06:00, 26 мая 2012 года

Работники здравоохранения и образования могут повысить квалификацию в академии госслужбы

Мне бы так повезло! Чтобы меня отправили учиться на две недели за государственный счет, платили за время учебы зарплату и помогли выполнить проект, имеющий самое непосредственное отношение к работе. Увы, такая возможность доступна на Ставрополье пока только работникам здравоохранения и образования.

Но давайте обо всем по порядку.

Рассказывает профессор Юрий Васильев, директор Ставропольского филиала РАНХГС.

- Все очень просто: стране не хватает кадров. Впрочем, кому и когда их хватало? Но начало модернизационных процессов в здравоохранении и образовании показало, что именно в этих сферах ощущается острая нехватка квалифицированных управленцев. Восполнить ее призвана программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования (2011 - 2014 годы)». Единственным исполнителем по оказанию услуг по повышению квалификации управленческих кадров в этих областях стала академия госслужбы. На Ставрополье программу реализует наш, ставропольский филиал. Начали с образования. Первая группа в 22 человека (это директора, заместители директоров образовательных учреждений) обучение уже закончила.

Выпускной экзамен - это защита проекта, подготовленного за время обучения. Требований к нему много. Отметим главные: практическая значимость, затратность, реалистичность и социальные интересы. Требований к «ученикам» тоже хватает. Но особое внимание сосредоточено на умении работать в команде, владении нестандартными методиками и креативности мышления. При этом весь процесс «мозгового штурма» фиксируется веб-камерами. Это уже наработки для будущих потоков.

Итак, 22 выпускника. Они разбиты на три группы, и каждая представляет свой проект. По-моему, и процесс обучения, и «сдача экзамена» выпускникам откровенно нравятся. Не зря же команды придумали себе очень говорящие названия - «Виктория», «ГСМ - готовы стать менеджерами», «Перспектива». Но дело, по большому счету, не в названиях, а в самих проектах.

Представлен первым проект «Дистанционное обучение в рамках модернизации образовательной системы Ставропольского края». Его заказчик - министерство образования СК. Итак, есть задача - сделать образование непрерывным и доступным для всех жителей края. Возможности для этого есть - 34 действующих центра дистанционного обучения на территории Ставрополья, кадры, солидная материальная база. Система действует, именно она позволяет обучать ежегодно 93 процента детей-инвалидов, которые по понятным причинам не могут посещать обычную школу. А чего не хватает? Как выяснили исполнители проекта, очень немногого. Нужно «включить» в эту систему родителей, специалистов, детей из так называемых «групп рисков», таким образом расширить социальное партнерство. Просчитаны риски проекта, этапы реализации, та самая затратность (она на удивление мала). Вывод: проект вполне жизнеспособен. С таким вердиктом согласились и члены экспертной комиссии.

Второй проект, представленный командой «ГСМ», называется «Организация школьных перевозок как средство доступности образования». Знаете, сколько школьников ежедневно едут к месту учебы на 502 школьных автобусах? 16 тысяч из 386 населенных пунктов. Да, в свое время, когда встала такая проблема, появление школьных автобусов казалось панацеей от всех бед: детвора прибывала в школу с комфортом. Сейчас же, убеждены авторы проекта, такая система доставки в школу стала тормозом. На примере Петровского района был сделан анализ, который, на мой взгляд, не оставлял поводов для сомнений в их правоте. 21 школьный автобус там наматывает за сутки 372 километра. А в условиях недофинансирования образования денег не хватает ни на качественный медосмотр водителя, ни на толковый техосмотр. Более того, у школьного автобуса один маршрут: в школу - из школы. А значит, ребята ограничены в посещении социальных мероприятий - спортсекций, кружков и так далее. Были названы и другие причины: старение транспорта, маленькие зарплаты шоферов. Все это однозначно свидетельствует: существующая система перевозки школьников небезопасна. Что же делать? Передать школьные перевозки аутсорсинговой компании, то есть на основании договора передать обслуживание этих перевозок фирме, специализирующейся именно на транспортных перевозках. Такая модель оказалась дешевле существующей. Да, в принципе, не мы открыли, что сапоги должен тачать сапожник, а пироги...

Проектная группа «Перспектива» представила свое понимание «Оптимизации здоровьесберегающего пространства школы в условиях реализации Федерального государственного стандарта». Проблема понятна: девушки и юноши должны заканчивать школу здоровыми, а не с гастритами, близорукостью и прочими болячками. Сделанное на Ставрополье в предыдущие годы никто не отрицал. Но было констатировано, что существующие наработки носят точечный, а не системный характер. Проектанты считают, что нужно сделать многое - создать нормативно-правовую базу, модернизировать материально-техническую, выработать механизмы для привлечения средств. Их, понятное дело, понадобится немало. Но все это было констатировано без скепсиса. Потому что реализовать проект они предлагают в рамках уже существующих возможностей. Того же дистанционного образования, например. Так что все реально. Выходит, президентская программа пойдет на пользу Ставрополью?

Вот мнение членов экспертной комиссии тех, кто оценивал проекты.

Заместитель министра образования СК Наталья Лаврова:

- Наличие кадрового резерва и его обучение - это хорошее дело. В школах Ставрополья не хватает ни директоров, ни их заместителей. Вот мы их здесь и получим.

Первый заместитель главы администрации Ставрополя, директор комитета социальной политики администрации Ольга Рецева:

- Работать в меняющихся условиях очень трудно, и это миф, что на каждое управленческое кресло найти человека легко. Его нужно не только найти, но и подготовить. Старая добрая традиция возрождается.

А мне, честное слово, интересно, какие проекты будет защищать второй поток работников здравоохранения.

«Взрослые игры»
Газета «Ставропольская правда»
26 мая 2012 года