16:00, 4 апреля 2012 года

Историческая драма «Отрыв» вышла на телеэкраны

Компания «Всемирные русские студии» снимала сериал в Ленинградской области и Одессе.

Специально для съемок в Ленинградской области был построен концентрационный лагерь. Одесса также была выбрана не случайно — именно там, по задумке сценаристов, произошли события, во многом определившие судьбу главного героя сериала Алексея Митрохина-Грановского (его сыграл Игорь Петренко), на берегу Черного моря он познакомился со своей будущей женой.

— Игорь Петренко удачно сочетает в себе комсомольский задор, который требовался по роли в «мирных» сценах, и при этом у него достаточно жесткий характер, — говорит режиссер Сергей Попов. — Это не тот Игорь, которого зрители помнят по картине «Водитель для Веры». У нас он седоватый мужчина, по которому уже жизнь прошлась. И не просто прошлась, а здорово его попинала… Игорь играет человека, прошедшего войну, а это специфическое состояние. Когда я готовился к съемкам этого сериала, то встречался с людьми, участвовавшими в Великой Отечественной. У них иное понимание ценностей жизни. И это даже не по их словам понятно, а по глазам. Те, кто убивал не раз и видел смерть вокруг себя, по-другому на все реагируют. Не знаю, откуда в Игоре эта мужская мудрость. Может быть, потому что он отец троих детей?

— Отрыв — это понятие того, что происходит, — считает актер Игорь Петренко. — Все герои нашего проекта находятся в состоянии отрыва от чего-то: от жизни, от своих иллюзий, от идеалов. Отрыв, наверное, от самого себя. Мне очень повезло испытать понятие настоящей дружбы, любви, как-то приблизиться душевными переживаниями к человеку, которых, к сожалению, мало в нашей жизни.

Довоенную Одессу, в которой Митрохин-Грановский знакомится с будущей женой, показывали в старых двориках. Лирическую линию снимали на знаменитых одесских пляжах, бульварах и набережных.

В Одессе отсняли и один из ключевых моментов в судьбе главного героя: его возвращение в родной город, когда, узнав о трагической судьбе своих родных, Митрохин-Грановский убивает предателя, выдавшего его семью немецким оккупантам.

Для создания достоверной атмосферы военного времени натурные съемки совмещались с компьютерной графикой — она была необходима для визуализации масштабных разрушений, на фоне которых разворачиваются события сериала.

Съемочная группа тщательно подбирала реквизит, чтобы по крошечным деталям воссоздать ушедшую эпоху.

— Подготовительный этап был долгим. Перечитывали Александра Солженицына, Варлама Шаламова, изучали архивы, чертежи лагерей того времени, — рассказывает художник-постановщик Александр Загоскин. — В результате в чистом поле под Питером построили лагерь с нуля. Возвели барак, вышки, карцер, столовую, баню, все обнесли колючей проволокой. Все выглядело очень натурально! Когда изучаешь документы — это одно. А когда построили барак и актеры из массовки пожили в нем месяц на нарах с соломой, от одного их вида пошли мурашки по коже. Вылитые зэки! На них смотреть было страшно. В то время срок 25 лет в лагерях считался хуже «вышки» — условия в бараках были настолько невыносимыми, что большинство заключенных умирали в течение пяти лет. Только люди с гигантской силой воли и стальными нервами имели шанс выжить.

Режиссер картины Сергей Попов признался, что проект заинтересовал его в первую очередь тем, что в нем показаны человеческие истории, которые сами по себе убедительны:

— Хорошо прописаны персонажи, характеры уже не надо высасывать из пальца, они уже сформулированы. Моя задача была их еще более очеловечить, выстроить точно взаимоотношения. Хотел показать мужскую дружбу, честь, достоинство человеческое. У сериала весьма символичное название. Мне кажется, что отрыв — это когда наши герои умудряются выйти из той сложной ситуации, в которой каждый из них оказался, в первую очередь в человеческом плане. Каждый из них старается подняться над той безысходностью, безнадегой, в которой оказался.

О своем герое рассказывает актер Андрей Зибров, исполнивший роль Кушакова:

— Мой герой совершит одну подлость, и все остальное время он пытается эту подлость спихнуть на другого. В госпитале он стреляет в человека, который, с его точки зрения, предатель. Бубнов подставил весь офицерский состав лагеря, потому что помогал заключенным проносить динамит в лагерь. Кушаков — единственный человек в лагере, который выбрал правильный вектор. Он, как хорошая гончая, взял верный след. Ведь он же все точно расследует. Он четко понял, что готовится побег, и вышел на беглецов. И в принципе, он раскрутил это дело сам, один, по наитию, по чутью. Молодец. Классный профессионал.

Николай Добрынин признается, что для роли Полонеза ему пришлось научиться сдерживать свои эмоции:

— Зная мой темперамент бешеный и мои роли до этого сериала, режиссер все время меня как бы сдерживал на удилах. А мне хотелось вырваться из этих рамок, но нельзя… Полонез — человек, который говорит чуть ли не шепотом. Обычно сильные мира сего тихо говорят. Есть такая фишка, чтобы к ним прислушивались. Работалось на площадке отлично. Во-первых, здесь мой любимый Юрий Ахтямыч. Оператор, с которым мы уже третью картину снимаем. Потрясающий Сережа Попов, режиссер. О партнерах я вообще молчу — это подарок судьбы. С Игорем Петренко мы уже работали в серьезном проекте о Королеве «Кедр» пронзает небо», где я его весь фильм спасал. Он сумасшедший ученый, а я генерал. А здесь наоборот. Очень было смешно. Я ему говорю: «Игорь, мы теперь на равных с тобой…». Андрей Панин мой любимый — бриллиант, а не актер. Андрюша Смоляков…

Одну из ролей — Игоря Аргунова — сыграл восьмилетний Миша Батуев. Это уже седьмая роль юного актера:

— Мой Игорь во время войны после сильного взрыва пропадает, но мама после долгих поисков его находит. С сериальными родителями Андреем Смоляковым и Кристиной Кузьминой работалось хорошо. Никогда не снимался в фильмах про войну. Впервые на дрезине покатался, на старом поезде, мотоцикле… Костюм первый раз надел старый. Я бы очень хотел, чтобы этот фильм посмотрели как можно больше человек. И особенно мои одноклассники — чтобы они поняли, как важно любить своих родителей.

«Телегид»
«Пошли в «Отрыв»»
Газета «Ставропольская правда»
6 апреля 2012 года