12:10, 7 января 2012 года

Вячеслав Сергиенко: Вода – это стратегическое направление

В начале нового года принято подводить итоги. В ГУП «Ставрополькрайводоканал» новым годом совпала еще одна дата: его генеральный директор Вячеслав Сергиенко работает в этой должности полтора года. Так что в нынешнем интервью мы будем подводить, скажем так, и производственные, и личные итоги.

Проблемы решаются, проблемы остаются

- Вячеслав Станиславович, если в двух словах, как вы оцениваете работу предприятия в 2011 году?

- Мы сумели решить большие проблемы, значимые для всего Ставропольского края. И еще больше проблем осталось. Они есть и, к сожалению, от них никуда не денешься. Работа над ними продолжается.

Что такое хорошо

- С какими успехами «Ставрополькрайводоканал» встретил Новый год?

- Я буду оперировать итоговыми цифрами за девять месяцев. Итоги года - такова специфика нашей работы - будут подведены только в конце января. Но и нынешние уже позволяют говорить о положительной тенденции в нашей деятельности. И есть основания надеяться на то, что по итогам года она сохранится и станет основой нашего движении вперед в 2012 году.

Первое полугодие, не буду скрывать, было для нас весьма сложным: менялась структура предприятия, принципиальные подходы к его деятельности. И первую половину года мы закончили, к сожалению, с отрицательным финансовым результатом. Безусловно, сказались первые три-четыре проблемных месяца.

- А в чем, собственно говоря, проблема?

- Их несколько. Во-первых, начало года проблематично не только для нас, но и для всех ресурсоснабжающих предприятий. Большое количество выходных дней, неплатежи… Так что проблемы в эти месяцы накапливаются, а преодолеваются только к июлю-августу. Во-вторых, реорганизация на предприятии еще не была закончена, что тоже отрицательно сказалось на результатах работы. Но уже по итогам девяти месяцев мы смогли показать положительные финансовые результаты.

- Мне кажется, такого в «Ставрополькрайводоканале» не было долгие годы. Поздравляю и вас, и весь коллектив.

- Действительно, такого давно не было. За поздравления спасибо. Но мы оцениваем этот успех как относительный. Хотя, с другой стороны, ряд показателей, экономических индикаторов говорит о том, что это не случайность, а наметившаяся положительная динамика нашей деятельности и развития предприятия в его финансовой составляющей.

- Динамика хорошо познается в сравнении. Давайте сравним…

- Если по итогам прошлого года всего четыре наших филиала из 29 закончили год с положительными результатами, то за девять месяцев таких подразделений уже 19. Цифры говорят сами за себя. Причем они объективны на сто процентов. То есть мы проанализировали их работу и знаем, в каком направлении двигаться отстающим, чтобы ими не оставаться, какие меры предпринимать дальше.

Режим жесточайшей экономии

- Так за счет чего удалось улучшить работу ваших подразделений почти в пять раз?

- Не секрет, что еще в прошлом году «Ставрополькрайводоканал» находился в весьма трудном финансовом положении. И первоочередные меры, которые мы предприняли, как раз и были направлены на оздоровление финансового положения предприятия. В первую очередь, это введение режима не просто жесткой, а жесточайшей экономии на всех производственных расходах. Мы ставили задачу, чтобы эта экономия не сказалась на основной нашей деятельности – снабжении ставропольчан водой.

- А на чем экономили?

- На всем. Прежде всего, это разумное расходование денежных средств и выстраивание политики закупок. В нынешнем году мы ввели на предприятии централизацию деятельности в закупках и выполнении сторонних работ производственной направленности. В результате 73-75 процентов от общего объема деятельности выполняются централизованно. Что это значит на практике? Сейчас у нас примерно 40, как мы называем, стратегических контрактов на закупку сырья и материалов. Они заключаются от лица головного подразделении - от лица ГУП «Ставрополькрайводоканал». То есть не каждый филиал, а головное предприятие заключает договор с поставщиком и определяет для себя закупочную политику...

- …И цены.

- И цены тоже.

- Чего удалось добиться благодаря такому подходу?

