07:32, 30 декабря 2011 года

Губернатор Валерий Гаевский о политических событиях 2011 года в Ставропольском крае

Глава края ответил на вопросы газеты «Ставропольская правда», телекомпании ГТРК «Ставрополье», телеканалов «СТВ» и «РЕН-ТВ». Предваряя их, губернатор подчеркнул, что уходящий год для нашего края был более спокойным и благополучным, чем 2010-й. Так, что касается экономических позиций, то практически по всем показателям Ставрополье отметилось позитивными тенденциями. И хотя в регионе по-прежнему остается напряженная ситуация в плане безопасности, правоохранители достойно справляются со своими задачами.

- Я убежден, что благополучие любой территории зиждется прежде всего на мире, безопасности и стабильности, – отметил В. Гаевский. – Выражаю признательность всем, кто ежедневно решает эти вопросы. У нас на Ставрополье сохранены мир и стабильность. И это, пожалуй, первый вывод, который можно сделать по итогам уходящего года.

- Валерий Вениаминович, этот год был насыщен политическими событиями. Пожалуй, одно из главных, если не считать выборов в краевую Думу, – это отставка правительства Ставрополья. Кроме того, вы нередко критиковали и муниципалов. Что удалось сделать для улучшения работы краевых и местных органов власти в регионе? А что, напротив, пока не получилось?

- Тема выборов, наверное, уже многим набила оскомину. Тем не менее они состоялись, и, на мой взгляд, в крае теперь сформирована работоспособная власть - исполнительная и законодательная, которая способна справиться практически со всеми проблемами. Более того, у нас сейчас хорошее представительство в федеральной Думе, а это серьезное подспорье для работы.

Говоря о том, чего не удалось, отмечу, что хуже всего ломаются стереотипы мышления, и на этом поле еще предостаточно забот. Многие полагают: мол, поменял конкретные персоналии - например, в правительстве, и все сразу заработало. К сожалению, не всегда так. Ведь любая сложившаяся система, как правило, ориентирована на самосохранение, и ломать ее приходится с большими усилиями. Потому помимо смены конкретных руководителей ведомств мне пришлось заниматься обновлением структуры исполнительной власти и ставить перед ней новые задачи. В частности, создано министерство курортов и туризма. В этой сфере у нас большой воз застарелых проблем.

Когда я обновлял правительство, меня критиковали с двух сторон. Одни говорили, что не надо чинить работающую машину и старые кадры знают, как надо работать. С другой стороны звучали слова о том, что мало новых лиц. Но истина, как обычно, где-то посередине. На мой взгляд, мне удалось привлечь в наши органы власти людей со свежими взглядами и креативным мышлением. Это, к примеру, министр промышленности Дмитрий Саматов, глава минсельхоза Вячеслав Марченко, министр соцразвития Людмила Шагинова, министр культуры Ольга Казакова.

Что могу ответить своим критикам по поводу новизны состава правительства? Я никогда не стану брать в команду совершенно неизвестных людей, человек всегда проверяется именно на деле. Если у него все получается, нужно давать возможности для роста. Ведь еще никто не отменял такие понятия, как преемственность или ценность сочетания молодых и опытных кадров. Мы работаем основным костяком команды. Знаете, есть хорошее выражение: «Если ты неправильно застегнул первую пуговицу, тебе не удастся застегнуться нормально». Думаю, еще в 2008-м, когда я формировал свою команду, мне удалось правильно застегнуть первую пуговицу. И об этом говорят результаты развития экономики и социальной сферы в регионе. Таким же образом работа будет продолжена. А инерцию и косность мышления мы обязательно победим.

- Продолжим тему менеджмента. Так уж вышло, что скандалами вокруг городской власти особо отличились Ставрополь и Лермонтов. Слышна критика как со стороны горожан, так и со стороны полпредства в округе. Как краевая власть оценивает происходящее?

- Я слышал замечания по этому поводу, и озабоченность положением дел в этих городах не напрасна. Ситуация в Лермонтове, к сожалению, зашла в штопор. Покушение на бывшего главу администрации Олега Мельникова – еще одно тому подтверждение, которое, по сути, опускает город до уровня криминальных разборок во власти. Дальше такое терпеть невозможно. Не скрою, что в течение последнего года мы не раз обращались с предложениями к руководству Лермонтова, предлагали свою помощь, советы. Но скажу прямо: все это высокомерно отвергалось, дескать, «мы сами с усами», и нечего вмешиваться. Правительство при этом ожидало, что управленческая команда сумеет выровнять ситуацию и вернуться от разборок к делам, но чиновники попросту погрязли в амбициях...

