Если честно, то я и сама от себя не ожидала такого бесстрашия. Чтобы купить машину, окончить автошколу и сесть за руль даже без близкого человека рядом для моральной поддержки?.. Но иногда обстоятельства, которые складываются против нас, закаляют и заставляют совершать поступки.

Теперь я просто влюблена в свой автомобиль, которому дала мужское имя. Так есть иллюзия, что рядом сильный и надежный друг. С которым можно даже поговорить, а уж поздороваться утром обязательно. И это не паранойя. Как я заметила, многие автомобилисты относятся к машине как к члену семьи и дают ей разные уменьшительные прозвища. В отличие от реального в моей жизни человека «железный друг» меня не подводит, по крайней мере не дает обещаний, которые не собирается выполнять. Кстати, от грустных мыслей езда на автомобиле тоже отвлекает, потому что дорога захватывает полностью. Но это, так сказать, отступление от темы.

Мои первые дорожные впечатления заставили меня задуматься о взаимоотношении полов, а точнее, о мужском шовинизме, который, безусловно, проявляется и в иных ситуациях. Многие представители сильного пола весьма ревниво относятся к тому факту, что в последнее время за рулем все больше блондинок, брюнеток, рыженьких… Хотя к ПДД прекрасные дамы относятся с большим уважением, чем некоторые опытные водители. Но при этом, возможно, проигрывают в скорости и маневренности. На мой взгляд, для общей пользы, потому что гонять по городским улицам с превышением скорости все же опасно. И присутствие слабого пола призвано добавить сдержанности некоторым водителям. Но это теоретически.

Раздражение – общее состояние всех автомобилистов, когда наступает время «пробок». Именно в эти часы пик мужчинам кажется, что особенно мешают им проехать женщины за рулем… Стоит, однако, помнить: чем лучше настроение с утра, причем несмотря на обстоятельства, тем удачнее складывается день, в том числе и на дороге. И обратная связь тоже присутствует: чем добрее и предупредительнее мы друг к другу во время движения по нашим сложным городским маршрутам, тем лучше настроение в итоге. Когда мне уступают дорогу по первой просьбе, у меня душа поет. И я думаю тогда, зря я сержусь на мужчин, которые уже многократно мою маленькую машинку «подрезали» или «затирали» на дороге, невзирая на восклицательный знак на ветровом стекле, обозначающий, что за рулем начинающий водитель. На войне как на войне…

Впрочем, проведя почти десять месяцев за рулем, я уже не чувствую себя, как было первоначально, неоперившимся цыпленком. Есть время и поразмышлять за рулем. И вот к какому выводу я пришла: автомобильное сообщество, назовем так всех регулярно выезжающих на городские дороги и междугородные трассы, – слепок нашего общества, по которому можно судить о самых разных его сторонах.

Интеллигентно вести себя на дороге, то есть соблюдать правила, безопаснее. Но, как и в жизни, есть и оборотная сторона этого прославленного русской классической литературой качества. Толерантность на трассе зачастую оборачивается против тебя самой некой злой энергетикой, словно разлитой в воздухе. Потому что на езду с разрешенной скоростью некоторые… очень сильно обижаются. И не просто тихо злятся или ворчат себе под нос. Бывает, особенно летом, когда окна открыты, «обиженные» громко выражают свои эмоции. Подобных эпитетов в свой адрес раньше мне слышать не доводилось. Именно после таких случаев меня мучили смутные сомнения, что мужчины недовольны тем, что я блондинка и путаюсь у них под ногами, вернее, под колесами. Хотя в иных обстоятельствах со мной так себя не ведут…

