07:50, 31 июля 2012 года

Юрий Белый: краевая Дума – это место для дискуссий, но пустой говорильни быть не должно

За период прошедшей весенне-летней сессии краевого парламента пятого созыва, как сообщил Ю. Белый, принято 67 законов, в том числе 14 базовых, в рамках заседаний думских комитетов, депутатских слушаний рассмотрено 390 вопросов. Журналистов же интересовал не только порядок цифр. Отвечая на их вопросы, спикер подробнее пояснил, каким будет бюджет будущего года, что надо делать для совершенствования межбюджетных отношений, можно ли регулировать цены на хлеб, каким должно быть законодательство в сфере имущественных отношений, охраны окружающей среды.

Место для дискуссий

По словам Юрия Белого, депутаты действующего созыва сошлись во мнении, что Дума – это место для дискуссий (в пику нашумевшему в свое время высказыванию одного из лидеров «Единой России»). Однако и пустой говорильни в стенах парламента быть не должно. Что это означает на практике? Все острые вопросы, возникающие в связи с обсуждаемыми законопроектами, по максимуму «обкатываются» на заседаниях думских комитетов, в рамках совещаний и депутатских слушаний. Разногласия – а их бывает порой немало – стараются снять до голосования за очередной нормативный акт. Впрочем, иногда несостыковки в позициях выплескиваются и на заседания Думы. Но ничего плохого в этом нет. Главное, что в итоге вырабатывается эффективное решение.

Депутатский корпус нового созыва работает активно, безусловно, опираясь на законодательную базу предшественников. По оценке коллег из других субъектов Федерации, качество краевой нормативной базы достаточно высокое. Поэтому нередко к ставропольским парламентариям приезжают за опытом. Не считают зазорным перенести на региональное правовое поле рациональные идеи со стороны и депутаты ДСК. Недавно парламентарии побывали в Чеченской Республике, где обменялись опытом по строительству межнационального мира. В ближайшее время планируется поездка в Дагестан. Согласие между народами СКФО – залог будущего экономического и социального процветания. Много полезного почерпнули из недавнего общения с коллегами из Ростовской области, где власть очень эффективно строит работу с казачеством.

В поисках эффективного собственника

Законы, регулирующие вопросы собственности, рационального распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности края, без преувеличения, являются базовыми. Насколько эффективно реализуется в этой сфере действующее законодательство и нуждается ли в совершенствовании? – прозвучал вопрос от «СП».

Спикер сообщил, что краевой государственной собственности насчитывается сегодня на 11,5 млрд рублей. Это и земельные участки, и недвижимость, и производственные объекты. Всем этим надо умело распоряжаться. Функции и законодательной, и исполнительной власти в этой сфере определены. Однако, безусловно, проблемы есть. Хотелось бы, чтобы краевая собственность эффективнее работала на пополнение краевого и местных бюджетов.

В крае насчитывается 66 государственных унитарных предприятий и почти 500 государственных учреждений, которые в соответствии с действующим законодательством должны отчислять в бюджет 10% годовой прибыли. Но далеко не все выполняют эту задачу. Что делать, если госпредприятие пользуется собственностью стоимостью в десятки миллионов рублей и при этом ничего не приносит в казну? В частности, немало нерентабельных ГУПов в дорожной отрасли. «Государству надо уходить от несвойственных функций, – считает спикер. – И выход зачастую в смене формы собственности. Конечно, нельзя решать вопросы собственности огульно, без анализа экономической ситуации, последствий. Объект стоимостью свыше 50 млн рублей может быть приватизирован только с ведома депутатского корпуса. Законодательный «фильтр» не позволяет уйти имуществу бесконтрольно. Понятно, что мы не заберем и не приватизируем имущество, находящееся в распоряжении школ, больниц, ряда других социально значимых предприятий. Дума утверждает план приватизации, исходя из принципа «не навреди».

Однако порой, по словам Юрия Белого, необходимо радикальное лечение. Например, чтобы привести в порядок, сделать конкурентоспособным санаторий «Ставрополье» в Сочи, находящийся в госсобственности, из краевой казны надо «вынуть» сумму примерно в 2,5 млрд рублей. Это неподъемные в сегодняшних условиях расходы. У края много других первоочередных обязательств. Значит, надо искать другое решение. Для выработки программы действий создана специальная группа. Возможно, будет принято решение о создании открытого акционерного общества, чтобы заинтересовать инвесторов.

