Согласитесь, немного парадоксально для сознания многих россиян звучит то, что налоги являются не только источником пополнения государственного бюджета, но и фактором человеческого поведения. 

Деньги

Большую проблему — в том числе и в политической плоскости — эксперты видят в том, что в постсоветской России ее граждане-налогоплательщики пока совершенно не чувствуют себя работодателями чиновников и нанимателями государства. Отсюда и радикализация политических взглядов: большую часть политического спектра в стране составляют люди, партии и организации левых взглядов. При этом обещания «великих социальных благ» население пока никак не соотносит с расходами из собственного кармана. Наша налоговая система отличается минимальной ментальной увязкой в головах людей своих обязанностей как налогоплательщиков и своих прав как избирателей. 

– Это происходит за счет высокой доли неналоговых поступлений в бюджет, непрозрачных механизмов косвенного налогообложения, за счет непрямой уплаты налогов, когда за сотрудника платит работодатель, – объяснил в разговоре с региональными журналистами Кирилл Никитин, являющийся экспертом Консультативной рабочей группы Комиссии при президенте РФ по модернизации. – Мы не особенно думаем о том, что все выбранные на руководящие государственные посты люди тратят наши деньги.

По его мнению, пока эти явные крены не будут устранены, у нас в стране между налогоплательщиком и потребителем госуслуг не встанет ипостась сознательного избирателя. Это подтверждается опытом многих стран.

– Когда человек начинает говорить о том, что он налогоплательщик, ему могут возразить: мол, ты платишь всего 13 процентов — это самый низкий налог во всем мире, тебя содержит государство, – подчеркивает К. Никитин. – Но если начать считать, то выяснится, что мы с вами в очень существенной доле финансируем все уровни бюджетов за счет НДС, акцизов, таможенных пошлин и трансфертов.

И ведь действительно, многих налогов мы просто не замечаем, хотя платим их, например, покупая иномарку, бензин и многое другое. При этом абсолютное большинство регионов в России хронически дотационные, хотя на самом деле они могли бы вполне жить за собственный счет, а не получать свои же налоги из федерального центра исходя из неких абстрактных предпочтений и расчетов, субсидий, субвенций и т.д.

Итак, какой должна быть российская налоговая политика в современных условиях? Эксперты, входящие в состав упомянутой комиссии, предложили руководству страны изменить несколько ключевых моментов.

Прежде всего они указали на необходимость децентрализации налоговых поступлений, то есть они должны оставаться в регионах, а еще лучше — в муниципалитетах. Помимо распределения доходов, важно помнить и полномочиях. К сожалению, территории пока могут принимать очень ограниченное число решений, которые позволяют влиять на деловой климат в регионе. Вместе с тем нужно пересмотреть долю неналоговых поступлений и косвенных налогов, что сейчас по сути снижает зависимость государства от налогоплательщика и гражданина.

Также в числе первоочередных мер К. Никитин указал, что было бы неплохо шире распространить механизм упрощенного декларирования налога на доходы физических лиц. Та же распространенная форма 2-НДФЛ вполне могла бы служить декларацией, подаваемой населением ежегодно в инспекции. Это, считают эксперты, приведет к тому, что у людей постепенно возникнет привычка регулярно заполнять декларацию, а вместе с тем придет осознание, сколько денег ими было напрямую перечислено в бюджет.

Кроме того, в мире признанной практикой стала возможность использования части уплачиваемых налогов по выбору налогоплательщиков на некий набор целей. 

Юлия ЮТКИНА