Езда по нашим дорогам научила меня терпению. Я оправдываю тех, кто вымещает на мне свои злые чувства: мало ли что у человека стряслось… А также я научилась не поминать всякую минуту «тихим интеллигентным» словом строителей дорог, особенно когда в силу обстоятельств не могу объехать очередную выбоину в асфальте. И хотя ответственные за состояние дорог чиновники традиционно ссылаются на особенности ставропольского климата, верить им не хочется. Потому что есть в краевом центре и такие участки, где дорожные работы в свое время были выполнены добросовестно, и по этой причине с наступлением тепла порядок там сохранился. Но, как говорится, до следующих выборов забудьте… Есть безошибочная народная примета: если обещают в городе построить 17 дорог, приближается избирательная кампания… Но не факт, что они сохранятся в первозданном виде до следующих выборов в марте. Так и случилось. На днях прочитала короткий, но актуальный анекдот в собственной газете: «Нет дорог – нет проблем, – справедливо рассудила администрация Ухрюпинска, распиливая городской бюджет». Теперь езду по пересеченной местности, именно такого качества стали некоторые городские дороги, я воспринимаю как дополнительную тренировку. И иногда получается неплохо. Инструктор из автошколы сказал бы мне: «Молодец! Возьми с полки сладкий пирожок!». Но все равно нередко вписываюсь в очередную яму: не ехать же «в лоб» встречному автомобилю.

Езда за рулем научила меня стрелять глазками. Не подумайте, что речь о женском кокетстве. Таковы реалии: по-другому нельзя. На дороге, как в океане. Чем крупнее хищник, тем увереннее себя чувствует. Джипы, видимо, учитывая их внушительные габариты, любят диктовать свои правила. Но не буду обобщать. Есть и другая закономерность. Порою хозяева стареньких отечественных авто, да помятые, да еще без фары, ведут себя гораздо развязнее. Эти скромные «карасики», доказывая кому-то что-то, чаще всего обгоняют по встречке, демонстративно обходят машину, стоящую у стоп-линии, и, перекрывая пешеходам путь, останавливаются на «зебре», чтобы на зеленый свет стартовать раньше всех. Да еще зачастую с диким ревом. Отсутствие глушителя в некоторых кругах – это, полагаю, особый шик, чтоб окружающие вздрогнули и нервно оглянулись. В автошколе меня научили смотреть в зеркало перед любым маневром. В условиях нашего движения задача посложнее будет – за рулем видеть надо на 360 градусов вокруг. А это значит: за долю секунды стрельнуть глазками по всем трем зеркалам.

Я стала более дисциплинированным, чем раньше, пешеходом, потому что лучше понимаю, как внезапно и в самых неожиданных местах некоторые индивидуумы, да нередко с ребенком за руку, возникают на дороге. Учитывая, что далеко не все водители готовы уступить пешеходу и норовят проскочить мимо притормозившего автомобиля по соседней полосе, есть реальная опасность попасть в неприятную, если не сказать больше, ситуацию. Поэтому переходить дорогу лучше все-таки по «зебре». И не впадать при этом в транс. Возникает ощущение, что некоторые пешеходы просто не подозревают о наличии на дороге автомобилей.

Автосервис. С которым также приходится знакомиться вплотную. Здесь, как везде, норовят в том числе и «нагреть», узнав, что перед ними начинающий водитель. Когда я заказала маленькую детальку в фирменном автосалоне, в котором, собственно, купила автомобиль, меня заставили, во-первых, долго ждать, во-вторых, завернули такую цену, что в другой торговой точке я могла бы приобрести таких три. Более того, по телефону мне назвали цифру, которая по приезде неожиданно выросла на сто рублей. Так я и не разобралась в схеме «фирменного» ценообразования. Но не все так плохо. В автосервисе работает немало высокопрофессиональных и честных людей. И сделают на совесть, и совет дадут. Поэтому, как и в любой сфере, очень важно найти своего мастера, свою СТО.

В числе посетивших меня за рулем мыслей была и такая. Женщины в нашем обществе становятся все более самодостаточными и независимыми. И это бы ничего. Жаль только, что параллельно происходит и встречное движение. Мужчины забывают о своей роли защитника и сильного пола. Не по этой ли в том числе причине прекрасная половина все более массово осваивает мужские занятия. В связи с этим, не боясь повториться, призываю к взаимному уважению на дороге. Хуже не будет, если мы этому научимся. И доброго нам всем пути.