- Во-первых, сделать приобретение продукции и материалов максимально прозрачным и логичным. Каждый филиал планирует свои потребности как минимум на ближайший квартал, как максимум - на год с разбивкой по кварталам. А это позволяет предприятию умно выстроить политику приобретения с возможностью минимального отвлечения денежных средств. Во- вторых, благодаря централизованным контрактам удалось добиться достаточно серьезных преференций и скидок при закупке, не теряя при этом в качестве. И третий момент. С учетом значимости предприятии почти все поставщики дали нам возможность приобретать товары и материалы в кредит, с отсрочкой платежа от месяца до трех. И без процентов. Даже если у нас нет достаточного количество средств (а такое у нас не редкость), мы имеем возможность продукцию взять. Это, безусловно, дает огромный плюс в областях деятельности предприятия и его дальнейшего развития.

Это основные моменты. Но плюс к ним мы учимся и уже научились экономить во всем. Бензин, бумага, канцпринадлежности, телефонные переговоры…

- Эффект есть? Или это мелочи, на которые можно было бы и махнуть рукой?

- Это далеко не мелочи. Если взять ГСМ, то наши потребности на год оцениваются в 115-120 миллионов рублей. Мы ввели новые критерии оценки работы филиалов, в том числе и по экономии горюче-смазочных материалов. Даже такими превентивными мерами в нынешнем году удалось снизить расход ГСМ на 15-17 процентов от ранее заявленных объемов. В некоторых подразделениях экономия достигла 25-27 процентов без ущерба для основной деятельности. Это как раз те филиалы, где внедрен контроль за расходованием топлива на основе системы ГЛОНАСС.

- И сколько таких филиалов?

- Сегодня семь. Но с учетом положительного опыта мы в следующем году будем внедрять их и в других филиалах. Думаю, что в ближайшие два-три года все наши подразделения будут оснащены такой системой.

Бумага и канцтовары, как выяснилось, – тоже не мелочи. Мы в начале года определились, кому что и сколько надо. Централизованно со скидками заключили договор на поставку и не тратимся даже на транспортные расходы. Поставщик сам все доставляет в филиалы. Такая же ситуация и с телефонной связью. Ужесточены требования к корпоративной мобильной связи, установлены лимиты для различных категорий сотрудников. В проводной связи мы исключили непрофильные междугородние разговоры. Думаю, что по итогам года только «телефонная экономия» составит у нас 10-12 процентов.

Тариф и сторонние работы

- Вячеслав Станиславович, среди направлений деятельности вы назвали и сторонние работы. Что это за труд «на стороне», вам что, своих забот не хватает?

- Забот хватает. А сторонние работы – не более, чем способ снизить стоимость наших услуг для населения. Только за счет средств, заложенных в тарифе, мы, понятное дело, выжить не сможем. И в конце прошлого – начале нынешнего года перед нашим предприятием была поставлена задача активно развивать стороннюю деятельность предприятия, связанную с предоставлением услуг населению, производством работы на «чужих» сетях – водопроводах, которые нам не принадлежат, – муниципальных образований, коммерческих предприятий. Ведь мы профессионалы в этой области. Умеем ремонтировать, строить, менять коммуникации. На эту деятельность были сориентированы практически все филиалы и структурные подразделения предприятия. И работа уже приносит результаты. По нашим оценкам, к концу года объем так называемой сторонней деятельности вырастет в два раза.

- С удовольствием констатирую, что дела в «Ставрополькрайводоканале» нынче обстоят гораздо лучше, чем год назад. Но новый, 2012 год для всех ресурсоснабжающих организаций, когда обычно повышались тарифы, начался без изменений. Для нас, потребителей, это, безусловно, хорошо. А для вас?

- Не скажу, что плохо. Так по законодательству. Но наше положение по-прежнему остается сложным. Ситуация продлится до первого июля будущего года, когда тарифы повысятся первый раз. Второе повышение произойдет первого сентября. Но даже это нас не спасает. Среднегодовой рост тарифа для нашего предприятия составит всего 4,5 процента.

- Это как соотносится с реальностью?

- Это падение на самом деле. Такой рост тарифа не перекрывает даже рост инфляции, который прогнозируется на уровне в 7-8 процентов. Это стагнация. Почему? Деятельность нашего предприятия зависит только от тарифа. И экономические показатели деятельности зависят тоже от него – объемы реконструкции, текущего и капитального ремонта и так далее. Мы, и это очевидно, потеряем в объемах. Это первый минус такого положения.

Муниципальная кривая

- А второй?

