Четыре года назад для осуществления государственного управления и регулирования в сфере дорожного хозяйства края было создано профильное министерство. Время показало, что повышение статуса «дорожного» ведомства, в подчинении у которого находится 11 ДРСУ с сетью филиалов, имеющих статус государственных унитарных предприятий СК, позволяет эффективнее строить работу отрасли. О приоритетных направлениях ее развития, инвестиционной политике в развитии сети автомобильных дорог, улучшении их транспортно-эксплуатационных свойств «СП» рассказывает министр дорожного хозяйства Ставропольского края Василий Дорошев.

– Василий Федорович, среди регионов Северного Кавказа лидером по плотности автомобилей на дорогах является Ставропольский край, в котором на 1000 человек приходится 223 транспортных средства. Все это немалое движимое хозяйство должно ездить по хорошим дорогам. Налогоплательщики рассчитывают на это.

– С тем, что развитие транспортной инфраструктуры отстает от уровня автомобилизации населения, не поспоришь. Сегодняшнее неудовлетворительное состояние наших дорог – это результат хронического недофинансирования отрасли. Но мало констатировать факт. Надо выстраивать четкую государственную политику по отношению к отрасли. Для поэтапного решения проблемы принято решение о воссоздании дорожных фондов, определяющих целевую направленность средств. Образование федеральных и региональных дорожных фондов позволит создать более гибкую систему управления дорожным хозяйством, стабильного финансирования, возможность долгосрочного планирования и, самое главное, своевременность выполнения сезонных работ.

Вспомните недавнюю историю, по поводу которой дорожники получили немало нареканий. В краевом центре было отремонтировано более десятка главных улиц, а уже по весне новое дорожное покрытие требовало ремонта. Напомню, дорожные работы носят регламентированный сезонный характер и напрямую связаны с погодными условиями. Призывая к ответу причастные к ремонту городской сети краевого центра предприятия, не стоит забывать, что фактически финансирование этих объектов началось в октябре. Был ли риск для качества проведения работ в столь поздний период? Безусловно! Поэтому в контрактах подрядных организаций был прописан срок гарантийных обязательств – 5 лет, в соответствии с которыми ими же выявленные дефекты были ликвидированы.

Так вот, я не случайно привел этот пример. Дорожные фонды позволят более тесно взаимодействовать с органами местного самоуправления в части разработки совместных программ, своевременного проведения проектных работ и осуществления конкурсных процедур до начала дорожно-строительного сезона. В настоящее время такая работа ведется, и формирование программы 2013 года будет завершено в ближайшее время. Кроме того, внесены очень важные и долгожданные изменения в действующее краевое законодательство. В соответствии с ними муниципалитеты имеют право на получение субсидий из дорожного фонда СК не только на проведение ремонта местных дорог и дворовых территорий, но и на подготовку проектно-сметной документации для сельских населенных пунктов, не обеспеченных подъездами к автомобильным дорогам общего назначения.

– Что удалось сделать в прошлом году в части улучшения транспортно-эксплу-атационных свойств автодорог регионального и меж-муниципального значения? Как идут дела в этом году?

– Действительно, острой необходимости в развитии новых направлений сегодня нет. Зато многие участки действующих дорог нуждаются в серьезной реконструкции, чтобы улучшить их транспортные и эксплуатационные характеристики, комфортность и безопасность движения. За прошлый год введен в эксплуатацию реконструированный участок автодороги Георгиевск — Новопавловск, включающий в себя транспортную развязку и тоннель под магистральной железной дорогой Ростов – Баку. Уникальность объекта состоит в том, что впервые применен опыт прохождения под действующими железнодорожными путями полным сечением. Движение по новой схеме позволило перераспределить транзитные потоки, разгрузить дорожную сеть Георгиевска. Многие годы эти задачи не решались. Завершена первая очередь строительства автодороги «Обход Новоалександровска». С вводом объекта в эксплуатацию помимо ожидаемых преимуществ, связанных с большей сохранностью уличной сети, и улучшения экологии города выполняется стратегическая задача, которая полностью будет решена с вводом 2-й и 3-й очередей. В итоге участники движения получат возможность выходить на краснодарское направление, минуя Новоалександровск, по трассе, отвечающей современным требованиям.

Капитально отремонтирова-ны участки автодорог Ставро-поль – Александровское – Минеральные Воды, Ессентуки – Юца – Этока, Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красно-гвардейское.

В этом году осуществляются строительство и реконструкция восьми объектов региональных дорог и искусственных сооружений. Продолжается работа на переходящих объектах: обход станицы Курской, 2-я очередь, 2-й и 3-й пусковые комплексы обхода Новоалександровска, 3-й пусковой комплекс 1-й очереди Георгиевск – Новопавловск. Начаты работы по реконструкции участка автодороги Пятигорск – Георгиевск. Данное направление планомерно отрабатывается нами на протяжении ряда последних лет ввиду его высокой аварийности.

