08:30, 22 февраля 2012 года

Критерии отбора в отдел обеспечения собственной безопасности Следственного комитета

Когда Вася был еще мальчишкой, на него неизгладимое впечатление произвело возвращение из Афганистана двоюродного брата Сергея Петренко. Тот пришел на дембель, отслужив десантником, участвовал в военных действиях против моджахедов, весь такой бравый, подтянутый и гордый. Военная форма, тельняшка, голубой берет, награды и значки... В общем, настоящий крутой парень. А кому не хочется быть таким?! Вот тогда Василий и решил: буду служить в ВДВ! После школы, выдержав большой конкурс, он поступил в Санкт-Петербургское высшее военное зенитно-ракетное училище, где получил специальность зенитчика Воздушно-десантных войск. А в 1997 году был направлен для прохождения службы в краевой центр, в 21-ю отдельную казачью десантно-штурмовую бригаду (сейчас это Ставропольский 247-й казачий десантно-штурмовой полк).

И уже через год лейтенант Леонов, что называется, понюхал пороху - начались командировки в «горячие точки» Северного Кавказа. Василий командовал зенитной ротой, в которую входило несколько расчетов, обслуживавших зенитные установки ЗУ-23-2. Двуствольные «зушки» (как эту технику любовно называли военные) предназначены для уничтожения воздушных целей, но очень эффективны и для поражения наземных. Каждая установка крепилась на бронетранспортере, и зенитный расчет, находясь вверху на «броне», продвигался по местности, следуя за БТРом разведчиков, тем самым обеспечивая им огневую поддержку.

Как-то зимой 2000 года дозор 2-го батальона, выполняя боевую задачу под чеченским городом Аргун, попал в ловушку, устроенную бандитами. Две шедшие первыми машины, едва вывернув из леса, напоролись на мощный обстрел из гранатометов. Снаряды, как тут же выяснилось, летели из двухэтажного заброшенного здания лесопилки, и наши солдаты были у противника будто на ладони. Вот уже в опасной близости от зенитчиков разорвались шесть выстрелов из РПГ. И тогда, разозлившись, заговорили «зушки». Причем весьма убедительно! Вскоре подошли основные силы батальона, но зенитчики к этому времени сделали основную работу. Бывшая лесопилка перестала быть укрепленной вражеской крепостью.

Через несколько дней произошло еще одно сражение. Наши разведчики вычислили крупную базу бандитов, напичканную оружием, боеприпасами и техникой. Когда вечером военнослужащие ее окружили и стали уничтожать, лихой КамАЗ-заправщик с полной цистерной горючего попытался скрыться. Машина вначале металась меж строений и взрывов, а потом, выскочив на проселочную дорогу, хотела уйти. Но тут уж зенитчики ее не упустили!

- Я ничего подобного в жизни не видел, даже в американском кино, - говорит Василий Николаевич. - Когда мои ребята попали в грузовик, он взорвался, подлетел вверх на несколько десятков метров и затем рухнул с высоты, разбрасывая вокруг горящие ошметки. Всю ночь потом на дороге горели огни, напоминая взлетно-посадочную полосу.

Как-то после очередного боя в роте недосчитались одного бойца - рядового Ланцева. Подумали, что парень погиб. Но каково же было удивление Леонова, когда на следующее утро рядовой явился целым и невредимым и рассказал дивную историю. Пока, дескать, вчера бились в лесу с бандитами, он отстал от роты и заплутал. Ночью старался найти родное подразделение и вдруг увидел, как за деревьями горит костер. Обрадовался, показалось, что свои. Вышел на небольшую полянку, а там сидят... двенадцать боевиков. Ну точно как в сказке двенадцать месяцев! А поскольку Ланцев в подразделении был огнеметчиком, то ловким движением достал из-за спины грозный «Шмель» и долбанул по ночным «призракам». Проверили - и точно, в указанном месте обнаружили уничтоженных бандитов. Ланцева представили к званию Героя России.

Василий Леонов никогда не забудет первого командира - капитана Хоменко и друга-сослуживца сержанта Чумака. В 1999-м под дагестанским Ботлихом эти двое, переодевшись в гражданскую одежду, пошли в разведку и наткнулись на засаду. Капитан почти сразу погиб от снайперской пули в голову, а сержант отстреливался до последнего патрона, и затем ему еще живому перерезали горло.

- Эта страшная смерть моих товарищей, с которыми я начинал службу, была для меня чудовищным потрясением, - говорит Василий Николаевич. - И хотя потом мы в батальоне еще не раз хоронили ребят, но именно гибель Хоменко и Чумака стала для меня олицетворением войны, ее гнусной сущности.

Война научила его смеяться сквозь слезы, оставаться человеком и преодолевать себя в опаснейших ситуациях, а также по-настоящему ценить жизнь и проверенных в бою друзей. Он и сегодня часто общается со многими однополчанами. Среди них бывший командир и наставник - полковник Юрий Гришко, который сейчас служит замполитом Ставропольского 247-го казачьего десантно-штурмового полка. А с нынешним начальником штаба этого воинского формирования подполковником Муратом Бойко они вместе начинали лейтенантами.

Леонов уверен, что хоть ставропольские голубые береты и понесли немалые потери в так называемой второй чеченской войне, но множество спасенных солдатских жизней, это, несомненно, заслуга бывшего командующего 21-й десантно-штурмовой бригады, а ныне депутата Госдумы РФ, Юрия Эма. Если бы не его грамотное руководство и бережное, поистине отеческое отношение к своим подчиненным, все могло бы быть совсем по-другому.

Василий Николаевич (кстати, всего в 23 года ставший капитаном) всегда старался подражать принципам командующего и гордится тем, что за десять лет службы, возглавляя различные воинские подразделения, не потерял ни одного солдата. Государство оценило его ратный труд по достоинству - лично командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак в феврале 2000-го вручил ему медаль к ордену «За боевые заслуги» первой степени (с изображением мечей). В числе прочих высоких наград, как считает сам Леонов, у него медаль «За воинскую доблесть» и наручные часы от Владимира Путина, где на крышке выгравирована надпись «За личное мужество от Председателя Правительства России». К слову, хронометр он получил в январе 2000 года в Гудермесе, когда к военным в Дагестан прилетал российский премьер. Эти «часики», как их называет маленький сын Василия Николаевича Дима, приглянулись парнишке, и он сверяет по ним время похода в детский сад. А когда подрастет, вполне возможно, будет сверять по делам отца и свою жизнь.

«Критерий отбора»
Газета «Ставропольская правда»
22 февраля 2012 года