08:06, 13 июля 2012 года

Жизнь Ставрополья в суровом военном 1942 году: Героическое и трагическое рядом

Этот год занимает особое место в истории региона. Наши земляки оказались в эпицентре событий мирового масштаба. Фронт неумолимо приближался к нашему краю. В июле 1942-го началась битва за Кавказ - героическая и трагическая веха.

Война была тяжелым бременем для экономики края. Ставрополье превратилось в одну из баз снабжения армии. На предприятиях Ворошиловска (с 1943 года - Ставрополь), Пятигорска, Минеральных Вод, Георгиевска производились боеприпасы, оружие и снаряжение для нужд фронта. В числе первых на выпуск военной продукции перешли ставропольский завод «Красный металлист», Пятигорский мотороремонтный, Георгиевский арматурный и шиноремонтный заводы, Ставропольский кожзавод.

На предприятиях местной промышленности для нужд фронта изготавливались снаряжение, лыжи, одежда, обувь. Воинские части и соединения, формировавшиеся на территории края, в значительной мере снабжались оружием и обмундированием, изготовленными здесь же.

Условия военного времени диктовали свои законы: на предприятиях были отменены отпуска, введен 11-часовой рабочий день, ужесточалась трудовая дисциплина. В городах введены продовольственные карточки на хлеб, сахар, кондитерские изделия. В день рабочему было положено 400-500 граммов хлеба.

Но многие квалифицированные рабочие уходили на фронт. Так, на заводе «Красный металлист» состав обновился на 66,2%. Ушедших на фронт надо было кем-то заменять. Было принято постановление о подготовке рабочих кадров «из женской молодежи». На заводы пришли домохозяйки и подростки, которым часто приходилось подставлять под ноги ящики, чтобы он могли дотянуться до станка.

Из выступления директора Пятигорского моторо-ремонтного завода Богословцева: 

«Выработка одного рабочего за период войны составляет 179,5%, и это при том положении, что на завод принято более 500 неквалифицированных рабочих, в том числе 250 женщин, не работавших ранее на производстве. Есть такие товарищи, которые выполняют норму на 500%, и около 10 человек – на 800%. Это товарищи Чухаркин, Михайлов и другие… Работаем по 15-18 часов в сутки».

Ставрополье, особенно курорты Кавказских Минеральных Вод, стало крупной госпитальной базой для воюющей страны. В лечебных учреждениях остро ощущалась нехватка медикаментов. Крайком ВКП(б) принял решение об организации на базе институтов Нарком­здрава и предприятий местной промышленности производства медикаментов, необходимых для снабжения эвакогоспиталей и медицинских учреждений. В Ворошиловском мединституте начали выпуск инсулина; в Пятигорском бальнеологическом институте - хлористого кальция, эфира и глюкозы; в Пятигорском фарминституте - уротропина. Ставропольским краевым аптекоуправлением была создана лаборатория по изготовлению йода, валерьянки, организовано стеклодувное производство по выпуску аптечной посуды. Ставропольский мясокомбинат освоил производство столь нужного для раненых и ослабленных больных гематогена. Предприятиями крайместпрома изготовлялись костыли, гончарная посуда, ложки и т. д.

Огромных трудовых усилий требовало осуществление на территории края мероприятий оборонного характера. Когда усилилась угроза прорыва фашистских войск на Северный Кавказ, начали возводить оборонительные сооружения. Зимой 1941-1942 г. от 115 до 128 тысяч человек (колхозники, рабочие, служащие, студенты, старшеклассники) было направлено на строительство противотанковых рвов, восстановление поврежденных бомбежками участков шоссейных дорог, железнодорожных путей.

Из благодарственного пись­­ма начальника 10-го армейского управления оборонительных работ НКО СССР М. Маль­цева и члена военного совета М. Громцева жителям Ставрополья: 

«В короткий срок в исключительно тяжелых условиях проделана большая работа. Ни вьюга, ни стужа нынешней зимы не могли помешать бойцам трудового фронта. Отлично работали товарищи: Дьяков З.П., Сус Р.С., Ратченко Т.В., Зандченко Р.С., Стаценко Н.И., Перышкин Г.А., Калугин М.И., Свешников В.Г., Кудлаев Р.Ф., Шост В.В., Солдатенко Т.Н., Шаробоков М.К., Коморник Л.Г., Зайцман Н.А., Тимошенко О.Л., Сафаридов Г., Краснов Я.И. и другие.