Верное решение, по оценке спикера, найдено в отношении минераловодского аэропорта. «О его приватизации, не зная всех деталей, я поначалу тоже рассуждал по-обывательски просто: ну зачем, не надо этого делать, – поясняет Юрий Васильевич. – Досконально разобравшись в вопросе, мнение изменил. Дело в том, что весь имущественный комплекс был передан из федеральной собственности. В проведенную до этого момента реконструкцию аэровокзального комплекса и ввод в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы, в результате чего воздушный порт стал одним из крупнейших на Юге России, край не вкладывал больших средств. Это сделал инвестор под гарантии Правительства РФ, естественно, рассчитывая окупить затраты и получить прибыль. И если сегодня не создать на базе аэропорта открытое акционерное общество, инвестор потеряет интерес, и объект опять начнет «чахнуть». Авиаперевозки вместе с тем не останутся бесконтрольными. Большинством голосов депутаты в этом месяце одобрили приватизацию минераловодского аэропорта с сохранением в собственности Ставропольского края блокирующего пакета акций – 35 %. Под приватизацию аэропорта федеральное правительство выделило краю 600 млн рублей, которые вложены в приобретение ценных бумаг АО. Это позволит органам власти контролировать действия инвесторов и влиять на эффективность управления. Привести в порядок предстоит и ставропольский аэропорт. Инвестор уже приступил к финансированию работ по масштабной реконструкции воздушных ворот краевой столицы».

«Бюджетный» корабль

По прогнозам минфина края бюджет будущего года обещает быть остродефицитным. Как быть? Социальная сфера требует все больших вложений, доходы растут, к сожалению, не так быстро, как расходы. Журналистов интересовало, как председатель Думы СК оценивает развитие бюджетного процесса и межбюджетных отношений в крае. Уже скоро депутатам предстоит утверждать сверстанный правительством бюджет на 2013 год и предстоящую трехлетку…

«Мне приходилось заниматься бюджетом, будучи на службе в исполнительной власти, а теперь – в новом качестве. Поверьте, идеальных бюджетов не бывает, – отметил Юрий Васильевич. – И законодательной, и исполнительной власти хочется сделать так, чтобы у каждой сестры было по две серьги, а то и по три. Но исходить-то надо из реалий. Уже сегодня 65% расходной части бюджета – социальные статьи. В первую очередь надо брать в расчет, что президент нацелил регионы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Это учителя, воспитатели дошкольных детских учреждений, врачи, работники культуры. В этой ситуации давать неподтвержденные финансово обещания мы себе позволить не можем. Взять хоть законопроект о «детях войны», который предполагает выплаты людям, родившимся до войны и во время войны, не имеющим иных льгот. Таких в крае насчитывается около 50 тысяч человек. Помочь надо. Но прежде чем принять данный законопроект, надо изыскать дополнительно 250 млн рублей, что увеличит социальные расходы бюджета еще на 2-3%. Поэтому ожидаемое многими решение пока откладывается. Учитывая, что дефицит бюджета прогнозируется серьезный, прежде всего следует сосредоточиться на поиске источников пополнения доходной его части. Край наш преимущественно аграрный. Но мы знаем, что сельское хозяйство имеет перед другими отраслями определенные преимущества по налогам. Поэтому на большие поступления из аграрного сектора рассчитывать не приходится. Главным поставщиком налогов должны стать промышленность и торговля. К сожалению, инвестиции не всегда дают скорую отдачу. Пока не начали работать технопарки на полную мощь. В Невинномысске, где этот проект продвинулся дальше всех, создано пока всего 68 дополнительных рабочих мест. Этого мало для города, где трудоспособное население составляет 65 тысяч человек и работой обеспечены далеко не все. Потребуется время, чтобы технопарк заработал на полную мощность, потянул за собой «шлейф» предприятий малого бизнеса, обслуживающего основные производства. Сложная задача – выполнить социальные обязательства и одновременно найти средства на поддержку развивающегося бизнеса, стимулировать развитие экономики. Как пройти между двумя утесами и не зацепить корабль? Об этом болит голова и у законодательной, и у исполнительной власти.

Дефицит неизбежно придется покрывать в том числе и за счет займов. Снизить бюджетные риски помогут поступления из федерального бюджета. На мой взгляд, действующая сложная система финансирования регионов, когда последние отдают значительную часть заработанного центру, а затем ждут оттуда бюджетных субсидий, не вполне эффективна. Муниципалы зависят от региональных решений, регионалы – от Федерации. Думаю, неслучайно в Кремле сегодня заговорили о необходимости децентрализации власти, уменьшении финансовой зависимости регионов от центра. Одномоментно решить все накопившиеся проблемы в строительстве межбюджетных отношений, конечно, не получится. Потому что концентрация средств в руках федеральной власти – это тоже объективная необходимость, с которой надо считаться. Но со временем, полагаю, финансовые потоки будут упорядочены. Хотя бы частично. Учитывая эти последние тенденции, краевые депутаты направили в Госдуму ряд законодательных инициатив по увеличению доли налоговых поступлений, которые, по нашему мнению, должны оставаться в регионе».

У семи нянек

В частности, в связи с результатами инвентаризации гидротехнических сооружений, проведенной краевой властью после трагедии в Крымске, не без оснований родилась законодательная инициатива по увеличению региональной доли водного налога.

Эти средства как воздух нужны для того, чтобы привести в порядок объекты, от состояния которых зависит безопасность населения в случае природных катаклизмов, подчеркнул Юрий Белый, отвечая на вопросы «СП», почему недостаточно эффективно работает природоохранное законодательство, что делать с выявленными бесхозными гидротехническими сооружениями, которых насчитывается в крае более полутысячи?

