11:15, 30 августа 2012 года

Реагируем на дразнилки правильно

Для них уже является нормой наличие коллектива и «предводителя», которого надо слушаться. Они вполне справляются с завязыванием шнурков, могут легко заводить знакомства и вести активную социальную жизнь.

Этого нельзя сказать об «оранжерейных» детях, которые были домашним центром вселенной, командирами маленькой армии солдатиков или королевами кукол.

Именно у них, несмотря на прекрасную успеваемость и отличное поведение, чаще всего возникают трудности в школе. Именно их лидеры группы выбирают для того, чтобы «отработать» свое остроумие.

Как ни странно, но только в одиночку ребенок сможет разрешить эту ситуацию. Вы можете помочь ему только полезным советом, не более. Прямое вмешательство только ухудшит ситуацию. На обидчиков оно не подействует, зато окончательно понизит статус вашего чада в школе, и, скорее всего, к дразнилкам добавится еще одна – «маменькин сынок». Что в свою очередь может отдалить вас от ребенка. А там и так называемый «школьный невроз» не за горами. Втягивать в конфликт учителя тоже не стоит. Как только за ним закроется дверь, конфликт в классе разгорится с новой силой.

Поведение жертвы, которую дразнят и травят в детстве, закладывает модель поведения во взрослом будущем, создавая образ «сиротки», неудачника. У таких людей всегда будет одно оправдание - «виноваты другие».

Существует несколько способов переломить ситуацию.

Способ 1. Смех

Объясните ребенку, что обидчики ждут его реакции, причем негативной. Слезы, грусть только подольют масла в огонь. Расскажите ему о том, что только позитивный настрой поможет переломить ситуацию, как бы не было трудно и обидно. Подумайте вместе вот над чем: злопыхатели тратят столько сил и энергии, чтобы вашему ребенку стало плохо, ну разве стоит им устраивать праздник?

Способ 2. Терпение и такт

Обязательно донесите до вашего ребенка следующее.

Во-первых, неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает.

Во-вторых, уверенный в себе человек не станет указывать на недостатки других, даже если они реальные. Так что скорее всего причина дразнилок - это банальная зависть. Возможно, у вашей дочки косички красивее, чем у обидчицы, или мальчики обращают на вашу дочку больше внимания и это раздражает соперницу.

В-третьих, порекомендуйте обратить внимание на факт зависти остальных одноклассников.

Убедить ребенка будет не очень легко, приведите примеры, которые его убедят. Для этого вспомните, чье мнение для него авторитетно.

Способ 3. «Провокации не пройдут»

Равнодушный взгляд на обидчика, безэмоциональный подход, полное игнорирование - такой способ тоже может сработать.

Со временем злослов потеряет к вашему ребенку интерес и переключится на другого, который будет выдавать так необходимые ему истерики и слезы.

Способ 4. Не родись красивым

Если у вашего ребенка, безусловно, самого лучшего и талантливого, есть повод сомневаться в собственной красоте, расскажите ему о том, что внешность в жизни еще далеко не все. Приведите в пример конкретные достижения знаменитых людей с нестандартной внешностью.

Неправильные решения

Решение проблем кулаками -

главный неправильный совет, который вы можете дать своему чаду. Конечно, иногда это действительно самый действенный способ, который заставит обидчиков зауважать ребенка. Зачастую у первоклашки повышается самооценка, даже если он не победит в этом бою.

Задумайтесь, насколько хороша для ребенка уверенность в том, что любой вопрос можно решить с помощью драки? Основы того, как он будет поступать во взрослой жизни, закладываются именно сейчас. Не лишним будет показать на примерах из фильмов, историй об известных людях, звездах, что вместе с силовым решением существуют и другие, не менее действенные способы.

Колпак с колокольчиками

Иногда, предупреждая нападки лидера, ваш ребенок может примерить на себя роль придворного балагура. Это позволяет оставаться в тени лидера, под его опекой.

Расскажите ребенку, что раз приняв на себя эту роль, вряд ли он сможет отказаться от нее в будущем. Его просто не будут принимать всерьез.

«Школьные скачки»

Перевод в другую школу также не будет являться выходом. Такое решение уместно только в самых крайних случаях, таких как возникновение «школьного невроза» или возможные депрессивные расстройства.

Подумайте, есть гарантия, что на «развязанные шнурки» не обратят внимания и в новом коллективе? Никаких! Ведь в старом коллективе ничего не решилось, а ребенок просто сбежал «с поля боя». И если конфликт в новой школе повторится, у ребенка будет большой соблазн постоянно переходить из школы в школу.

*****

Нет сомнений, что правильную тактику выбирать надо именно с первого класса школы, ведь фактически она будет действовать на все время обучения. Именно сейчас, а не через три или пять лет закладываются черты характера. Стремительно падающую самооценку восстановить будет куда сложнее, чем создать хорошие отношения в классе с самого начала.

ШколаЖизни.ру
«Реагируем на дразнилки правильно»
Газета «Ставропольская правда»
31 августа 2012 года