09:00, 1 февраля 2012 года

Русское музыкальное общество объединило множество талантов в Ставрополе

Ставрополь издавна привлекал многих музыкантов и певцов. Так, в ХlХ веке побывал здесь популярный австрийский виолончелист и композитор Давид Поппер. Интересно, что от станции Кавказской он на санях-розвальнях добирался до Ставрополя, где жил его товарищ по Пражской консерватории С. Шварц. Приезжал и прекрасный пианист Александр Зилоти, ученик Листа. В 1876 году, совершая концертную поездку по югу России, заезжал скрипач Леопольд Ауэр. В первом десятилетии прошлого века ставропольцы наслаждались игрой пианистов Иосифа Гофмана, Михаила Эрденко, Константина Думчева, клавесинистки Ванды Ландовской. Пели в нашем городе премьеры столичных театров Севастьянов, Лабинский, Смирнов, Шевелев, примадонны Михайлова и Збруева. Побывали и первоклассные струнные квартеты - Брюссельский и Мекленбургский, а также известная в стране капелла Агренева-Славянского.

В начале артистической деятельности перед нашими земляками выступал великий Шаляпин. В своей книге «Страницы из моей жизни» Федор Иванович с присущим ему юмором описал, как они с другом тенором Агнивцевым искали аккомпаниатора для концерта. В заключение автор замечает, что «концерт состоялся и прошел не без успеха». Тогда же, в 1895 году, друзья-певцы не смогли организовать выступление во Владикавказе, так как в кассе не было продано ни одного билета. А вот в Ставрополе будущий знаменитый бас имел у слушателей большой успех и выручил изрядную сумму денег, в которых нуждался.

Важную роль в музыкальной жизни Ставрополя сыграл Иван Попов - уроженец станицы Баталпашинской. Музыкальное образование он получил в Московском филармоническом училище по классу теории, у известного профессора Н. Кашкина. В 1889 году, приехав в Екатеринодар, к великому разочарованию, молодой музыкант не мог достойно применить своих знаний, полученных в училище: на Северном Кавказе еще не существовало ни одной музыкальной школы. В 1890-м И. Попов перебирается в Ставрополь, где преподает пение в учебных заведениях. Однако это его мало удовлетворяет, и он открывает в городе первую музыкальную школу. Это событие нашло отклик в «Русской музыкальной газете»: «3 сентября 1900 года в г. Ставрополе н/К открыта свободным художником И. Е. Поповым частная музыкальная школа в объеме шести курсов... Преподаватели фортепьяно: Павлова, Болотнова и Васильева. Пение и сольфеджио – Подьякоцская... Количество учащихся 72 человека». Уже год спустя та же газета сообщила о концерте в музыкальной школе Ставрополя, «показавшем хорошую постановку преподавания».

И. Попов был не только прекрасным организатором, педагогом, но и страстным поклонником серьезной музыки, в особенности симфонической. Музыкальная жизнь в городе преображается, когда в октябре и ноябре 1901 года были организованы симфонические концерты. В состав оркестра входили все музыканты города. Вот только отдельные номера из программ: Первая симфония Бетховена, увертюра из «Руслана и Людмилы» Глинки, серенада для струнного оркестра Чайковского, марш из «Пророка» Мейербера. Солистами выступали преподаватели школы. З. Кислякова исполнила арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», О. Скуридина – вариации Шопена, А. Лев сыграл скрипичный концерт Мендельсона, Л. Васильева – 1-й фортепьянный концерт Листа. Не ограничиваясь симфоническими концертами, при музыкальной школе создали струнный квартет, который возглавил скрипач А. Лев.

Возглавив инициативную группу, неутомимый И. Попов организовал в январе 1902 года Ставропольское отделение Русского музыкального общества. Оно ставило своей задачей «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Средства общества складывались из взносов его членов, часто меценатов. Помимо устройства симфонических и камерных концертов в ряде городов России обществом открываются музыкальные классы. На их основе впоследствии возникли Петербургская и Московская консерватории.

С 1 сентября 1902 г. окрепшая за два года музыкальная школа в Ставрополе преобразована в музыкальные классы. Желающих учиться оказалось много, особенно среди воспитанников гимназий. Предметами преподавания были классы пения, фортепиано, скрипки, виолончели, духовых инструментов, сольфеджио и теории музыки. Плата за обучение по классу пения составляла 90 рублей в год, по остальным классам – 80 рублей.