« Край несколько раз страдал от паводков, – отметил председатель Думы, – поэтому вопрос обеспечения мер безопасности на случай стихии остается актуальным. Почему, когда приходит беда, мы недостаточно оперативно реагируем? Причин много. Вот вы говорите «бесхозные водные объекты». Стоит только удочку в такой «бесхозный» забросить, как хозяин немедленно находится. Другое дело, что оформлять пруд в собственность этот человек не торопится, потому что не хочет брать на себя полной ответственности за его состояние. Конечно, надо разбираться. Это задача прежде всего местной власти, на территории которой объект находится. Муниципалитеты, однако, не торопятся наводить в этой сфере порядок. По разным причинам. В том числе из-за неразберихи в вопросах имущественных отношений.

Вопросы регулирования животного мира, охраны лесов и водохозяйственного комплекса находятся в ведении Российской Федерации. Доходит до парадокса. Плотина принадлежит одному ведомству, водное зеркало – другому, река – третьему. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу. По территории края проходит 6,5 тыс. км каналов. Это собственность Министерства сельского хозяйства РФ, реками ведает федеральное Агентство водных ресурсов, большой комплекс вопросов решает Агентство рыбного хозяйства РФ. Не в компетенции краевых законодателей регулировать отношения в этой сфере. Хотя все вышеназванные объекты находятся на нашей территории. И плоды нерачительного хозяйствования пожинать в случае ЧС жителям края. Так что не на пустом месте родилась в недрах Думы СК законодательная инициатива в отношении водного налога, из которого в регионе остается сегодня только 40%. Наше предложение – оставить краю большую его часть и целевым образом использовать для поддержания гидротехнических сооружений. Чтобы было больше порядка в области охраны окружающей среды, часть полномочий, в том числе законодательного регулирования, следует передать на места, внести больше ясности во взаимоотношения федеральных и региональных структур в сфере ответственности за природные объекты.

Звонить во все колокола

Эхо трагедии в Крымске заставило многие регионы обратить особое внимание на состояние систем оповещения. В чрезвычайной ситуации счет идет на человеческие жизни. В связи с этим вопросом председатель Думы СК вспомнил недавнее совещание в Невинномысске, где большое внимание было уделено вопросам безопасности. СМС-сообщения не будут прочитаны в два часа ночи. Бегущая строка, объявления по радио тоже могут не сработать, если выключится электричество. Выходит, надо иметь в виду самые простые проверенные средства. В случае беды автомобили с громкоговорителями, разъезжающие по населенному пункту, или звон церковных колоколов могут быть эффективнее. А самое главное – надо восстанавливать систему гражданской обороны, учить людей, какие действия необходимо предпринимать перед лицом опасности. Работы хватит и исполнительной власти, и законодательной.

И муниципальной тоже. Наводнения местного масштаба зачастую случаются из-за банальной человеческой халатности. Как это было не так давно в Петровском районе, когда затопило Шведино, Николину Балку и другие населенные пункты. Наводнение случилось из-за того, что своевременно не расчистили от накопившегося мусора русло небольшой речушки.

О хлебе

Журналисты попросили прокомментировать готовящийся к рассмотрению законопроект о хлебе. Когда комитет по аграрным вопросам только приступил к его разработке, пояснил спикер, то поначалу казалось, что большой необходимости в нем нет. Качество хлебобулочных изделий, на первый взгляд, неплохое, ассортимент богатый. Однако проверки показали, что чуть ли не половина выпекаемой продукции не соответствует действующим техрегламентам. Ежегодно край выращивает богатые урожаи продовольственной пшеницы, обеспечивая не только собственные нужды, но и другие регионы. Однако, несмотря на достаток качественного сырья, с целью экономии или быстрой наживы некоторые производители нарушают технологию хлебопечения, используя разного рода «улучшители», которые позволяют из меньшего количества муки создать большой объем. Вот и понадобились законодательные ограничители для таких недобросовестных хлебопеков.

В этом году засуха осложнила ситуацию в сельском хозяйстве. Цены на зерно выросли, и не исключено, что это может больно ударить не только по хлебопекарным предприятиям, но и рядовому потребителю. Поэтому Думой СК совместно с комитетом по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию разрабатывается программа поддержки хлебопроизводителей. Для сохранения действующих цен на хлеб выдвинуто предложение по созданию регионального зернового фонда для нужд хлебопекарных предприятий. Идея не новая. Бывший «Ставропольагроуниверсал» находится сегодня на стадии банкротства. Насколько эффективно возвращение к старой практике? Этот вопрос обсуждается. А пока следует исходить из рыночных реалий: цена социального «кирпичика», по мнению спикера, все же подрастет.

*****

В заключение разговора председатель Думы Ставропольского края выразил уверенность, что взаимоотношения средств массовой информации и краевого парламента и впредь будут плодотворными и доверительными. Ведь мы – и депутаты, и журналисты – фактически делаем одно общее дело: направляем свои силы и умение на то, чтобы жизнь на Ставрополье становилась лучше.

«Между двумя утесами»
Газета «Ставропольская правда»
31 июля 2012 года