В последнее время часто звучит цифра – 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, которые в России нужно создать (в том числе обновить) для успешной модернизации экономики.

Вопрос: где мы возьмем столько людей, чтобы они смогли освоить эти высокие технологии на производстве, если молодежь сегодня настроена в основном на получение высшего образования, к тому же преимущественно с гуманитарным уклоном? Сегодня на страницах «СП» об этом размышляет первый заместитель министра образования СК Василий Лямин.

– Проблема очень непростая. Действительно, сейчас в России соотношение студентов вузов и учащихся системы начального и среднего профессионального образования – 75% к 25. Примерно таково оно и у нас в крае: в высших учебных заведениях учатся 134,4 тысячи человек, в колледжах, техникумах, профессиональных лицеях и училищах – 44,5 тысячи. При этом, по прогнозу министерства соцразвития и занятости населения СК на период до 2013 года, потребность в квалифицированных рабочих с начальным профобразованием составляет 52,5%, в специалистах со средним профессиональным – 21,4%. А выпускников вузов требуется только 26,1%.

Дисбаланс в подготовке кадров идет из девяностых – двухтысячных годов, когда враз открылось много негосударственных вузов, филиалов. Высшее образование стало массовым, что его в определенной мере дискредитировало. При этом часть родителей студентов не задумывалась – да и до сих пор такая тенденция есть, – найдут ли их дети работу по специальности после окончания вуза.

Не секрет, что в некоторых коммерческих вузах подготовка оставляет желать лучшего, отсутствует материальная база, достойные педкадры. Да и ряд государственных вузов принялся готовить специалистов по не свойственным им профилям. Это сыграло злую шутку с выпускниками высших учебных заведений, которые, имея диплом юриста или психолога, вынуждены устраиваться на работу продавцами, сторожами на автостоянках и т. д.

А если говорить о причинах оттока молодежи из системы НПО и СПО, то все мы прекрасно помним, что в те же девяностые в стране происходил развал экономики: закрывались производства; те, которые выжили, месяцами не платили работникам зарплату. Это во многом определило выбор выпускников школ, и на долгие годы.

– Закрывались не только производства, но и училища, техникумы, что происходило и на Ставрополье. Я те времена хорошо помню, включая шараханье, с которым тогдашние уцелевшие ПТУ вместо слесарей-сборщиков или механизаторов стали повсеместно готовить поваров, парикмахеров и делопроизводителей… Плюс недофинансирование, устаревшая материальная база. Но где все-таки выход? Сейчас квалифицированный электросварщик востребован гораздо больше экономиста с вузовским дипломом. В перспективе, как уже было сказано, нужны рабочие высокотехнологичных производств. Удастся ли перенаправить часть абитуриентского потока из вуза в колледж, техникум или училище?

– Это зависит от роста новых современных производств, реализации инвестиционных проектов. У нас в крае трудовыми ресурсами занимается совет по кадровой политике при губернаторе. Существует межведомственное взаимодействие минсоцразвития – минэкономразвития – минобразования. Планируя подготовку специалистов, смотрим, что в перспективе может появиться на Ставрополье в рамках проекта модернизации, где тот «якорный» инвестор, тот работодатель, который возьмет выпускника учреждения СПО или НПО на производство. Готовить специалистов «в никуда» мы не можем.

Это, однако, лишь одна сторона проблемы. Другая: а кто их будет учить, на чем? Необходимо, чтобы учебное заведение имело современную материальную базу, соответствующие кадры преподавателей, да и комфортабельное общежитие тоже.

В крае есть так называемые экономические зоны, на территории которых реализуются крупные инвестиционные проекты – Буденновск, Невинномысск, Георгиевск. Там предусматривается создание большого числа современных рабочих мест. Это должно побудить и учреждения профобразования, и работодателей начать подготовку квалифицированных кадров.

Своеобразными «точками роста» стали четыре профильных ресурсных центра, действующих на базе колледжей в Ставрополе, Георгиевске, Курсавке и Лермонтове. За полтора года здесь обучили и переобучили более 1500 человек. Что особенно важно: подготовка ведется по программам, разработанным совместно с работодателями.

