08:43, 11 апреля 2012 года

О тех, кто прокладывал дорогу в космос…

Те 108 минут, что Юрий Гагарин провел в космосе, имели огромное символическое значение для землян (в апреле 1961-го мне было пять лет, но я отчетливо помню, как после сообщения по радио всех окружающих захлестнула волна восторга). Люди чувствовали, что наступает новая эра: Земля больше не будет единственным местом обитания человека. В течение нескольких лет Юрий Алексеевич был самым популярным человеком на планете. Ни до ни после 12 апреля 1961 года никого не встречали с таким восторгом во всех странах, на всех континентах люди разных культур, различных политических и религиозных воззрений. Первый космонавт планеты стал поистине гражданином мира.

Ничуть не умаляя подвига Гагарина (никто не мог поручиться за благополучный исход первого полета человека в космос, поэтому о нем сообщили только после того, как спускаемый аппарат приземлился), должен сказать, что помимо восторженно поэтического был и сугубо прагматический взгляд на это всемирно-историческое событие.

- Мы, инженеры, тогда отчетливо понимали, что Юрий Алексеевич даже кнопку не нажимал в космическом корабле, – рассказывал мне лауреат Государственной премии СССР в области ракетостроения кисловодчанин Геральд Никулин, лично встречавшийся с первым космонавтом планеты.

Да и сам Гагарин признавал, что он – лишь вершина громадного айсберга, что дорогу в космос совместными усилиями проложили десятки тысяч людей. И в первую очередь – генеральный конструктор космических кораблей Сергей Королев.

Однако и Сергей Павлович начинал не на пустом месте, а опирался на достижения предшественников. С 1930 по 1934 год в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) под руководством будущего академика Валентина Глушко исследовали около 50 конструкций жидкостного ракетного двигателя. Одновременно Фридрих Цандер добился впечатляющих результатов в проектировании лабораторных ракетных установок ОР-1 и ОР-2, что побудило Центральный совет Осоавиахима (предшественника ДОСААФ и РОСТО) организовать Группу исследования реактивного движения (ГИРД), в которую впоследствии вошел и Королев.

Успехи ГИРД были столь очевидны, что правительство Союза ССР приняло решение объединить усилия всех исследователей в области ракетостроения, для чего создали Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Без всего этого невозможно было бы в сжатые сроки создать в Советском Союзе ракетную технику, способную преодолеть земное притяжение. Впервые в истории первая космическая скорость была достигнута в 1957 году с помощью ракеты-носителя «Спутник», разработанной под руководством академика Королева. Главным конструктором двигателей этой ракеты был академик Глушко, систем управления – академик Пилюгин. В ней синтезировали все, что было сделано в ГДЛ, ГИРДе, РНИИ. Непрерывность и строгая преемственность развития космонавтики проявилась и в том, что двухступенчатая космическая ракета, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, стала базой для разработки трехступенчатой ракеты-носителя космического корабля «Восток» для полета человека в космос. Именно она вознесла Юрия Гагарина над Землей.

Увы, с нами уже давно нет ни главного конструктора «Востока», ни его первого пилота. Но той дорогой, что они проложили, прошли уже сотни землян. И еще пройдут тысячи. Дух захватывает, когда представляешь себе будущее мировой космонавтики.

Наверняка к середине нынешнего столетия земляне колонизируют Луну и высадятся на Марсе. Весьма вероятно, что обнаружат инопланетные формы жизни: в толще ли горных пород Марса, под льдами ли спутника Юпитера Европы, а то и на одной из тысяч уже известных планет, вращающихся вокруг других звезд Млечного Пути. И не факт, что это будут лишь примитивные формы типа земных бактерий и вирусов. Логика развития живых существ неизбежно ведет к усложнению организмов, вплоть до появления разума.

«Проложили дорогу колонистам Марса»
Газета «Ставропольская правда»
11 апреля 2012 года