Мир танцует давно, наверное, уже тысячи лет. В Древней Греции танцы, которым покровительствовала муза Терпсихора, стали настоящим искусством. Люди поняли, что танцем можно выразить самые потаенные чувства, порой недоступные словам. Восхищение публики вызывали балерины пушкинских времен, когда родились знаменитые поэтические строки: «То стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет…».

Солисты балета Анастасия Брылькова и Максим Веснин.

Солисты балета Анастасия Брылькова и Максим Веснин.

Краевой театр оперетты с момента его создания в 1939 г. в Пятигорске уже славился балетной труппой под руководством Н. Пальмова. На сцене театра начинал свой мировой танцевальный триумф будущий народный артист СССР Махмуд Эсамбаев. Оперетта – гармоничный синтез музыкального водевиля и танца, неизменно украшающего спектакли. В трудные 90-е главным балетмейстером стала выпускница ГИТИСа Татьяна Шабанова, а балетная труппа на тот момент требовала серьезного обновления. И уже вскоре спектакли театра, который к тому времени возглавила Светлана Калинская, заиграли новыми красками, хореографическими картинками, иллюстрирующими вокальные номера (запомнился легкий, парящий танец любви Анастасии Брыльковой и Дмитрия Михайлина, сплетенный в единый образ с вокальным дуэтом из «Марицы» – знаменитым «рука в руке, глаза в глаза»). В постановки стали включаться хореографические сюиты, дивертисменты. Не случайно солисты балета Майя Загребельная и Максим Веснин завоевали звания лауреатов Международного конкурса артистов оперетты и мюзикла в Екатеринбурге и обладателей приза зрительских симпатий. Балет в опереттах стал их украшением, включая танцы в музыкальных сказках для детей.

Затем были «Вальпургиева ночь» – одноактный балет по сценам из оперы Ш. Гуно «Фауст». Горячо принятый зрителями и, что важно, придавший уверенности участникам спектакль, по сути, явился завершающим этапом в осуществлении Татьяной Шабановой давней мечты поставить полноценный классический балет «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля. За свою 200-летнюю историю этот балет не растерял популярности. Сюжет его незамысловат: фермерша Марцелина хочет выдать дочь Лизу за богатого, но придурковатого Никеза. А Лиза любит крестьянского юношу Колена, которого мать прогоняет со двора. Но он спрятался в комнате, чтобы встретиться с Лизой. Не подозревая об этом, мать до намеченной свадьбы с Никезом запирает дочь там же. Когда «жених» отпирает Лизу, она выходит вместе с Коленом. Марцелина вынуждена благословить молодых…

По мнению балетмейстера, легкость этого сюжета – большой плюс для первого знакомства с классическим балетом. А еще он не требует большого кордебалета, что соответствует возможностям труппы театра, а комический стиль дает право выбрать хореографию, близкую к народным крестьянским танцам. Анастасия Брылькова и Максим Веснин в главных ролях убедительно выражают танцем чувства своих героев: она – легким воздушным полетом, он – мужественной грацией. Очень важна в спектакле роль Марцелины, которую традиционно исполняет… мужчина. В этот образ весьма удачно вписался артист-вокалист Дмитрий Патров. Спектакль изобилует разнообразием хореографии: тут и вариации польки под бубен, и цыганский пляс, и радостный свадебный вальс в финале. Волшебная сценическая феерия сложилась благодаря усилиям всех, кто создавал этот удивительно яркий спектакль, от музыкантов оркестра и костюмеров до тех, кто под звуки прекрасной музыки выходит под огни рампы.

Нелли ВАГНЕР