07:50, 6 июля 2012 года

Что делают на Ставрополье, чтобы цены в магазинах и на рынках не кусались

Речь идет о соблюдении баланса интересов производителей и потребителей товаров и услуг, обеспечивающего их доступность для конечного потребителя, а также осуществлении контроля за порядком формирования ценовой политики.  Как подчеркнул председатель комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию СК Андрей Хлопянов, хотя органы исполнительной власти и не наделены полномочиями по регулированию цен на продукты питания и контролю торговых организаций за их установлением, в то же время краевое правительство разработало комплекс мер, направленных на снижение цен на продовольственные товары первой необходимости. 

-Установлены предельные размеры торговых надбавок на некоторые социально значимые продовольственные товары в розничных торговых организациях, - замечает Андрей Георгиевич. - Согласно распоряжению правительства края рекомендован предельный размер надбавок - не более десяти процентов к оптово-отпускной цене изготовителя - на хлеб пшеничный из муки первого сорта, молоко жирностью 2,5 - 3,2 процента, творог, сметану жирностью 10 - 15 процентов, сливочное и растительное масло, яйца и сахар.

- Андрей Георгиевич, как на Ставрополье отслеживается процесс установления этих торговых надбавок?

- Наш комитет очень тесно в этом направлении взаимодействует с представителями органов внутренних дел, Роспотребнадзора, управления федеральной антимонопольной службы по СК, с политическими партиями, а также различными общественными организациями. Осуществляется комплекс мероприятий по недопущению необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары. Кроме того, еженедельно проводится мониторинг цен на продукты в торговой сети, на розничных рынках, по предпри рерабатывающей промышленности ситуация отслеживается в ежедневном режиме. Для оперативного реагирования по изменению ситуации на продовольственном рынке комитет направляет еженедельную информацию в департамент пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Это данные о динамике средних цен производителей края, а также потребительских (розничных) цен на пшеничную муку первого сорта, ржано-пшеничный и пшеничный хлеб из муки первого сорта, молоко, сахар-песок и подсолнечное масло.

Особое внимание уделяется социально незащищенным слоям населения. Во многих населенных пунктах края работают специальные отделы по продаже продовольственных товаров первой необходимости. Сегодня принимаются меры к увеличению таких отделов в крупных торговых организациях. Как правило, продукты в них дешевле обычного в среднем на восемь-десять процентов.

- Всем прекрасно известен нехитрый рыночный закон: чем больше товара, тем он дешевле. Что делается на Ставрополье по максимальному насыщению потребительского рынка?

- Прежде всего, в рамках проекта «Покупай ставропольское!» мы активизировали работу по заключению соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве, предусматривающих увеличение объема реализации продукции региональных производителей от 50 процентов и более, а также об ограничении торговых надбавок до десяти процентов на основные социально значимые товары. Сегодня мы подписали такие документы более чем с 30 организациями, объединяющими свыше трехсот торговых объектов. Двадцать подобных соглашений заключили администрации муниципальных образований края.

Немаловажную роль играют и ярмарки выходного дня. Для обеспечения населения края продуктами питания по доступным ценам организуется торговля выходного дня, где качественная продукция реализуется без посредников по ценам ниже рыночных. В этом году уже отшумело около 30 таких ярмарок в Курском, Андроповском, Кочубеевском, Красногвардейском, Новоалександровском, Советском, Петровском районах, а также Ставрополе, Георгиевске, Лермонтове, Кисловодске и других городах, где в итоге продукции реализовано более чем на 16 миллионов рублей. Только в одном краевом центре прошло около 20 ярмарок. Кроме того, летом и осенью проводится выездная торговля на внутридомовых площадках «Овощи к подъезду», которая позволяет в период массового сбора урожая обеспечить население края плодоовощной продукцией по ценам производителей и в достаточном объеме. За время реализации проекта «Покупай ставропольское!» значительно расширилась собственная торговая сеть региональных производителей.

- Любой покупатель стремится купить тот же кефир, молоко или колбасу в фирменном магазине, ибо знает, что там продукты будут не только свежее, но и дешевле.

- Действительно, это так. Сегодня в крае насчитывается более 1500 таких точек, в прошлом году открылось еще одиннадцать фирменных магазинов, в том числе ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО «СХП «Югроспром», ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» и ООО «Орион». Практически каждый хлебозавод имеет фирменную торговую сеть, через которую реализуется от 30 до 80 процентов собственной продукции. Например, ООО «Пятигорский хлебокомбинат» открыл 18 своих торговых точек, ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» - 13, ОАО «Ессентуки-хлеб» - 10. Фирменных торговых точек по реализации молочной продукции в крае более 200. В краевом центре фирменную торговлю организовали ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский», ОАО «Молоко», г. Новоалександровск, ОАО «Сыродел», г. Ипатово, торговый дом «Буденновскмолпродукт».