- Второй, и очень значительный, заключается вот в чем. В 2004-2005 годах система крайводоканала претерпевала изменения – его имущественный комплекс был роздан по муниципальным образованиям, прямо говоря, им на откуп. Но практически сразу стало понятно, что такое решение было ошибочным. Муниципалы просто не смогли справиться с объемом работы. Это стало очевидным в течение нескольких месяцев. Руководство края и комитет коммунального хозяйства Ставрополья предприняли усилия, для того чтобы собрать все составляющие водоснабжающего комплекса вместе и сохранить единство его эксплуатации. Но муниципалитеты…

- Просто не отдали.

- Не отдали. И в 2010 и 2011 годах руководству края и комитету ЖКХ пришлось, прямо говоря, разгребать и расхлебывать ситуацию, которая возникла еще на том этапе. Муниципалы в массовом порядке пошли к нам и в комитет ЖКХ края с просьбой принять - теперь уже их сети - в эксплуатацию.

- И что в этом плохого? Соберете все вместе в единый кулак, глядишь, и потребителям станет легче.

- Вроде вы говорите верно. И логика в таком подходе есть. А в реальности - все эти годы водопроводные и канализационные сети эксплуатировались далеко не должным образом, не было никаких вложений. И сегодня сети приведены в состояние, по сути дела, нерабочее.

- Помнится, Шпаковский райводоканал вернулся с огромным долгом.

- Правда, вернулся с долгом в 20 миллионов рублей за покупную у МУП «Водоканал» города Ставрополя воду. А к нам присоединяют Новоалександровск с задолженностью в 16-17 миллионов рублей, в том числе и по налоговым платежам. Есть еще ряд водоснабжающих предприятий муниципальных образований, может быть, менее значимых, но тоже заведомо убыточных. И даже на начальном этапе необходимы значительные вложения для восстановления их работоспособности.

- А вы можете их не брать? Зачем вам такое ярмо на шею - предприятия, которые едва-едва дышат?

- Нет, не можем. И это совершенно однозначный ответ. Политика краевых властей строится на принципе обеспечения комфортного проживания всех жителей Ставрополья. А вопрос водоснабжения является одним из наиболее важных и стратегических. И, значит, оставить эти предприятия без помощи невозможно. В течение двух-трех месяцев, максимум полугода, они просто прекратят существование, и водоснабжение ряда населенных пунктов прекратится. Пострадают люди.

- То есть долги нерадивых, но амбициозных муниципалов, которые не справились со своими обязанностями по водоснабжению, возложенными на них законом, лягут на плечи краевого предприятия?

- Да. К сожалению, механизм возмещения таких потерь нашим законодательством не предусмотрен. Но иного пути нет. Вопрос водоснабжения является принципиальным при оценке деятельности краевой власти. И в этой ситуации она вынуждена нерадивость муниципальных руководителей исправлять за свой счет. Впрочем, все мы понимаем, что социальная ответственность - это не пустые слова. Людей без воды оставлять нельзя. Хотя, еще раз повторю, все вопросы водоснабжения и водоотведения - прерогатива муниципальных образований. А ряд из них своей неразумной экономической деятельностью и производственной политикой довел «водяную проблему» до кризиса. И край сегодня вынужден своими ресурсами, силами своих предприятий это компенсировать. В принципе, мы восстанавливаем не свое имущество.

- А нельзя ли эти сети раз и навсегда забрать на баланс ГУП «Ставрополькрайводоканала»?

- Нельзя. По закону полномочия разграничены так, что мы можем забрать себе только межмуниципальные объекты недвижимости и сети.

- Это значит, что ваше предприятие вынуждено будет платить арендную плату?

- Как ни парадоксально, но да. В этой ситуации муниципальные образования пытаются предусмотреть еще и арендную плату. То есть, передавая заведомо убыточные сети, стремятся получить за них деньги. Мы, конечно, пытаемся этот вопрос регулировать и корректировать и в качестве арендной платы обязуемся содержать и эксплуатировать сети должным образом.

- То есть «Ставрополькрайводоканал» делает работу муниципалов, возложенную на них законом, и им же еще за то деньги платит. Интересная ситуация, если не сказать больше...

Неплатежи

- Что еще мешает крайводоканалу нормально жить и работать?

- Неплатежи населения. Это очень серьезная проблема. Сегодня потребители должны нам 456 миллионов рублей. (Долг населения на 01.12.2011 г.)