Год образования Ставропольского отделения РМО примечателен симфоническим концертом, посвященным 100-летию со дня рождения М. Глинки, состоявшимся 7 декабря 1902 года. Газета «Северный Кавказ» не оставила незамеченным это событие: анонсируя концерт, рассказала о композиторе – гениальном создателе русской оперной школы. А после концерта сообщала, что программа составлена из лучших творений Глинки - оркестровых, вокальных и фортепианных. Были исполнены увертюры к операм «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», знаменитая «Камаринская», чарующие и колоритные «Восточные танцы». Дирижировал И. Попов. Газета отмечала: «Очень понравились публике фортепьянные номера, превосходно и со вкусом исполненные О. В. Скуридиной. В особенном ударе была артистка В. Н. Кислякова, спевшая арию Гориславы из «Руслана и Людмилы» и романс Антониды из «Жизни за царя». Чудная мелодия первой арии с оригинальным сопровождением оркестра производила чарующее впечатление. Но особенный восторг публики вызвало исполнение романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» с женским хором».

Сбор с концерта пошел в пользу фонда по сооружению памятника Глинке в Петербурге.

1910-е годы можно назвать пиком дореволюционной музыкальной жизни Ставрополя. Генератором идей по-прежнему был И. Попов. Для преподавания ему удавалось привлечь отличных музыкантов, имеющих консерваторское образование. Среди них пианистки А. Дзерве, Н. Розенберг, Л.  Цветкова, В. Шохина, Л. Минервина; скрипачи А. Лев, Р. Каминский, И.  Жуковский, виолончелисты А. Вербов, Володарский... В крайгосархиве хранятся фотографии многих из них, предоставленные дочерьми И. Попова Евгенией и Елизаветой.

Музыкальные классы, единственные на Северном Кавказе, имеющие прекрасный состав преподавателей, привлекали учащихся из других городов - Екатеринодара, Ейска, Армавира, Майкопа. В числе выпускников, с успехом окончивших классы, назовем Елену Спивакову, прекрасно сыгравшую концерт Бетховена на выпускных экзаменах, замечательного пианиста Александра Кремлева, с листа читавшего любые виртуозные пьесы, в дальнейшем главного дирижера Чувашской оперы. Некоторые из учащихся музклассов поступили в консерваторию, например, Елена Попова, закончившая ее с золотой медалью.

Преподавателями классов и наиболее одаренными учащимися несколько раз в году давались симфонические и камерные концерты с участием организованного тем же И. Поповым смешанного хора из 85 человек.

Не ограничиваясь концертной деятельностью на базе музклассов, И. Попов стал инициатором организации в Ставрополе летних симфонических концертов с приглашением исполнителей из крупных музыкальных центров страны. Дотацию на весь летний сезон, длившийся четыре месяца (с начала мая до половины сентября), давал Коммерческий клуб, среди членов которого было немало ставропольской интеллигенции.

В первый сезон, открывшийся в 1908 году, дирижировал И. Попов, во второй – преподаватель классов А. Лев, в последующие годы приглашались Плотников из оперного театра Зимина, итальянский композитор и дирижер Эспозито, французский композитор Анри Фортер и другие. Среди солистов оркестра были выдающиеся музыканты: скрипачи Р. Каминский, А. Ямпольский, виолончелист С. Самосуд, в дальнейшем получивший звание народного артиста СССР… Всех не перечислишь.

Концерты проходили в «Раковине», расположенной в нижней части Городской рощи (ныне парк «Центральный»). «Раковина», которую называли хрустальной, отличалась прекрасной акустикой благодаря заложенному в фундамент битому стеклу. Кроны вековых деревьев парка еще более усиливали звук, поэтому концерты можно было слушать далеко за пределами зала.

В 1911 году произошло событие, которое отрицательно сказалось на музыкальной жизни Ставрополя. Не поладив с дирекцией отделения РМО, во главе которого стояла жена ставропольского губернатора М. Янушевич, покинул город И. Попов. Дирекция не согласилась увеличить дотации на преобразование музыкальных классов в музыкальное училище. В то время как в Иваново-Вознесенске (ныне г. Иваново), куда уехал И. Попов, ему удалось добиться такого преобразования. Созданное им училище процветает и теперь.

В Ставрополе же недолго просуществовали и музыкальные классы. Новый их директор Соколовский-Чигиринский был превосходным дирижером, но как организатор не состоялся. Не дожидаясь окончания учебного года, он сложил с себя обязанности директора и уехал из Ставрополя. Музыкальные классы прекратили свое существование. Оставшиеся в городе преподаватели перешли на частные уроки.

Впрочем, Ставропольское отделение РМО до 1917 года продолжало вести просветительскую деятельность, прилагая усилия к тому, чтобы на сценических площадках города звучала высокая музыка.

Елена ГРОМОВА, сотрудник Государственного архива Ставропольского края
«К поощрению отечественных талантов»
Газета «Ставропольская правда»
1 февраля 2012 года