08:19, 2 марта 2012 года

Премьеру мюзикла готовит ставропольская филармония вместе с Михаилом Ковальчиком

Здесь нелишне вспомнить, что всего лишь полтора года назад ставропольцы получили возможность услышать в зале филармонии первую «собственную» оперу: своими творческими силами была поставлена опера Рахманинова «Алеко» по пушкинским «Цыганам». И тогда специалисты-музыковеды сделали дружно вывод: для нашей публики, этим жанром ныне не избалованной, как и не слишком к нему пока готовой, «Алеко» – наилучший путь к познанию высокой классики. Мы увидели яркое, красивое зрелище, услышали чудесную классическую музыку. Осуществил постановку главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик. Он достаточно известен в нашем крае по периоду работы художественным руководителем Пятигорской оперетты. Именно ему предложено руководством филармонии поставить и нынешнюю новинку. Сегодня М. Ковальчик рассказывает о ходе этой работы.

– Михаил Станиславович, вашу работу с коллективом Ставропольской филармонии над первой оперой до сих пор с восторгом вспоминает наша публика. Хотя ведь это был в чем-то рискованный эксперимент?

- Прежде всего это был очень смелый, с моей точки зрения, творческий шаг. И успешный шаг! Да уже одно то, что в зале филармонии была специально сделана и оборудована ранее не существовавшая оркестровая яма… Словом, замечательно нам всем тогда работалось. Притом приходилось учитывать некую «странность» Ставрополя – по-моему, это сегодня едва ли не единственный в стране региональный центр, не имеющий своего музыкального театра.

– Горькое для нас, но справедливое замечание, ведь уже и в, казалось бы, очень отдаленных сибирских городах давным-давно такие театры работают… Впрочем, у нас и кукольный в аварийном здании, а театра юного зрителя и вовсе нет…

- А там это уже стало нормой культурной жизни, как и театры драмы. Я вот вчера посетил спектакль вашего драмтеатра – полный зал народу, восторженный прием. Значит, театр сумел собрать свою публику. И значит, немалый пласт населения обладает достаточно высоким уровнем культуры, способен воспринимать и настоящее музыкальное искусство. Что стало особенно понятно после выхода нашего «Алеко»… Да, есть в крае Пятигорская оперетта, она наезжает в краевой центр раз в год на неделю, максимум десять дней. Конечно, это не решает проблемы «музыкального голода». Вот почему мне, как человеку стороннему, приезжему, приходится констатировать: ставропольцы обделены широким спектром музыкальной культуры. На этом фоне особенно важными представляются усилия краевой филармонии, прежде всего ее директора Валентины Куникиной, направленные на то, чтобы ликвидировать этот досадный в наше время пробел, заполнить пустующую нишу. Думается, власти края в этом направлении недорабатывали на протяжении десятилетий. Поймите правильно: я сейчас никого не упрекаю, просто констатирую сложившуюся ситуацию. В этой ситуации названный шаг филармонии – постановка первой оперы – как раз служит очень нужному, доброму делу.

– Теперь уже речь о втором шаге… Почему мюзикл?

- Учитывая непростое финансовое положение не только в области культуры, но и в медицине, образовании и т. д., возникает потребность в таком исходном материале, который был бы привлекателен и доступен для зрителя. Идея мюзикла принадлежит Валентине Викторовне, а конкретный материал предложен мной. Особенность будущего представления в том, что это будет шоу-мюзикл – музыкально-танцевально-певческая программа. Другая особенность постановки – привлечение к участию творческой молодежи Ставрополя. Которая тоже в этом плане немного обделена.

Мы взяли мюзикл на музыку известного ростовского композитора Игоря Левина «Шарман-канкан, или Заведение для нелегальных танцев». Тут стоит немножко обратиться к истории жанра. Действительно, имел место такой факт: после того как в знаменитом парижском кабаре «Мулен-Руж» станцевали первый раз канкан, в ту пору достаточно чопорная Европа была шокирована – еще еле-еле принимался даже вальс, а уж канкан!.. В общем, Лига нравственности запретила «это безобразие», был закрыт и сам «Мулен-Руж». И только благодаря усилиям некоторых отчаянных энтузиастов, разглядевших в этом танце блестящее будущее – красивые движения, эстетику и одновременно озорство, огонь, динамику, – канкану удалось-таки пробиться. А все пошло еще от маэстро Оффенбаха…

– Видимо, ценители почувствовали некую свежую харизму…

- Конечно. И кто сегодня скажет, что канкан – это плохо? Во взятой нами пьесе героиня – как раз из таких упомянутых мной энтузиастов. В своем ресторане она предпринимает попытку показать канкан, причем в исполнении не профессиональных танцовщиц, а своих же работниц – прачек, посудомоек, но – молодых красивых девушек. Об этом узнает та самая Лига нравственности, начинается суд, молодой прокурор отправляется на «место преступления» за уликами… В итоге прокурор, вместо того чтобы запретить «ужасный» канкан, влюбляется в него и защищает на суде! Причем делает это так убедительно-заразительно, что в конце концов и чопорные судьи, и строгие пуритански настроенные присяжные заседатели тоже начинают танцевать канкан… Конечно, тут есть и вымысел, эдакое художественное преувеличение…

– Вы сказали, что воплощать все это должны молодые исполнители. Нашлись такие в Ставрополе?