- Не представляла, что речь идет о такой сумме. Хочу уточнить: это не то, что потребители украли, а то, что отпущено по приборам учета и не оплачено, я правильно понимаю?

- Да. Это то, что предприятию должно только население. Причем за 11 месяцев нынешнего года задолженность населения увеличилась на 86 миллионов рублей, то есть она растет на 20 процентов в год.

- И по-прежнему нет сколь-либо действенного механизма воздействия на должников?

- Увы, такого механизма в нашей стране нет. Но есть люди, которые отлично об этом знают и годами не платят принципиально. Юридический и абонентский отделы крайводоканала предпринимают колоссальные усилия для взыскания задолженности, нормализации ситуации, но...

Многоэтажная проблема

- Но пока результатами похвастаться нельзя...

- Плюс очень серьезна проблема с многоквартирными домами и структурами, которые управляют этим жилым сектором, и со взаимодействием с муниципальными образованиями, в которых они расположены. Это сфера деятельности муниципалитетов. Мы как ресурсоснабжающая организация пытаемся выстроить взаимоотношения во всей этой цепочке, но взаимопонимания, честно сказать, не находим у муниципальных образований. Открыто сквозит нежелание выполнять эти функции и обязанности. А с учетом полной инертности муниципалитетов и управляющих компаний только наших усилий зачастую недостаточно.

- Вы имеете в виду порядок выработки взаимоотношений между вами, управляющими компаниями и муниципалитетами?

- Конечно.

- В последнее время, соглашусь с вами, это стало большой головной болью и потребителей, и краевой власти. Неразбериха с оплатой света, «постигшая» Ставрополь в ноябре, связана именно с этим. Дело дошло до того, что губернатор края потребовал выстроить наконец такую цепочку и раз и навсегда определиться, кто за что отвечает.

- Это совершенно правильный подход. И муниципалитеты должны озаботиться выстраиванием таких взаимоотношений между всеми участниками процесса и населением. А управляющие компании – заняться еще и установкой приборов учета и оплатой ресурсов только в соответствии с их показателями.

- На деле мы, потребители, сталкиваемся с беспределом, когда плату за задолжников «раскидывают» на добросовестных плательщиков. Уже и прокуратура обратила на это внимание, жаль только, что по одному дому в краевом центре. Что вы можете посоветовать в такой ситуации?

- Такое положение не более чем инициатива управляющих компаний. Но сегодня существуют - и они описаны даже в судебных решениях, в том числе и в определении Высшего Арбитражного суда – формулы расчета и распределения этой разницы. Так что, если действовать в соответствии с законодательством, недоразумений не возникает.

- Ставрополье нынче реализует краевую программу по установке приборов учета в многоквартирных домах, сколько домов уже оснащены общими счетчиками?

- Мало. Из восьми тысяч многоквартирных домов, куда мы подаем воду, приборы учета имеют чуть более тысячи. Усилий нашего предприятия и краевого комитета ЖКХ, который очень активно помогает в решении проблемы, недостаточно. И дело не сдвинется, пока не будет четкого понимания этого вопроса главами муниципальных образований и оснащение многоэтажек приборами учета не станет одним из основных критериев оценки их деятельности.

Социальные интересы

- «Ставрополькрайводоканал» называют социально ориентированным предприятием. И это правильно. А как соблюдаются в ГУПе социальные интересы его сотрудников? Ведь не секрет, что задержки с выплатой зарплаты у вас были.

- К сожалению, такой момент в нашей деятельности присутствовал. Причем хронические невыплаты начались еще с января-февраля прошлого года.

- То есть еще до вашего прихода на предприятие?

- Да. И одной из своих целей я ставил решение именно этого вопроса. Удалось не сразу. Но могу констатировать, что в сентябре мы, впервые с февраля 2010 года, стопроцентно и в обозначенную дату выплатили зарплату. Пока такая тенденция сохраняется.

- А какова средняя зарплата у сотрудников предприятия?

- К сожалению, она отстает от среднекраевой и составляет 14908 рублей. И, конечно же, мы думаем о том, какие экономические механизмы можно использовать для того, чтобы рост заработной платы и ее размер были достойными для сотрудников, которые работают в «Ставрополькрайводоканале». Сделать это непросто. Мы – предприятие социальной направленности. И у нас зарплата составляет около 50 процентов себестоимости. У предприятий же производственного цикла нормальным считается не более 20 процентов. Мы тоже производственники. Но обсуждать и дискутировать тут нечего. Нужно искать, повторюсь, экономические механизмы повышения зарплаты. И мы их рано или поздно найдем. Конечно же, хотелось бы побыстрее. Часть таких механизмов уже разработана и внедряется по принципам, которые близки к принципам хозрасчета.

