08:37, 22 февраля 2012 года

Полковник полиции Сергей Шевелев: В режиме быстрого реагирования

Путь к этой цели нелегкий, потому как нельзя взять да и набрать весь штат полицейских с другой планеты. Тут хочешь не хочешь, а придется обойтись своими, отечественными. Другое дело – воспитывать их надо на положительных примерах, чтобы восстановить доверие населения к правоохранителям. Вот для формирования образа современного сотрудника МВД мы и решили начать новую рубрику – «Ставропольский полицейский», в которой будем рассказывать о настоящих блюстителях закона. А «стартовым» образцом выбрали единственного в регионе кавалера трех орденов Мужества – полковника полиции Сергея Шевелева.

Сейчас он находится в резерве МВД России, поскольку в декабре минувшего года был избран депутатом краевого парламента. Ныне Сергей Арнольдович входит в комитет по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Думы СК. В Ставропольском СОБРе (специальном отряде быстрого реагирования) прослужил 19 лет – от оперуполномоченного до командира подразделения. Его биография весьма насыщена яркими эпизодами.

Три секунды

Январь 2003 года. По оперативной информации, полученной отрядом милиции специального назначения (тогда это – ОМСН ГУВД СК, а Шевелев – заместитель командира), несколько боевиков должны были находиться в двух домах села Иргаклы Степновского района. Десять спецназовцев и несколько сотрудников краевого УБОПа прибыли на восток региона в пять утра и разделилась на две группы, одну возглавил Андрей Пархоменко, а другую – Сергей Шевелев. Тишина, темно, невероятно холодно. Даже собаки, охранявшие частные домовладения, молчали, видимо, предпочитая сидеть по конурам и не высовываться в лютый мороз.

Группа Пархоменко уже взяла «тепленькими» двух сонных бандитов. А бойцы Шевелева, распределившись по своему «объекту», принялись работать по намеченному плану. На стук вышла хозяйка. Сергей спросил у нее, есть ли еще кто в доме. Вместо ответа женщина вдруг рухнула прямо на мерзлую землю. Видимо, испуг оказался настолько сильным, что она потеряла сознание. Милиционеры распахнули дверь, Шевелев шагнул вперед, в темноту, но скорее почувствовал, чем увидел, что в сенях стоял «квартирант» с пистолетом, нацеленным прямо на него. Боевик нажал на курок… Осечка! Сергей выдохнул с облегчением, а потом громко скомандовал:

- Всем выйти из дома и бросить оружие!

После некоторого замешательства бандит швырнул «ствол» и сделал несколько шагов на улицу. Шевелев только собирался надеть ему наручники, как услышал какой-то металлический щелчок.

- В моей голове пронеслась мысль, что кто-то из подельников задержанного, скрывающийся в жилище, взвел курок и сейчас выстрелит, – говорит Шевелев. – Но дело было в другом: преступник, которого я «скручивал», умудрился бросить гранату прямо мне под ноги, выдернув чеку. Прыгать в сторону, а тем более бежать было поздно – до взрыва оставалось, наверное, секунды три. Я рывком положил бандита на гранату и…

Получилось, что основную силу разорвавшейся гранаты боевик принял на себя, сразу же отправившись в мир иной. А Шевелев оказался сильно ранен – позже из исковерканной левой ноги хирурги извлекли множество осколков, однако до сих пор часть из них осталась – самых мелких и коварных.

Потрясающе, но буквально в нескольких метрах от жилого строения, где Шевелев подорвался на гранате, в частном доме прятались десять боевиков, о которых оперативникам не было известно. Бандиты были хорошо вооружены и экипированы, а потому при желании могли дать правоохранителям настоящее сражение. Но, зная о «крутости» ставропольского спецназа, решили затаиться. Об этом они сами рассказали после задержания.

К слову, история, конечно, прошлая, да и сам Сергей не любит об этом вспоминать, но когда после взрыва его срочно доставили в ближайшую больницу, то в течение шести часов (!) к серьезно раненному спецназовцу никто из врачей так и не подошел. И лишь позже, уже в Буденновске, медики занялись спасением заместителя командира отряда. А всего за годы работы в специальном подразделении МВД России Шевелев при выполнении служебного долга был ранен четырежды, причем два раза тяжело.

Первое тяжелое ранение он получил в 1996 году в дагестанском селении Первомайском при освобождении заложников. В самом начале атаки на боевиков Сергей был ранен в плечо. Личный состав на мгновение растерялся: и в бой надо идти, и начальника отделения из-под обстрела выносить. Внезапно к лежавшему на земле подбежал командир Краснодарского СОБРА Игорь Бойко, достал из ножен штык-нож и хотел разрезать куртку, чтобы узнать, насколько серьезно ранен его друг, – оказалось, плечевой сустав был раздроблен. Все произошло очень быстро, и наблюдавшие за этой сценой не сразу поняли, что происходит. Ситуация получилась курьезная: ставропольчане, окружившие офицеров, уже хотели встать на защиту своего командира и уберечь от «напавшего», но потом разобрались. Прекрасно сознавая, что не может в подобной обстановке быть обузой для кого-то из подчиненных, когда им надо штурмовать логово бандитов, Сергей Шевелев отказался от помощи, сам поднялся и дошел до БМП, которая отвезла его в госпиталь. Интересно, что собровцы за настоящие ранения считают пулевые и осколочные, а контузии не учитывают.