- Нашлись! Выручило то, что у Ставропольской филармонии заключен договор о сотрудничестве с факультетом искусств Ставропольского госуниверситета. Студенты музыкального отделения здесь периодически проходят практику, действует, как вы знаете, и студенческая филармония – специальный цикл программ филармонической музыки для молодежи. Таким образом «убивается два зайца»: жанровая палитра самой филармонии расширяется, и одновременно идет подготовка творческой смены, ведь студенты, участвующие в нашем спектакле, впоследствии смогут стать артистами хора. Сейчас ребята активно репетируют, назначены все исполнители.

– Для студентов это отличная школа.

- Да, особенно в плане актерского мастерства, которого на вокальных отделениях дается недостаточно, а здесь они могут это восполнить на практике. И у меня нет никаких опасений на тот счет, что они будут выглядеть слабее профессионалов. Кстати, о профессионалах: немаловажное для нашей постановки обстоятельство, что на постоянную работу в филармонию приглашена солистка Нальчикского музыкального театра Марина Сивцова, актриса, имеющая хорошие вокальные данные, сценическую внешность, опыт работы в опере и оперетте. Драматический талант обнаружился и у солистов филармонии Александра Вечеркина, Марии Юрьевой, артистов камерного хора, которые увлеченно работали еще в «Алеко». Они с удовольствием взяли на себя роли секунданта, судьи, адвоката, доктора, фотографа, полицейского – роли небольшие, но надо видеть, как загорелись все возможностью проявить себя. Просят побольше текста! То же – и солисты ансамбля филармонии «Слобода», осваивающие абсолютно новое для их репертуара хореографическое направление.

– Михаил Станиславович, наверное, стоит чуть успокоить нашу провинциальную публику, которая, как та самая чопорная Европа, принявшая в штыки канкан, неоднозначно может воспринять новшество. Наверняка найдутся скептики и даже противники. Что им можно возразить?

- Прежде всего то, что мы предлагаем настоящее искусство, высокое и качественное. А одну из своих задач как раз видим в борьбе со всякого рода проявлениями ханжества.

– Мне в этом видится еще и хорошее противопоставление всей современной попсе, которая уже вообще не знает, извините, ни стыда ни совести…

- Не устану повторять: канкан – это высокое искусство, не каждый даже вполне профессиональный танцовщик может его исполнить на должном уровне. Канкан не просто так возник, ниоткуда, он вырос на народной почве в ту пору, когда время потребовало более острых ритмов. Композитор ХlХ века Оффенбах, будучи чутким художником, ощутил это биение нового – промышленного – времени, когда застучали вагонные колеса по рельсам, задвигались тысячи новых машин, техники… И потребовалось что-то созвучное в культуре. Если кого-то смущают распахнутые юбки, то они ведь просто-напросто дают возможность свободы ногам танцовщицы. Замечу: мы вовсе не открываем артистку больше, чем, например, в балете, а балет существует давным-давно. Что до ханжества, то тема эта вековая…

– И вообще, наверное, лучше посмотреть канкан, чем то, что предлагают в ночных клубах.

- Во-первых, для начала надо просто прийти в филармонию и посмотреть. Добавлю, что сейчас без знаменитого канкана Оффенбаха не обходится ни один хороший праздничный концерт. Это подлинное искусство, выросшее на почве народной культуры. Звучит великолепная музыка в исполнении симфонического оркестра. Кстати, музыка к спектаклю потребовала усиления ритмической группы, привлечения некоторых инструментов джазового плана. Это хорошо почувствовал дирижер-постановщик нашего мюзикла Андрей Абрамов.

– Возникли ли какие-то трудности в рабочем процессе?

- Творческие вполне преодолимы. Весь филармонический коллектив работает просто самозабвенно. Известный ставропольский художник Леонид Черный подготовил эскизы костюмов и декораций, красочно подчеркивающих эпоху модерна. Сложность – в отсутствии в филармонии своих производственных цехов. Главных героев обшивают специально приглашенные мастера. Такие же проблемы были и с «Алеко», но они успешно преодолены. Энтузиазм всех участников с лихвой оплачивается творческим удовлетворением от достигнутого. А наша главная цель неизменна – доставить радость зрителю, привлечь его интересным творческим проектом, вызвать отклик. Недаром сказано: в искусстве все жанры хороши, кроме скучного.

– К тому же очень ценно по нынешним временам то, что это – живое искусство, живой звук, все, так сказать, натуральное. Никакой «фанеры»… Заинтересованная ставропольская публика расценивает предстоящее событие как еще один шаг к своему музыкальному театру.

- Уверен, наступит время, когда это обязательно станет реальностью, а пальма первенства всегда будет принадлежать Ставропольской филармонии.

«Канкан как высокое искусство»
Газета «Ставропольская правда»
2 марта 2012 года