В последнее время в газетах стали появляться публикации (со ссылкой на муниципальные власти Пятигорска) о необходимости «подкорректировать» границы зон санитарной охраны курорта федерального значения Пятигорск и некоторые режимные ограничения.

Михаил Бондаренко, исполняющий обязанности руководителя администрации Кавминвод

Михаил Бондаренко, исполняющий обязанности руководителя администрации Кавминвод

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Что побудило администрацию столицы СКФО выйти с такой инициативой и насколько законны намерения муниципальных властей? На эти вопросы отвечает исполняющий обязанности руководителя администрации Кавминвод Михаил Бондаренко:

– Администрация Пятигорска утверждает, что границы и режим зон санитарной охраны курорта, утвержденные Постановлением Совмина РСФСР № 300 от 9 июля 1985 года, морально устарели и мешают инвесторам застраивать территорию федерального курорта. Если проанализировать данные предложения с точки зрения закона, полномочий и конечной цели, то становится очевидной необоснованность «инициатив» мэрии Пятигорска. Прежде всего, не следует забывать, что речь идет о территории, которой законодательно придан статус особо охраняемой природной территории федерального значения. А природные лечебные ресурсы федерального курорта подземные минеральные воды, лечебные грязи и т. д. – нельзя использовать бесконтрольно. Поэтому и устанавливаются зоны санитарной (горно-санитарной) охраны.

– Но ведь прошло без малого 27 лет со дня принятия Постановления Совмина РСФСР № 300. Естественно, возникает вопрос: может быть, оно действительно устарело?

– Далеко не все знают, какая масштабная работа предшествовала принятию данного этого документа. На протяжении нескольких лет коллективы ряда специализированных организаций проводили детальные геофизические исследования, геолого-гидрогеологическую съемку и длительные опытно-фильтрационные работы. В результате был составлен тридцатитомный отчет.

Труд настолько фундаментальный, что, когда в январе 2006 года Правительство РФ принимало Постановление № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения», все они были утверждены в границах и с режимом зон санитарной охраны, установленных трехсотым Постановлением Совмина РСФСР.

В этой работе самое деятельное участие принимали органы местного самоуправления всех городов. В частности, решением Думы города Пятигорска от 19 октября 2005 года «особо ценные городские территории, в том числе первая зона горно-санитарной охраны курорта» были ограничены в обороте. На тот момент никаких вопросов о «правильности» прохождения границы первой зоны санитарной охраны курорта Пятигорск у руководства города не возникало.

А сейчас администрация Пятигорска вдруг «озаботилась» несоответствием координат границ первой зоны и жесткостью режимных ограничений, установленных для этой зоны… Где тут логика?

– Это единственная нестыковка в позиции муниципальных властей? Или есть и другие?

– На протяжении 2008-2009 годов юристы администрации Пятигорска, опираясь на Постановление Совмина РСФСР № 300, в арбитражных судах различного уровня успешно доказывали невозможность предоставления юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта. В частности, по этим основаниям были отклонены судами иски ООО «Триза-СК», ЗАО «Лира» и целый ряд других.

Принципиальный момент, о котором всегда следует помнить: территория муниципального городского округа Пятигорск – это всего десять тысяч гектаров, а территория курорта федерального значения Пятигорск в несколько раз больше.

– Допустим, администрация Пятигорска все же добьется изменения границ зон санитарной охраны. Чем это чревато для курорта федерального значения?

– Перед тем как изменить границы и режим охранных зон, обязательно должны быть выполнены мероприятия, гарантирующие стопроцентную защиту подземных минеральных вод от загрязнения. Для этого в городе Пятигорске необходимо в срочном порядке заменить более 300 километров аварийных водопроводных труб и более 100 километров «гнилых» канализационных труб. Порядка 20 процентов частных домовладений вообще не подключены к централизованной канализации. В Пятигорске ликвидирована и не восстановлена сливная станция, поэтому нечистоты отправляются в ближайший канализационный колодец. Ливневая канализация представлена отдельными фрагментами, почти все загрязненные ливневые стоки без очистки сбрасываются в реку Подкумок.

Это далеко не полный перечень проблем, которые необходимо решить, прежде чем инициировать вопрос внесения изменения границ и режима зон горно-санитарной охраны курорта федерального значения Пятигорск. 

Николай БЛИЗНЮК