В части искусственных со-оружений ведется реконструкция двух мостовых переходов на автодороге Каново – Черноярская в Курском районе и мостового перехода на автодороге Зеленокумск – Никольское – Степное в Советском районе, а также строительство нового моста на 3-м километре автодороги Георгиевск – Новопавловск. В следующем году начнется строительство двух объектов электроосвещения в пределах с. Московского и х. Эммануэлевского на ростовском направлении.

В общей сложности по итогам реализации программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы» к вводу будет подготовлено почти 6,5 км дорог, отвечающих современным требованиям. Многое предстоит сделать по объектам капитального ремонта. Фактически за 2012 год предстоит реализовать всю программу ранее запроектированных объектов. В общей сложности планируется ввод в эксплуатацию 5 объектов на сумму 727 млн руб. по следующим направлениям:

Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красно-гвардейское (2-й и 3-й пусковые комплексы) протяженностью 2,9 км;

Ессентуки – Юца – Этока (1-й пусковой комплекс) протяженностью 1,8 км;

Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды (3-й пусковой комплекс) протяженностью 2,2 км;

Ессентуки – Суворовская протяженностью 3,2 км;

Ессентуки – Юца – Этока протяженностью 4 км.

– Какие направления в развитии отрасли сегодня являются приоритетными?

– Основной упор сделан на маршрутный ремонт автомобильных дорог. Основной проблемой российских дорог (и Ставропольский край не исключение) является годами накопившийся «недоремонт». Опорная сеть дорог края сформирована 30-40 лет назад и пятикратно отработала срок. Вследствие этого практически половина автомобильных дорог общего пользования регионального значения не отвечает нормативным требованиям.

Учитывая вышеизложенное, приоритетным направлением своей деятельности министерство дорожного хозяйства края считает обеспечение сохранности существующей сети автодорог и улучшение условий безопасности дорожного движения. Бездействие в части ремонта автодорог может привести к резкому ухудшению их транспортно-эксплуатационного состояния, вплоть до выхода из строя отдельных участков даже на основных транспортных направлениях.

Выходом из сложившейся ситуации является увеличение ассигнований на маршрутный ремонт. В рамках одного финансового года на четырех основных направлениях (Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красногвардейское – Ростов-на-Дону; Ставрополь – Александровское – Новоселицкое – Буденновск; Светлоград – Благодарный – Буденновск; Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды) планируется приведение в нормативное состояние более 110 км автодорог на сосредоточенных участках протяженностью 15-20 километров. Помимо этого в соответствии с реализуемой 3-летней программой запланирован ввод 150 километров текущего ремонта дорог. Троекратно увеличены затраты на ремонт мостовых сооружений. По итогам года планируется отремонтировать 8 мостов на сумму свыше 72 млн руб.

– Василий Федорович, какие задачи предстоит решить по модернизации отрасли?

– Запланированные стратегией развития дорожного хозяйства мероприятия не реализовать без технического перевооружения. Увеличивая долю маршрутного ремонта, в разы необходимо прирастить и объем выпуска асфальтобетонной смеси. Существующие установки производительностью 20-30 тонн смеси в час не способны бесперебойно снабжать все крупные объекты. По предварительным расчетам, потребуются смесители, обеспечивающие выпуск 120-160 тонн в час. Также возникает необходимость в приобретении самопередвижных мобильных заводов для их дислокации непосредственно на объектах, что существенно сократит «транспортное плечо», а следовательно, и себестоимость выпускаемой продукции. Увеличение производительности труда должно происходить без ущерба качеству, что невозможно без современной асфальтоукладочной и уплотнительной техники. В этом году министерство планирует усилить парк подрядных организаций асфальтоукладчиками, оснащенными датчиками определения температуры укладываемой смеси и степени ее уплотнения.

– Содержание автодорог также требует системной работы и достаточно затратно. Что показала проведенная министерством инвентаризация дорожного хозяйства?

– Принято решение по итогам инвентаризации о принятии на баланс бесхозных линий электроосвещения. В этом году планируется привести в работоспособное состояние 1586 опор линий электропередачи.

Программой работ по содержанию автодорог предусмотрено выполнение работ по нанесению разметки проезжей части общей протяженностью 3474 км. На аварийно-опасных участках и пешеходных переходах предусмотрено устройство 32316 светоотражающих элементов по типу «кошачий глаз». Запланированы мероприятия по установке удерживающих барьерных ограждений. В ходе реализации программы будет завершена в полном объеме работа по приведению в нормативное состояние криволинейного бруса на направлении Ростов-на-Дону (от трассы М-4 «Дон») – Ставрополь в пределах края и начата аналогичная работа на втором направлении: Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды. В общей сложности планируется установить 18,2 км ограждений. Бюджет вышеуказанной программы на 2012 год – 64,8 млн руб.