Жизнь – за чистый воздух

Март 2007 года, Нефтекумск. В одном из частных домовладений забаррикадировался вооруженный бандит. Он, перемещаясь по комнатам, ожесточенно отстреливался, создавая видимость того, что в здании укрылись несколько человек. На предложения спецназовцев сдаться огрызался длинными очередями из автомата. Дом, точнее, весь небольшой комплекс строений, связанных между собой, был, по мнению Шевелева, очень неудобным для штурма. Боевик выбрал для себя в качестве основной самую оптимальную точку ведения огня – летнюю кухоньку, к которой сотрудники правоохранительных органов из-за «хитроумных» кирпичных углов никак не могли приблизиться. Тем не менее в составе штурмовой группы Сергей сумел подкрасться к окну и бросить туда две гранаты.

Милиционеры несли потери – уже был ранен Антон Шиловский и убит Вадим Зенкевич. Тогда собровцы, обстреляв из гранатомета вражеское логово, дали возможность троим своим сослуживцам забраться на крышу, пробить там дыру и палить в противника. Пуля кого-то из «наших» попала в автомат преступника. Обезумевший бандюган выбросил бесполезный автомат и выскочил во двор с пистолетом, но тут же стал великолепной мишенью. Как выяснилось, это был Ильясов, входивший в состав так называемого ногайского батальона.

- За то, чтобы в нашей стране стало на одного преступника меньше, чтобы воздухом стало легче дышать, заплатил своей жизнью Вадик Зенкевич, – со скорбью говорит Шевелев. – Это очень горько, когда молодые, замечательные, чистые душой ребята так рано покидают нас. А ведь он был очень веселым и жизнерадостным, поэтому никто даже в мыслях не представлял себе, что парень может погибнуть.

«Зверобой» – лекарство от нечисти

Нужно сказать, что Ставропольский СОБР (имеющий имя собственное «Зверобой»), которым Шевелев командовал около девяти лет, совершенно особое подразделение. И не только потому что в разное время 35 бойцов были награждены орденом Мужества. Дело в том, что в начале 90-х годов прошлого века, когда в стране не на шутку разгулялась разномастная преступность, государство возложило на этот отряд ответственную миссию по поддержанию порядка в неспокойном регионе Северного Кавказа. И с тех пор «спецы» участвовали в сотнях сложнейших операций, в том числе в обеих кампаниях по наведению конституционного порядка в Чечне, Дагестане, КБР, Ингушетии, освобождении заложников в Буденновске и Первомайском, ликвидации вооруженных преступников в селах Тукуй-Мектеб, Ямангой, Иргаклы, городах Нефтекумске и Нальчике (за успешно проведенные операции в Кабардино-Балкарии в 2005 году Шевелев приказом министра внутренних дел РФ был награжден именным оружием – пистолетом ПМ). А первое боевое крещение отряда состоялось в 1993-м в Москве во время событий, известных, как «октябрьский путч». Потом, в 1994-м, была целая серия операций по освобождению заложников из захваченных бандитами автобусов в аэропорту Минеральные Воды: всего за три месяца – с мая по июль – там трижды разворачивалась драма с практически одинаковым сценарием.

Да и сейчас, в мирное время, спецподразделению хватает работы: постоянные выезды на задержание, сопровождение оперативно-разыскных мероприятий, освобождение заложников, уничтожение опасных группировок и спасение мирных жителей. В общем, жить приходится в режиме быстрого реагирования. Кстати, у отряда нет ни одной проваленной операции, и это при том, что по закону собровцы не имеют права первыми открывать огонь по боевикам. Память о пятерых бойцах «Зверобоя» здесь хранят свято, и навечно в списки подразделения занесены павшие от бандитских пуль при исполнении служебного долга Олег Воронцов, Евгений Харченко, Вадим Зенкевич, Александр Карагодин и Павел Мельников. Сегодня Ставропольский СОБР способен выполнять задачи любой сложности. В боевой обстановке отряд зарекомендовал себя одним из лучших спецподразделений в России.

Кто-то должен это делать

Сергей Шевелев родился в семье военных. Его папа, Арнольд Пантелеймонович, служил в Вооруженных силах СССР, и мальчик с детства «путешествовал» по воинским частям, дислоцировавшимся на Украине, в Северной Осетии, Германии. А когда отца перевели в Ставрополь преподавать в высшем военно-инженерном училище связи, то и в краевом центре Сергея окружала соответствующая атмосфера: Шевелевы поселились в «пентагоне», как в городе называли комплекс жилых домов с внутренним двором, располагающихся напротив военного вуза. Там жили семьи военнослужащих. В школе многие пацаны-одноклассники были детьми офицеров, и, кстати, из двенадцати десять связали будущее с Вооруженными силами. Так что Сергей даже не представлял себя без армии, которой отдал 13 лет до начала службы в СОБРе.

Примечательно, что полученное от отца и приобретенное в своей рисковой жизни военно-патриотическое воспитание Шевелев вместе с сослуживцами всегда старался привить подрастающему поколению. «Зверобой» шефствует над Ставропольской кадетской школой имени генерала Ермолова, а ребята из других учебных заведений города и края являются частыми гостями в отряде.

У Сергея Арнольдовича немало наград, но, как он признается, самая ценная для него – это первый орден Мужества, полученный за участие в штурме Грозного в декабре 1994 года. Впрочем, спецназовец не считает, что много лет занимался чем-то особенным и совершал подвиги:

- Одни люди пекут хлеб или строят дома, создавая что-то нужное и полезное для обществ. Так и мы, сотрудники специального отряда быстрого реагирования, просто выполняем свою работу, когда уничтожаем бандитов. Ведь кто-то же должен это делать.

* * *

P. S. Отец Сергея Шевелева полковник в отставке Арнольд Пантелеймонович скончался 17 февраля 2012 года. Редакция «Ставропольской правды» выражает искренние соболезнования семье покойного.

«В режиме быстрого реагирования»
Газета «Ставропольская правда»
22 февраля 2012 года