и очереди. Очереди сегодня исчезли, коррупция осталась. Купить диагностическую карту в Ставропольском крае оказалось проще простого. А естественный выход «отвязать» страховку от техосмотра, кажется, не очень удобен большим деньгам.

Но иначе мы, автолюбители и автоводители, вкупе с автостраховщиками навсегда останемся в дураках. А победит – атипичная карта...