Прекрасно работали женщины. Они проявили исключительный патриотизм и преданность Родине. В первых рядах шли Курьянова Р.И., Супрунова М.С., Кокорева М., Решетиленко О., Черкасова Н.Д., Ермашкина А.В., Евдокимова В.П., Бобырева А.И. и другие».

Из воспоминаний Евдокии Зориной: 

«Зима была ранняя и холодная. С середины ноября намело много снега, дул сильный ветер. Мы копали широкие и глубокие противотанковые рвы. Долбили землю киркой и ломом - лопатой не возьмешь. В пять часов утра завтрак, в шесть часов уже на трассе, и работа до семи часов вечера. Потом в восемь часов вечера обед и ужин одновременно. Непосильный труд. Многие простывали и болели».

Настоящим подвигом можно назвать участие ставропольцев в ускоренном строительстве новой железнодорожной линии Кизляр - Астрахань протяженностью 348 километров. По решению руководства края на эту стройку из городов и сел было направлено более 3500 человек и 1800 подвод. Работать приходилось под участившимися налетами авиации. Тем не менее уже в августе 1942 года дорога была сдана в эксплуатацию.

На железных дорогах было введено военное положение, движение поездов осуществлялось по особому графику. Перевозки, не имевшие оборонного значения, в том числе пассажирские, были значительно сокращены. Железнодорожники Минераловодского узла под непрерывными бомбежками эвакуировали в тыл раненых из госпиталей, рабочих, служащих, их семьи, а также оборудование предприятий, сельскохозяйственную технику, хлеб, материальные ценности.

Из воспоминаний бригадира локомотивного депо г.  Мин. Воды Михаила Симоненко: 

«4 августа 1942 года немецкими бомбардировщиками был произведен налет на г. Мин. Воды. Работа станции и движение поездов были парализованы. Появились первые убитые – работники станции и пассажиры... Огонь и облако черного дыма несколько дней были видны из Мин. Вод на расстоянии 27 километров.

8 августа 1942 года был дан приказ уезжать, так как немцы захватили Нагутскую. Весь путь до Георгиевска был забит составами. Здесь стояли 12 санитарных поездов с 15 тысячами раненых бойцов из госпиталей Кавминвод и поезда с эвакуированным оборудованием.

От станции Георгиевск осталась груда дымящихся кирпичей. На разбитых станционных путях лежали трупы, на кустах – выброшенные взрывной волной из чемоданов вещи и фотографии. Все пути были разрушены, выброшены шпалами кверху. В восточной части станции догорали вагоны с пшеницей. Нам была дана команда вместе с воинской частью восстановить, а вернее, заново уложить хотя бы один путь для пропуска поездов. Расстояние было немалое - около километра, а времени всего два-три часа. Работа шла, не прекращаясь ни на минуту, слышен был только грохот рельсов о шпалы да удары кувалд о костыли при креплении рельсов к шпалам. Сигнал воздушной тревоги известил о новом налете. Но бомбы упали за станцией, не причинив вреда новому пути. Наконец путь был проложен. Выжимая мокрые от пота рубашки, мы смотрели, как медленно один за другим проследовали 12 санитарных поездов с ранеными бойцами по только что восстановленному пути, думая, что недаром потрудились и наш труд в какой-то степени помог фронту. Поздно вечером без освещения, соблюдая светомаскировку, будто на ощупь, выехали и мы».

*****

И сегодня, спустя семь десятилетий, эти наполненные горечью строки нельзя читать без слез, кажется, комок подкатывает к горлу... И не устаешь удивляться стойкости народа, сумевшего вынести такое и победить. 

Татьяна КОЛПИКОВА. Государственный архив новейшей истории Ставропольского края.
«Героическое и трагическое рядом»
Газета «Ставропольская правда»
13 июля 2012 года