08:13, 13 июля 2012 года

Веер - изящный «снаряд» царского достоинства

Определение веера (он же - опахало, или веяло) встречалось в словаре Российской академии наук еще в XVIII веке. Позже оно вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля и «Энциклопедический словарь» Брокгауза - Ефрона. Последний поясняет, что на Востоке, который и является родиной веера, «вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства». Подтверждением тому служат древние индусские поэмы. Первые веера делались из листьев банана, пальмы и лотоса. В домах богатых англичан Индии в конце XIX века появились гигантские веера-вентиляторы (определение словаря Брокгауза - Ефрона, 1896 г.): обтянутые муслином рамы, приводимые в движение специальным слугой. Приспособления были «в каждой комнате, над каждой головой». Их можно было видеть на судах, в храмах, гостиницах.

Полагают, что веер - изобретение японское, ибо в обиходе японца он просто незаменим: в выражении почтения, приветствиях, даже подаче милостыни. Веер употреблялся даже как символ военной власти генералами при командовании.

В Китае к вееру отношение гораздо демократичнее: он составлял принадлежность всех классов, без различия пола и возраста. К слову «веер» чаще всего применяются определения «ажурный», «филигранный», говорящие о высококлассных работах по его изготовлению. На открытых бумажных альбомах-веерах встречались всевозможные замысловатые надписи, рисунки и автографы замечательных людей.

Веер находил свое применение у многих народов земли. В. Чуйко, в статье «Из истории вееров» в журнале «Новь» 1885 года отмечает: «Веер так же стар, как стара цивилизация». Изображения китайского и японского вееров сменяют арабский и мексиканский... Из статьи мы узнаем, что римлянки пользовались веером в термах, в театре. Во всеобщее употребление он входит в XVI веке. В Италии им одинаково пользуются и мужчины, и женщины.

Особенно любопытны сведения о французском веере. Тому, каким он был, как менялись материалы для его изготовления, что означали жесты веера, посвящено целое исследование «Веер и грация» В.  Верещагина в ежемесячнике «Старые годы» за апрель 1910 года. Далекие страны подарили искусным мастерам дерево, слоновую кость, перламутр, самоцветы. И появился в руках милых дам божественный веер, способный окрылять лучами надежды и ввергать в отчаяние. «Я замужем», - говорит, отмахиваясь, развернутый веер. «Вы мне безразличны», - объясняет он же, закрываясь. «Будьте довольны моей дружбой», - открывается первый его листик. Живая смена впечатлений, изменчивое непостоянство - все в нежной женской ручке с веером.

Происхождение веера в России «так же темно, как и происхождение многих других отраслей отечественного прикладного искусства». Первые достоверные о нем сведения обнаружены в описях царской казны XVII века. Делались они из страусиных перьев, а также были атласными и пергаментными. Оживать и быть орудием кокетки-красавицы веер начал в царствование Елизаветы Петровны. Настоящий же расцвет русского веера начинается со вступления на престол Екатерины Великой. В XVIII веке женщины умели «опахалом изображать разные страсти»: ревность (держа у рта свернутый веер, не говорить ни слова), любопытство, стыдливость, любовь. Язык опахала назывался в то время «маханием». «Махаться», или «амуриться», значило кокетничать веером. Эти слова не только использовались в разговоре, но проникали в литературу.

Рассказывая о «бытовании» веера, авторы прилагают описание конкретных музейных экспонатов вееров различных эпох, а журналы помещают их фотографии.

Раздел модной хроники журнала «Новь» в 1884-1886 гг. назывался «Дешевизна и изящество в одежде». Каждая буква раздела рисовалась… на лепестке развернутого веера. И сам этот аксессуар часто изображался в руках модниц. Для мастеров-умельцев в одном из номеров журнала предлагалось описание изготовления оригинального деревянного веера.

Ну а в наше время главным образом капризница погода влияет на выбор ручного «вентилятора индивидуального пользования»... 

Антонина АШИХМИНА, заведующая отделом редкой книги краевой Лермонтовской библиотеки
«Изящный «снаряд» царского достоинства»
Газета «Ставропольская правда»
13 июля 2012 года