Имеются в крае и примеры развития социального партнерства на новом уровне. Так, в нефтяной компании «Лукойл» приняли решение оказать благотворительную помощь на 2 млн рублей Буденновскому региональному политехническому колледжу. Это поможет учебному заведению улучшить материально-техническую базу для подготовки рабочих и специалистов среднего звена в области химического производства.

Взаимодействие учреждения образования с работодателем должно быть системным. Не на выходе: вот наш выпускник, возьмите на работу! Оно должно начинаться еще во время школьной профориентации. В пример могу привести Межрегиональный сетевой распределительный энергетический комплекс. Представители холдинга МРСК проводят профориентационную работу в школах, в рамках проекта «Энергетика будущего» вкладывают ресурсы в НПО и СПО, трудоустраивают их выпускников в своих сетевых «дочках». Это пока под силу только крупным компаниям, к числу которых принадлежат ОАО РЖД, ОАО «Лукойл». Здесь понимают: если не курировать сферу профильного профессионального образования, придется вкладывать деньги в работника, когда он придет на производство. Что невыгодно уже потому, что его к дорогому, сложному оборудованию не допустишь, да и высоким технологиям с лету не обучишь.

А вот когда родители абитуриента, сам молодой человек поймут, что после окончания колледжа он в белом халате будет работать за станком с числовым программным управлением и получать за это хорошую зарплату, поток выпускников школ и перераспределится в сторону получения рабочей профессии.

– А есть надежда, что увеличатся бюджетные средства на переоснащение материальной базы НПО и СПО?

– Пока этих ресурсов недостаточно. В 2011-м мы получили 25 млн рублей, которые пошли в основном на закупку нового оборудования. В текущем году выделено 36 млн. Но резервы существуют и у самих учреждений профессионального образования, которые, получив современное высокотехнологичное оборудование, могут зарабатывать, открывая у себя краткосрочные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по договорам со службами занятости, работодателями либо непосредственно с желающими пройти переобучение. Георгиевский региональный колледж «Интеграл» на этом оборудовании выполняет производственные заказы для фирм и организаций, одновременно обучая своих студентов. Некоторые колледжи разрабатывают и продают образовательные программы – свой интеллектуальный продукт.

Определенную финансовую поддержку мы получаем также, участвуя в пилотных проектах «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.», которая предусматривает модернизацию системы НПО и СПО в рамках подготовки специалистов на базе ресурсных центров. Ставропольский край – единственный субъект РФ, реализующий три направления программы модернизации – по сельскому хозяйству, энергетике, сервису и туризму. В соответствии с этой программой два вуза – Ставропольский государственный агроуниверситет и Пятигорский государственный лингвоуниверситет, а также Георгиевский региональный колледж «Интеграл» становятся базой создания и апробации моделей межрегиональных ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации современных специалистов для соответствующих отраслей экономики. Все три контракта инвестируют в развитие профессионального образования на Ставрополье 350 млн рублей. В качестве экспертов программ подготовки рабочих кадров выступают крупные компании-работодатели. Мы ждем от этой экспериментальной работы серьезных результатов по целому ряду позиций.

– Василий Васильевич, в вузах края сейчас идут проверки, по слухам, серьезные. Некоторое время назад в федеральных СМИ прошла информация, что несколько вузов или их филиалы закрывают. Так ли это?

– Федеральная служба по надзору в сфере образования действительно проверяет учреждения высшего профессионального образования на территории Ставропольского края. Это вызвано той самой ситуацией, когда на одного специалиста с начальным или средним профобразованием приходится три с вузовскими дипломами, причем отнюдь не всегда со «знаком качества».

Проверка инициирована губернатором края и министерством образования СК. Об окончательных ее результатах говорить пока рано, однако отдельные предписания Рособрнадзора мы уже видели. Есть претензии, особенно по филиалам, к направлениям подготовки специалистов, отсутствию необходимых площадей и другие.