К сожалению, мы не имеем возможности ввести в Лермонтове внешнее управление. Тем не менее ситуация вышла на уровень судебных решений, и совсем недавно Верховный суд России признал нелегитимность городского совета. Мною утвержден состав рабочей группы, которую возглавил заместитель председателя правительства Юрий Белолапенко. Ею в контакте с городской администрацией будет осуществляться контроль ситуации вплоть до выборов новой городской власти. Их дату местный избирком должен назначить уже в ближайшее время.

Что касается Ставрополя, то в последнее время я часто слышу претензии коррупционной направленности к администрации города и лично к сити-менеджеру Игорю Бестужему. Но пока, если честно, это больше похоже на банальную «заказуху». Да, в аппарате администрации есть проблемы, но вспомним, какое наследство досталось нынешней городской власти. Кроме того, большинство претензий к Игорю Бестужему было связано с его прежней экономической деятельностью. И этим вопросом в свое время серьезно занимались правоохранители, но так и не смогли ничего предъявить. Надо дать сити-менеджеру шанс - он работает всего полгода, а это не срок. Знаю, что у него достаточно сложные отношения с городской Думой, но лично мне он импонирует как крепкий хозяйственник, чего явно долгое время не хватало Ставрополю.

За последний год в краевой столице стало больше порядка, хотя проблем остается предостаточно. И я прекрасно знаю о них: неразбериха с платежками, вывозом мусора, пробки... Эти вопросы я ставлю перед городскими властями и предупреждаю, что если они не будут решаться, то их будут решать уже другие люди.

Так что сейчас выдвигать какие-то серьезные претензии по поводу массовых нарушений в муниципалитетах Ставрополья я бы, наверное, не стал. Особенно со слов каких-то залетных казачков типа Михаила Маркелова – депутата Госдумы от Волгограда, а ранее руководителя департамента внутренней политики аппарата полпреда Президента в СКФО. Давайте оставим это дело правоохранителям. Если у них будет что сказать, они обязательно скажут. А уж мы примем меры.

- Как вы оцениваете состав новой краевой Думы? Насколько, с вашей точки зрения, может быть слаженной работа законодательной и исполнительной власти?

- Краевой парламент пятого созыва, на мой взгляд, отражает реальный расклад политических сил в регионе. По итогам голосования в Думу пришли люди, которые способны составить повестку на злобу дня и приступить к ее реализации. Председателем стал известный в крае политик Юрий Белый, за плечами которого огромный жизненный и управленческий опыт.

Кроме того, работа нового состава Думы и правительства стартовала почти одновременно, и я очень рассчитываю на их взаимопонимание. И, как показало недавнее заседание депутатского корпуса, контакт есть. Обычно законопроект о бюджете на следующий год долго мусолят по комитетам, нередко начинается откровенный популизм и подковерные драки, ведь каждый старается потянуть одеяло на себя. А Дума пятого созыва буквально в течение недели провела заседания согласительных комиссий. Все остальное решилось в ходе заседания парламента. Причем по большинству позиций мнения правительства и депутатского корпуса совпали. Удалось найти дополнительные средства на жилье детям-сиротам, на здравоохранение и его модернизацию, заложены деньги на ремонт детских домов и учреждений культуры, сформирован дорожный фонд...

Не вызвала никаких нареканий и моя просьба об оперативном установлении запрета на свободную продажу кодеинсодержащих препаратов. Надеюсь, с 1 января без рецепта их никому не удастся получить. Так что пока законодатели и исполнители края работают в одной упряжке.

- С новым парламентом основная работа еще впереди. А вот под занавес своей работы Дума четвертого созыва отметилась голосованием по отставке губернатора. Плакаты с таким содержанием появляются и на митингах. Вас это не задевает?

- Нет. Я уже довольно толстокожий в этом плане - сказывается опыт. Политики всегда должны готовиться к тому, что есть те, кто постоянно недоволен их работой. Это в порядке вещей. Если говорить образно, то любой руководитель стоит на горе, он обдуваем всеми ветрами... Вот и я не строю иллюзий и прекрасно понимаю, что части населения, в том числе и некоторым представителям элиты, не нравится моя работа.

На том заседании Думы, о котором вы упомянули, представители ЛДПР поставили вопрос о недоверии. Но в итоге он вылился в вотум доверия: подавляющее большинство депутатов поддержало меня, и инициатива провалилась. При этом, заметьте, прежний состав парламента сложно назвать лояльным ко мне и правительству.

