Расхожая фраза о том, что в России много дураков, – вранье. Наш народ очень сообразительный. Например, полно умельцев, которые могут счетчик электроэнергии заставить «работать» на себя или сварганить перпетуум-мобиле из подручных материалов. Главное, как говорится, желание. А его хоть отбавляй, особенно в условиях тотальной нехватки наличности в кошельке. Какой-нибудь француз или американец загнулся бы здесь со своей доморощенной смекалкой. Поэтому о дураках не надо. Они везде есть. А вот то, что беда России – дороги, – факт бесспорный.  

Роман Ермаков

Роман Ермаков

Разве это дорога?

Разве это дорога?

© Фото: из архива газеты «СП»

Бездорожье.

Бездорожье.

Причем это даже не беда, а горе всероссийское. Если записать все отзывы наших автолюбителей об отечественных дорогах, то можно издать трехтомник нецензурных выражений. Наверное, ненормативно их характеризуют даже верующие, интеллигенты в третьем поколении и немые (про себя). Ведь иная ямка так неожиданно перед машиной нарисуется, что ядреные слова вырываются прямо из глубин души, самопроизвольно…

Недавно на депутатских слушаниях в Пятигорске, организованных комитетом Думы СК по промышленности, обсуждали тему транспорта. От одного из приглашенных прозвучала с трибуны изумительная версия, что дороги-де портятся из-за большого количества междугороднего большегрузного транспорта. Но разве можно запретить всем этим махинам «давить» наш ставропольский асфальт?! Следует помнить вот о чем: фуры в развитых странах, если говорить образно, двигают экономику вперед. У нас же их записывают в ранг вредителей. Чем меньше якобы будет этих громадин, там краше и качественнее станут дороги.

Между тем в Европе и США дороги терпят и куда большее количество транспорта. Более того, его габариты никак не влияют на ухудшение качества дорожного покрытия. Наоборот, экономика России страдает из-за того, что скорость передвижения по стране тех же фур из-за плохих дорог снижена в разы. Страна теряет до 8,8% ВВП в год. Об этом как-то Владимир Путин говорил. Так что большегрузного транспорта должно быть в избытке. Ограничить въезд в города, особенно курортные, можно и даже нужно, но вот лепить большегрузам клеймо «монстров разрушения» не надо. Это звучит нелепо.

Другое дело, что дороги в наших городах морально устарели, они не рассчитаны на такое количество тяжелого транспорта. Абсолютное большинство строили еще в советское время, когда автомобиль «Волга» считался пределом мечтаний. А сегодня не редкость предприниматель, имеющий собственный грузовичок иностранного производства. Многие так зарабатывают себе на кусок хлеба – работают дальнобойщиками по заказу.

Конечно, можно разные запреты ввести, ограничения, штрафы повысить. Но реальной пользы от этих «мер» для отечественных дорог будет с гулькин нос. Они лучше не станут. Чтобы дороги в России стали безопаснее и красивее, необходимо кардинально реформировать дорожное хозяйство.

Мой хороший знакомый одно время работал в компании, которая занималась ремонтом и строительством дорог. Несколько лет назад он уехал в Германию, а перед отъездом я его в шутку попросил: узнай там, как эти немцы такие качественные дороги делают, и направь секретной почтой подробный отчет в Министерство транспорта РФ. Посмеялись, конечно, и забыли. Но спустя год знакомый прислал письмо не министру, а мне, в котором подробно рассказал, почему в Германии хорошие дороги. Признаться, после прочтения откровений бывшего соотечественника мне стало обидно за державу. Все ведь оказалось так просто. Начнем с того, что в немецких городах за каждым участком дороги закреплен специальный человек. Его главная задача в том, чтобы своевременно сообщать в дорожную службу о трещинке на дороге, ямке. Если он проморгает дефект дорожного покрытия и из-за этого случится поломка автомобиля или авария, то отвечать он будет по всей строгости. Часть ущерба пострадавшему будет возмещать из собственного кармана. Жестко, но справедливо.

Впрочем, и строят там дороги по-другому, на совесть. Поэтому они лет 15-20 сохраняют божеский вид. У нас же асфальт портится иногда через год-два. Злые языки говорят, что дорожники специально так строят, дабы в скором времени новый заказ получить на ремонт той самой дороги. Если это так, то это еще одно доказательство того, что российский народ одарен природной смекалкой. Только в случае с дорогами работает она во вред.

А в плюсе остаются те, кто привык жировать за счет «распила» средств на ремонт, реконструкцию и строительство дорог. Нигде в мире не сетуют на сопутствующие проблемы – суровый климат, плохой грунт и т. д., а просто работают на качество, потому что иначе не могут. Причем зачастую тратят в несколько раз меньше средств на строительство километра дороги, нежели мы. Хотя никто не спорит, что страна у нас большая, за всем не уследишь, асфальт везде качественный не проложишь. Но начинать с чего-то надо?

Мне довелось побывать во многих регионах России. Качественные дороги, на которые любо-дорого посмотреть, видел только в Москве, а также в Ханты-Мансийске, где температура зимой опускается до -50. Могут, как говорится, если захотят. Почему бы и у нас не «смочь», в Ставропольском крае? Нет ведь дорог, которыми можно по-настоящему гордиться, раз-два – и обчелся. В основном лишь такие, к примеру, как на улице Бештаугорской в городе Минеральные Воды. Дыры в асфальте зияют там через каждые полметра. Скоро и на танке не проедешь…

Впрочем, не все так плохо. Денег на дорожное хозяйство государство направляет заметно больше, чем 10-20 лет назад. Осталось научиться их грамотно использовать, а главное – побороть привычку соображать только ради личной выгоды.  

Роман ЕРМАКОВ