Еще недавно край испытывал определенный дефицит в свежей плодоовощной продукции, выращенной на собственных полях. И вот впервые за последние пять лет у производителей возникли затруднения со сбытом. О том, как решить эту проблему, говорили участники совещания, прошедшего 13 марта в министерстве сельского хозяйства СК. 

Овощи

Овощи

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В прошлом году собрано 340 тысяч тонн овощей, что на 35 процентов больше уровня 2010 года. Существенно – на 20 процентов – выросло производство картофеля, позволив Ставрополью выйти на самообеспеченность. Это произошло в том числе и благодаря государственной поддержке. В рамках ведомственной целевой программы «Развитие овощеводства в Ставропольском крае на 2011-2013 годы» в прошлом году были выделены значительные средства, а до окончания срока ее реализации финансирование превысит 900 миллионов рублей. Кроме того, министерство сельского хозяйства края представило на конкурс социально значимых экономических программ, который проводит федеральный Минсельхоз, проект по развитию овощеводства и в случае победы также может рассчитывать на определенную финансовую подпитку из федерального бюджета.

За последнее время отраслевые производители сделали заметный рывок по внедрению новейших технологий, отметил председатель совета НП «Партнерство овощеводов в Ставропольском крае» Александр Портнов. Сделано многое для снижения себестоимости продукции. Другого пути выживания у сельхозпредприятий сегодня нет.

Однако в отрасли еще немало серьезных проблем. В их числе ограниченный ассортимент возделываемых овощей. К примеру, крен сделан в сторону лука, который, как говорится, уже девать некуда, особенно в преддверии нового сезона. Неплохую прибыль могли бы принести ранние картофель и арбузы. Открытым также остается вопрос по огурцам, томатам. Но ахиллесовой пятой регионального овощеводства, по словам первого заместителя министра сельского хозяйства СК Анатолия Куценко, ныне является сбыт выращенной продукции. Трудности с реализацией – основной сдерживающий фактор дальнейшего наращивания объемов производства. Как показывает практика, вырастить овощи – полдела, они принесут полную отдачу, лишь когда дойдут до прилавка, причем в отличном товарном виде.

Производители на совещании поделились опытом работы в изучении маркетинговой политики. Они сетуют, что крупнейшие торговые сети, работающие на Ставрополье, порой выдвигают завышенные требования к принимаемому товару. Как заметил один из ведущих производителей овощной продукции, складывается такое ощущение, что «я везде виноват и всем должен...». Обидно, когда прилавки краевых магазинов наполняются завозной продукцией, а своя «пылится» где-то на задворках, теряя качество.

Беда отраслевых предприятий – отсутствие специализированных складов для хранения овощей и фруктов, которые значительно продлили бы сроки их реализации. На Ставрополье работа в этом направлении только-только разворачивается. К примеру, на территории села Ульяновка Минераловодского района планируется создание крупного агропромышленного парка. Он предусматривает строительство логистического комплекса, включающего мощности для хранения и переработки сельхозпродукции, торговые площади. Работы по возведению объекта должны начаться в этом году. Реализуется и ряд других инвестиционных проектов, в том числе в сфере тепличного овощеводства.

По словам Анатолия Куценко, амбициозная задача ставропольских овощеводов – выход на рынки других регионов. Некоторые предприятия уже весьма успешно работают в этом направлении. Это, бесспорно, для края большой плюс, но участники совещания опасаются, что пострадают интересы ставропольцев. Важно соблюсти баланс, определиться: какую часть продукции можно вывозить за пределы края, как говорится, без ущерба для продовольственной безопасности нашего региона.

Конечно, идеальным вариантом для краевых производителей была бы работа под заказ, который поступал бы от торговых сетей и перерабатывающих предприятий. Причем заблаговременно, чтобы можно было знать, сколько гектаров засевать той или иной культурой. Но все упирается в формальность – сам процесс заключения договоров, поиск единого знаменателя, когда все стороны будут довольны совместной работой. Кстати, такая практика уже налажена в ряде российских регионов. К примеру, на Кубани Белореченский консервный перерабатывающий завод в эти дни уже формирует сырьевой пакет по огурцам, предварительно прорабатывая этот вопрос с производителями по конкретным объемам. В Белгородской области торговые сети также делают предварительные заказы на поставки болгарского перца и другой продукции.

На совещании были обозначены задачи по развитию отрасли. Среди них – более тесное взаимодействие с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли, а также повышение эффективности производства, его модернизация, которая особенно актуальна на фоне вступления нашей страны в ВТО. 

Татьяна СЛИПЧЕНКО