- Новое – это хорошо забытое старое?

- Можно сказать и так. Эффективность работы каждого филиала, каждого подразделения рассчитывается и определяется у нас со второй половины года, исходя из показателей рентабельности и доходности. Руководители филиалов, которые достигли положительных результатов, имеют право экономического стимулирования коллектива за счет заработанных средств. То есть работа инженерно-технического персонала и оплата его труда завязаны на экономических показателях.

- Знаю, что недавно в «Ставрополькрайводоканале» был принят новый коллективный договор. Что в нем изменилось?

- Мы постарались сохранить в нем социальную направленность. Считаем – и руководство предприятия, и профком, что главное – социальная защита наших сотрудников. Выплаты и льготы не стали меньше, а в некоторых случаях даже увеличились. Мы предусмотрели и возможность персональных надбавок особо ценным работникам до 30 процентов от должностного оклада. Их устанавливают руководители филиалов по согласованию с ГУПом.

- И все-таки, не вызывает ли у вас опасение, что столь небольшая зарплата станет толчком к тому, что сотрудники «Ставрополькрайводоканала» будут уходить в другие, коммерческие, предприятия? Известно, что рабочая школа у вас одна из лучших в крае. Научились и уйдут.

- Опасения такого рода присутствуют. И небезосновательные: выбор сегодня есть. Поэтому мы сейчас думаем и разрабатываем стратегию выстраивания отношений с коллективом. Каждый работающий у нас знает, какие цели и задачи стоят перед предприятием, каковы экономические показатели и как от них зависит оценка труда каждого. Все прозрачно. Мы не считаем сочетание «корпоративный дух» просто словами. За ним — традиции коллектива, которым уже несколько десятков лет. За ним — трудовые династии, в которых в «Ставрополькрайводоканале» работали деды и отцы, а сейчас трудятся дети и внуки. Именно такие люди помогают воспитывать преданность предприятию. А руководство, и я в том числе, делает все для того, чтобы наши сотрудники получали достойную плату за свой труд.

Нацеленность на результаты

- И как, удается?

- Удается. Немаловажно и то, что каждый сотрудник инженерно-технического персонала видит конкретные перспективы своего карьерного роста. Например, в сентября прошлого года мы поменяли руководителей в семи филиалах. Практически во всех случаях это не пришлые люди, а специалисты, которые выросли в нашей системе, руководили подразделениями, то есть прошли трудовую и жизненную школу на предприятии, знают его специфику. Именно такие руководители мотивированы на достижение наибольших показателей в производственной деятельности. И еще один момент. Руководителям дано право сформировать структуру деятельности филиала так, как они считают нужным для обеспечения наиболее эффективной его работы. Проще говоря, сформировать команду, настроенную на результаты. Это дало возможность ряду перспективных специалистов продвинуться, как принято говорить, по карьерной лестнице. И должности при таком положении дел – это только возможность доказать свою профессиональную состоятельность.

Модернизация — это путь вперед

- А есть ли перспективы у самого «Ставрополькрайводоканала»?

- Конечно, есть. Мы активно участвуем в процессе капитального ремонта и модернизации объектов на территории края. Искренне благодарен за помощь, которую нам оказывает комитет жилищно-коммунального хозяйства СК в плане передачи продукции и материалов, необходимых для производства работ. Благодаря этой помощи мы ежегодно меняем 120-130 километров сетей, хотя этого недостаточно.

Наше предприятие также активно разрабатывает свои собственные программы, связанные с модернизацией водопроводной и канализационной структуры с минимизацией затрат. В частности, у нас в ГУПе разработана программа «Внедрение энергосберегающих технологий, в которую мы планируем вложить в первом полугодии 2012 года около 50 миллионов рублей (берем их в кредит). Все они будут направлены на приобретение и установку новых современных приборов, которые позволяют экономить электроэнергию. По нашим расчетам, они окупятся в течение 2-2,5 лет.