Кстати, в торговой сети продукция ставропольских производителей представлена в таких объемах: цельномолочная - 70 - 80 процентов, сливочное масло и сыры – 50 - 60, хлеб и хлебобулочные изделия – 80 - 90, колбасные изделия и мясопродукты - до 30, макаронные и кондитерские - до 40, минеральная вода и прохладительные напитки – 30 - 40 процентов. Хочу отметить, что потребительский рынок края развивается стабильно. Оборот розничной торговли в прошлом году, по уточненным данным Ставропольстата, составил 332,4 млрд рублей, или на двенадцать процентов больше, нежели в позапрошлом году.

- А как сегодня складывается ситуация с сельскохозяйственными рынками, ведь на них, как правило, тоже можно купить продукты дешевле? Недаром же говорят: сколько бы ни стоило, лишь бы не дорого.

- Должен отметить, что, несмотря на активное развитие современных форм торговли, розничные рынки по-прежнему играют крайне важную роль. Среднегодовые объемы продажи сельскохозяйственной продукции на них составляют около 20 миллиардов рублей. Удельный вес продажи на таких рынках в региональном товарообороте составляет около 16 процентов. В крае тринадцать аграрных рынков, готовятся к открытию еще три.

Кроме того, разработан план мероприятий по закреплению торговых мест на розничных рынках Ставрополья за производителями сельскохозяйственной продукции: владельцами крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также жителями края, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством. В нем определены основные направления деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований по их выполнению. На розничных рынках края для льготной категории населения и сельхозтоваропроизводителей предоставляется около пяти тысяч торговых мест.

Вообще, торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Это своего рода индикатор, который безошибочно сигнализирует о благосостоянии общества. Принятия Федерального закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности» в регионах ждали давно. Внимания этой сфере не хватало. Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства в стране путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. Задача – создать доступную инфраструктуру, позволяющую качественно и бесперебойно обеспечивать население товарами народного потребления. Документ унифицирует требования для ведения бизнеса, минимизирует избыточное административное вмешательство и предполагает многообразие форм торговли, определяет схему взаимодействия участников торгового процесса и производителей продукции. Также закон разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местного само-управления в области регулирования торговой деятельности.

В рамках реализации федерального закона мы приняли все необходимые нормативные акты в пределах предоставленных краю полномочий. Среди них порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований, организации ярмарок и продажи товаров на них. Важным шагом стала и разработка ведомственной целевой программы «Развитие потребительского рынка и услуг края до 2015 года». Разработаны также муниципальные программы развития торговли на местах. Сегодня мы уже видим реальные подвижки в ситуации. Все это позволило определить дислокацию предприятий торговли, упорядочить реализацию в нестационарных объектах и на ярмарках, разработать меры по ликвидации стихийных мест торговли.

Также разработан комплекс мер, направленных на увеличение реализации продукции краевых товаропроизводителей, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с торговыми организациями. В их числе - уже названные ярмарки и акции «Овощи к подъезду», проводимые в рамках краевого проекта «Покупай ставропольское!», выставки «Пищевая индустрия», заседания рабочей группы по поддержке региональных производителей края и заключение соглашений с организациями торговли, в которых предусмотрено увеличение объема реализуемой продукции краевых предприятий. В этом списке также установление предельного размера торговой надбавки не более десяти процентов к отпускной цене товаропроизводителя на основные социально значимые продовольственные товары.

- Андрей Георгиевич, какое значение придается проекту краевого закона о разграничении полномочий органов государственной власти в сфере государственного регулирования торговой деятельности, о котором сегодня на Ставрополье много говорится?

- В данном законопроекте полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации, более четко распределены между органами государственной власти. Можно сказать, упорядочены правила игры. Любой житель края, прочитав данный законопроект, может определить, в какой конкретно орган обратиться по интересующим вопросам в сфере данного вида деятельности.

- Недавно в комитете создана комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Для чего это сделано?

- Комиссия будет работать в рамках Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Речь идет о размещении комитетом заказов путем проведения торгов в форме аукциона, в том числе и электронного, в случае если цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей, а также без проведения торгов способом запроса котировок. Комиссия создана в связи тем, что отраслевым органам исполнительной власти были переданы эти функции.

Сегодня мы обозначили несколько стратегических целей развития потребительского рынка региона. В их числе формирование краевой оптовой сети, включающей современные торгово-логистические центры, межрайонные базы, организованные рынки сельскохозяйственной продукции. Стимулирование фирменной реализации, дальнейшее развитие ярмарочной деятельности, социального сектора потребительского рынка, ориентированного на население с низким уровнем дохода, введение в потребительскую сферу элементов государственного ценообразования путем заключения соответствующих соглашений с торгующими организациями по прямым поставкам товаров от производителей также нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 и на период до 2025 года.

«Чтоб цены не кусались»
Газета «Ставропольская правда»
6 июля 2012 года