В последнее время много говорится об оптимизации расходов средств краевого бюджета, их эффективном использовании. Особенно это становится актуальным в свете принятия закона о краевом дорожном фонде.

Увеличение ассигнований на дорожное хозяйство и другие приоритетные направления привело к дефициту бюджета. Естественно, дав такие преференции отрасли, от нас потребуют качественно новых методов контроля за использованием финансовых средств. Дорожники об этом помнят.

Проанализировав опыт работы сопредельных регионов, министерство приняло решение об оснащении техники, занятой на зимнем содержании дорог, датчиками компьютерного мониторинга системы «ГЛОНАСС», которые смело можно назвать датчиками эффективности. Отрасль значительно сэкономит, создав плотную систему контроля.

Зимнее содержание всегда было болезненной темой. Основной проблемой при этом является отсутствие эффективного механизма фиксации объемов выполненных работ и, как следствие, расчетов за выполненные работы. Внедрение системы компьютерного мониторинга позволит контролировать расход горюче-смазочных материалов, систематизировать учет расхода противогололедных средств, отслеживать работу механизмов в режиме реального времени. Банк полученных данных может быть также использован при расследовании ДТП. На сегодняшний день такими датчиками эффективности оборудовано 223 единицы техники в 25 организациях. Приемку работ по зимнему содержанию автомобильных дорог планируется проводить уже в этом году в соответствии с электронными отчетами компьютерной системы.

– Несмотря на достаточно высокий удельный вес дорог с твердым покрытием, в крае 56 населенных пунктов с населением 17 тысяч человек не имеют круглогодичного устойчивого сообщения с внешним миром. Как быть с этим?

– Для решения этой проблемы в прошлом году за счет средств федерального бюджета в объеме 127,6 млн руб. реконструировано 17 км пяти объектов сельских автомобильных дорог. В текущем году планируется на эти же цели выделить еще 313,75 млн рублей.

Помимо этого министерством ведется активная работа по развитию муниципальных дорог. Уже сегодня реконструирована опорная сеть городов Кавказских Минеральных Вод, а также 7 объектов транспортной инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов Ставрополья.

Выделены субсидии в объеме 1142 млн руб. 71 муниципальному образованию края на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов.

Кстати, для получения информации о состоянии автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также о планах ведомства граждане могут воспользоваться рубрикой официального сайта министерства дорожного хозяйства Ставропольского края «Вопрос – ответ», в рамках которой можно задать любой интересующий вопрос, либо обратиться на «Телефон доверия министерства» 94-14-18.

*****

Бюджетом Ставропольского края министерству дорожного хозяйства на 2012 год предусмотрены средства в объеме 6,1 млрд рублей.

Если говорить об исполнении бюджета отрасли, то по итогам первого полугодия освоение средств дорожного фонда составило 27,1% годовых плановых назначений. В частности, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения в январе – июне обошлись казне чуть более миллиарда рублей. На капремонт и ремонт местных дорог 36 муниципальным образованиям перечислено 438 млн рублей (58,1% от назначений года). При этом муниципалитеты самостоятельно проводят конкурсные процедуры и заключают контракты. За первое полугодие завершены работы в Новопавловске, селе Русском Курского района, Зеленокумске и селе Левокумском.

На реализацию краевой целевой программы «Развитие транспортной системы на 2011-2015 годы» направлено более 2,8 млрд рублей, в первом полугодии планировалось освоить половину суммы. Однако есть некоторые отставания от графика по исполнению бюджета – в частности, речь идет о расходных статьях по капитальному ремонту нескольких участков краевых дорог, вошедших в программу. По некоторым из них только в конце второго квартала были завершены конкурсные процедуры, и контракты заключены лишь в июне. В рамках реализации программы на строительство и реконструкцию региональных дорог затрачено 226 млн рублей.

Кроме того, софинансирование из краевого бюджета строительства и реконструкции дорог местного значения в первом полугодии составило 300 млн рублей, а по итогам года они получат в общей сложности 425,7 млн. По данным муниципальных образований, за шесть месяцев ими освоено 82 млн.

После внесения изменений в краевую целевую программу и принятия соответствующей методики распределения субсидий муниципальным образованиям на проектирование, строительство и реконструкцию местных автомобильных дорог с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, не обеспеченным круглогодичной связью с автомобильными дорогами общего пользования, будет сформировано распределение субсидий на оставшиеся средства.