11:38, 30 мая 2012 года

Что должны знать ставропольцы о новой системе уплаты налогов

Настойчиво идет продвижение электронных сервисов, постепенно улучшаются условия работы инспекций. Кроме того, в числе ориентиров - сокращение числа судебных споров и «вычищение» информационных баз. Как продвигается эта работа на Ставрополье и насколько новации востребованы другой стороной - налогоплательщиками? Об этом журналистам рассказал руководитель управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю Владимир Воронков, ставший гостем пресс-клуба «СП».

Богатая четверка

Безусловно, в актуальной повестке – финишировавшая недавно декларационная кампания. Налоговики уже говорят о ее промежуточных итогах.

По словам В. Воронкова, в этом году на Ставрополье отмечено значительное увеличение числа отчитавшихся о полученных ранее доходах. Так, если за прошлый год было подано 79 тысяч деклараций, то сейчас эта цифра составила 92 тысячи. Как правило, от года к году не очень сильно колеблется число тех, кто отчитывается в инспекциях в обязательном порядке, - например, нотариусы, адвокаты, индивидуальные предприниматели и др. Потому в краевом управлении ФНС отмеченные тенденции расценивают как хороший знак. Расширяется экономическая активность граждан - у них растут доходы, возникает желание осуществлять сделки с недвижимостью. Но также растет налоговая грамотность населения.

Любопытство не позволило журналистам оставить в стороне вопрос о богатых ставропольцах. Как выяснилось, стало заметно больше – на 17 процентов – миллионеров. То есть доход, превышающий по итогам прошлого года миллион рублей, задекларировал 3381 человек. Есть, оказывается, на Ставрополье и миллиардеры. Таковых среди наших земляков пока четыре.

Говоря же в целом об НДФЛ, В. Воронков напомнил, что для Ставрополья он является основным бюджетообразущим налогом. И на протяжении последних лет – даже в кризисное время – налицо тенденция роста его поступлений.

- С одной стороны, это не может не радовать. Но очевидно, что эта динамика в наибольшей степени обеспечивается не бизнесом, а бюджетниками, – констатировал В. Воронков. – Будь иначе, мы бы не наблюдали роста поступлений НДФЛ в кризис, когда бизнес-сектор в силу непростых обстоятельств сжимался, избавлялся от лишних кадров и сокращал выплаты работникам… Понятно, что сейчас у многих предприятий дела вновь пошли в гору, но это пока, к сожалению, не играет решающей роли в увеличении объемов по НДФЛ.

Одно за всех

Средства массовой информации с прошлого года твердят о том, что меняется порядок уплаты имущественных налогов. Тем не менее многие продолжают спрашивать, почему, например, в прошлом году они не получили налоговых уведомлений на свои квартиры и машины. Другим же интересны новые правила и сроки, когда нужно рассчитаться с государством.

Главный налоговик края пояснил, что новации связаны в первую очередь с удешевлением процесса администрирования имущественных налогов. Ведь иной раз стоимость пересылки налогового уведомления превышала суммы указанных в нем налогов. Самый красноречивый пример тому – мизерный земельный налог для восточных районов Ставрополья.

Однако налицо и очевидные плюсы для налогоплательщиков. Прежде всего сократится число бумаг, которые мы так не любим. За 2011 год транспортный, земельный и налог на имущество нужно будет уплачивать на основании (всего!) одного уведомления. Там будет содержаться вся информация о собственности физлица - описание объектов налогообложения, налоговая база, ставка, сумма льгот и т. д. Кроме того, по муниципальным образованиям устанавливается единый срок уплаты налогов. Налоговики уже начали кампанию по рассылке новых уведомлений с квитанциями и планируют ее завершить до 15 июня.

Уверены ли в краевом управлении ФНС, что инспекции обладают достоверными сведениями? Ведь, наверное, многие читатели уже получали – и не раз – «весточки» от налоговиков, где значились уже проданные машины или никогда не покупавшиеся квартиры... В. Воронков отрицать не стал: «грязных» данных об имуществе граждан действительно много, и это большая проблема для службы. Сейчас делается многое, чтобы снять ее остроту. Причем неверные данные налоговики собираются «вычищать» в числе прочего с помощью самих граждан.

Так, к налоговому уведомлению будет прилагаться специальная форма заявления, посредством которого человек сможет заявить о неточностях и ошибках.

- Предусмотрены все ситуации, - добавил В. Воронков. - Мы просим сообщить нам, если в уведомлении указано имущество, которое уже не принадлежит вам или никогда не значилось в вашей собственности. Надеемся на честность и в обратном случае: если человек приобрел недвижимость или транспортное средство, но этих объектов нет в уведомлении и на них не исчислен налог. Кроме того, случается и другое: ошибочно указывается количество лошадиных сил автомобиля, кадастровая стоимость земли или период владения имуществом...

Но готовы ли налоговики к такому диалогу? Ведь можно прогнозировать большое количество «ответных писем». Как прозвучало, сейчас как раз согласовывается порядок работы инспекций со смежными ведомствами. Исправление подобных ошибок – дело не одних налоговиков, но даже в большей степени Росреестра, ГИБДД, БТИ. Напомним, что сведения о том, чем мы владеем, в инспекции приходят именно оттуда и иногда не соответствуют действительности.

Хотя нужно понимать, что таким «интерактивом» с налогоплательщиками проблема несостыковок с реальностью, конечно, не решится. Потому параллельно в стране ведется работа по созданию системы так называемых «облачных вычислений», которая должна оставить в прошлом все неточности в сведениях об имуществе граждан.