Еще одно направление — автоматизация основных производственных процессов, установка нового оборудования насосных станций, которыми можно управлять с помощью удаленного доступа.

О самом главном

- И все-таки, что главное?

- Главное — настрой сотрудников «Ставрополькрайводоканала» на осуществление программ строительства сетей на территории Ставрополья. Это те программы, которые финансируют комитет жилищно-коммунального хозяйства, министерство строительства, муниципальные образования. Я много критикую муниципалов, а вот некоторых из них хочу отметить. Активно привлекает денежные средства муниципалитет Кисловодска. Очень инициативно ведет себя глава города Наталья Борисовна Луценко, все сотрудники администрации. В нынешнем году совместно с администрацией города-курорта мы завершаем строительство очередного резервуара для питьевой воды, что позволит стабилизировать снабжение города водой. Вместе с администрацией разрабатываем и проект строительства еще одного резервуара для воды, который поможет улучшить водоснабжение Кисловодска.

Благодаря усилиям краевых органов исполнительной власти удалось реанимировать проект строительства резервуара питьевой воды в Минеральных Водах. А вот здесь хочу подчеркнуть, администрация муниципального образования практически не принимала участия в разработке проекта.

И еще. В рамках программы модернизации на территории края мы своими силами реконструируем и строим шесть объектов на территории Нефтекумского, Андроповского районов, Новоалександровска. Цель — улучшить систему водоснабжения и водоотведения, избежать ненужных затрат, связанных с потерями воды в устаревших сетях. Эта программа рассчитана на полгода и оценивается в 80-85 миллионов рублей, привлеченных в том числе и с помощью комитета ЖКХ.

- Подведем итоги. В будущее вы смотрите?..

- С уверенностью. Я верю и в перспективы «Ставрополькрайводоканала», и в работающих в нем людей.

* * *

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ:

Александр Скорняков, председатель комитета Ставропольского края по ЖКХ:

Выйти на новый вектор развития

Безусловно, к тому времени, когда Вячеслав Сергиенко стал директором «Ставрополькрайводоканала», у предприятия накопилось достаточно системных проблем. Сегодня динамика развития предприятия показывает, что за полтора года новым руководством сделан хороший задел на будущее.

На предприятии наводится порядок. Практика показала, что решение по централизации деятельности предприятия принято верно. И все же для уверенного взгляда в будущее этого мало. И это обусловлено спецификой отрасли. Водоснабжение - единственная в коммунальном хозяйстве отрасль, которая, на мой взгляд, не сможет обойтись без поддержки со стороны государства. Вода - это стратегический ресурс, и отношение к нему должно быть соответствующим.

Надо сказать, что специфична и даже уникальна для России сама система водоснабжения в крае. Водообеспечение потребителей (практически 92 процента) осуществляется из централизованных систем водоснабжения, которые находятся в государственной собственности края, на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Общая протяженность водопроводов составляет более 15 тысяч километров, а к некоторым населенным пунктам воду надо подавать на расстояние до 200 километров. В основном это сельские населенные пункты, имеющие малую численность населения.

Кроме того, рельеф местности не позволяет использовать самотечный режим, поэтому на пути до потребителя находятся насосные станции первого, второго, третьего подъема, а также станции подкачки, т. е. одна и та же вода проходит через несколько насосных станций и т. д. И все это хозяйство надо содержать в надлежащем порядке.

Многие вопросы решаются посредством краевой целевой программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2010 - 2012 годы», которая будет продолжена и в последующие годы. В январе начнется разработка следующего ее этапа на период с 2013 по 2017 год.

За счет выделения субсидий муниципальным образованиям края для строительства объектов водоснабжения в течение двух лет построены подводящие водопроводы к 15 населенным пунктам из 44, не обеспеченных централизованным водоснабжением. Продолжаются работы на 16 объектах в 14 населенных пунктах края. В прогнозах - обеспечить централизованным водоснабжением все населенные пункты края до 2014 года.

Краевой бюджет ежегодно вкладывает в отрасль несколько сот миллионов рублей, плюс привлекаются федеральные средства. И наша общая задача - сделать так, чтобы каждый рубль бюджетных денег был потрачен не на «латание дыр», а вложен с перспективой снижения затрат, пошел на модернизацию оборудования, что в конечном итоге позволит выйти на новый вектор развития отрасли водоснабжения и ЖКХ в целом. Задача сложная, но достижимая.