- Одна из главных проблем информационного обмена между госорганами – это разные форматы предоставления сведений, что порождает сбои и ошибки, – добавил В. Воронков. – Предполагается, что появится иная модель обмена, точнее, будет существовать единый банк данных, при поступлении в который все сведения от разных ведомств будут проверяться на достоверность. Эта информация и будет впоследствии служить для автоматического начисления налогов.

Интернет вместо визита 

Да уж, такую «прелесть» завтрашнего дня пока немного сложно себе представить. Однако можно констатировать, что формат взаимоотношений службы с налогоплательщиками в последнее время стремительно меняется. Акцент делается на максимальное исключение контактов инспекций и граждан и на сохранение между ними дистанции. В этом плане ФНС сейчас активно позиционирует себя как сервисная организация, предлагая населению и бизнесу по возможности заменить Интернетом визиты к налоговикам.

И надо сказать, что люди уже поняли преимущество такого способа общения. Ведь дистанционно можно задать вопросы и в оптимально сжатые сроки получить ответы, сдать отчетность в электронном виде, самостоятельно заполнить декларацию, оплатить налоговые долги. Кстати, в этом плане налоговики отмечают активность ставропольцев. В частности, только в этом году сервисом «Узнайте свою задолженность» воспользовалось уже более 45 тысяч ставропольцев. В итоге погашено долгов на 34 млн рублей.

Не за горами, заверил В. Воронков, то время, когда не только долги, но и текущие налоги физлица смогут оплачивать онлайн. В экспериментальном режиме этот сервис уже действует в пяти регионах страны.

Преимуществ здесь много. И это не только упрощение процессов и экономия времени. Как прозвучало, дистанция позволяет сделать процесс исполнения человеком налоговых обязательств менее напряженным.

- У нас элементарно нет привычки общаться с налоговой, а уж тем более быть с ней откровенным. Мы же, по сути, забираем кровно заработанное. Кто нас будет любить за это? Уже по пути в инспекцию человек негативно настроен на общение. Вспомним, слово «мытарь» имеет богатую историю, но нужно потихоньку с этим образом расставаться, в том числе и с помощью Интернета, - резюмировал глава краевого управления ФНС.

Шаг влево запрещен

В рамках заседания пресс-клуба «Ставропольской правды» говорили журналисты с гостем и о налоговой культуре «физиков» и бизнеса. Как прозвучало, к сожалению, до сих пор аукаются девяностые, когда, по сути, была потеряна вера в государство. Теперь для ее восстановления потребуются годы и большие усилия власти, чтобы население и бизнес-сообщество понимали и видели, зачем они платят налоги, а не считали их чьей-то «блажью». Вместе с тем, по замечанию В. Воронкова, нередко дает о себе знать и наш менталитет: идем и просим знакомых о каких-то послаблениях и перестраховках, даже когда нужды в этом абсолютно нет.

- Быть честным в плане налогов становится выгодно, - пояснил В. Воронков. - Работа службы становится все регламентированнее и прозрачнее, и это облегчает жизнь налогоплательщикам. Сделать шаг влево или вправо инспектору уже очень сложно, все искушения исключаются по максимуму: четко прописаны сроки и процедуры, работают интернет-сервисы, есть отлаженная обратная связь. То есть, на мой взгляд, уже нет никакой необходимости идти и кого-то просить. Это относится не только к населению, но и к бизнесу. При нормальном бухучете и грамотных специалистах плательщик может точно просчитать, когда к нему постучат в дверь инспекторы. В открытом доступе есть критерии самооценки бизнеса, ими нужно пользоваться.

И уже неактуально, по словам В. Воронкова, звучат жалобы, что налоговики «кошмарят» бизнес: в целом по стране проверками сейчас охватывается менее двух(!) процентов предприятий. Это очень мало.

Куда уходит прибыль

Напоследок прозвучал вопрос об исполнении в крае бюджета по итогам первого квартала. Есть позитивные новости: Ставрополье выполнило планы по поступлениям в консолидированный бюджет региона и местные бюджеты. Необходимый уровень исполнения достигнут по НДФЛ, транспортному и земельному налогам, налогу на добычу полезных ископаемых и др. Тем не менее откровенно «буксует» налог на прибыль, из-за чего в первом квартале зафиксирован «недобор» по налоговым поступлениям в краевую казну. Налоговики еще выясняют причины такого положения дел, но, как сообщил, В. Воронков, предприятия чаще всего кивают на рост тарифов на энергоносители при сохранении цен на выпускаемую ими продукцию.

А не уводят ли деньги из края компании-«монстры», про которые принято говорить, что отравляют воздух они здесь, а налоги платят в Москве? Отвечая на этот вопрос, глава краевого управления ФНС подчеркнул, что это расхожее мнение в корне ошибочно.

- Да, мы не администрируем их налоговые платежи, – отметил он. – Но на самом деле компании с головной организацией в столице все платят там, где размещено производство. В частности, НДФЛ, налог на имущество, да и налог на прибыль в части краевого бюджета тоже остается у нас. Но большая сложность для ставропольских налоговиков возникает с прогнозированием поступлений от таких предприятий, от них трудно получить информацию о деятельности. 

«Пора расставаться с образом «мытаря»»
Газета «Ставропольская правда»
1 июня 2012 года