Если же говорить о митингах, то в крае в них участвует лишь доля процента населения. Я придерживаюсь следующего мнения: есть численный порог протестующих, через который перешагивать нельзя. Это когда счет идет на десятки процентов от общего числа жителей региона. Если ситуация дойдет до такой точки, я серьезно задумаюсь о том, что именно в моей работе вызывает такое негодование.

- Валерий Вениаминович, в связи с митингами нельзя обойти тему выборов. Эксперты и наблюдатели от ряда партий утверждают, что в крае были фальсификации, а значит, реальный результат «Единой России» ниже 49 процентов. Самое сложное – восстанавливать доверие людей. Можно ли это сделать?

- Непростой вопрос. Как положительный момент хочу отметить, что наше население становится все более требовательным к власти. Это правильно - повышается качество жизни, постепенно растет благосостояние, а значит, появляются и другие вопросы к чиновникам. Признаю, что правительство края в последние два-три года большой крен делало с сторону развития экономики, и социальная сфера порой оставалась немного в стороне, что сказалось и на отношении людей к власти. Потому нами сейчас серьезно перестраиваются приоритеты.

А возвращаясь к вопросам о фальсификациях, выскажу не раз звучавшую позицию: правонарушениями должны заниматься избиркомы и силовики. Ведь было бы глупо полагать, что когда-нибудь по итогам выборов не будет звучать никаких претензий. Всегда есть довольные своей победой и те, кто проиграл и пытается оправдаться, обвиняя всех вокруг в фальсификациях.

Что же касается результатов голосования, то на этот счет у Ставрополья есть своеобразная лакмусовая бумажка. У нас все выборы проводятся по принципу «пятьдесят на пятьдесят»: половина кандидатов выдвигается по партийным спискам, остальные - это одномандатники. Яркий пример: все 25 кандидатов-одномандатников от «Единой России» на минувших выборах прошли в краевую Думу. Причем без каких-то давлений и фальсификаций. Никаких дополнительных ресурсов не нужно было, потому что на выборы шли авторитетные лидеры. В частности, «единороссы» Юрий Белый, Владимир Трухачев, Михаил Кузьмин, Иван Киц, которого знает весь восток края, Василий Машкин, хорошо известный жителям в северных районах Ставрополья. Оппозиция просто не смогла выставить достойных конкурентов.

При этом нельзя закрывать глаза на имеющиеся проблемы и очевидную потребность общества в оживлении политической системы. Но вы видите, Президент России Дмитрий Медведев сразу откликнулся на эти запросы общества. И в бюджетном послании прозвучали инициативы о выборности губернаторов, упрощенном порядке регистрации партий, увеличении числа наблюдателей в избиркомах.

Мое внутреннее убеждение: если действительно хотите перемен, то надо ходить на выборы, а не на митинги. Тогда будет толк. А у нас, к сожалению, молодежь пока весь пар выпускает в «свисток», вместо того чтобы прийти на избирательный участок и воспользоваться своим конституционным правом – проголосовать. В любой ситуации нужно выбирать позитивные сценарии развития. Я уверен, что Россия исчерпала свой лимит на революции и перевороты. Давайте развиваться стабильно.

К слову, мне хорошо запомнилась фраза из увиденной недавно пьесы «Одноклассники», которая сейчас идет на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова. Главная героиня сказала примерно так: чем больше поднимают народ на митинги, тем ниже потом его опускают... Печально. Но эта мысль должна быть в голове у каждого, когда он задумывается, каким путем ему идти.

- Обратимся к более частной, но не менее актуальной проблеме. В последнее время напряженно развивается ситуация с дагестанскими животноводами на ставропольских пастбищах. Что происходит? Есть мнение, что кто-то хочет вбить клин между нами и соседями.

- Эта проблема действительно не из разряда простых: здесь не то что клин, а иголочкой ткнешь, и начинает искрить. Хотя, заметьте, в целом на Ставрополье в межнациональных отношениях воцарилось спокойствие: не слышна лезгинка под окнами ставропольчан, в уходящем году почти не было межнациональных столкновений, да и студенческая молодежь поспокойнее стала себя вести.

А вопрос с дагестанскими животноводами надо рассматривать в правовом русле. Проблеме отгонных пастбищ более полувека. Когда-то решением ЦК КПСС 66 тысяч гектаров нефтекумских земель было отдано в пользование хозяйствам из Дагестана. Летом их отары паслись в горах, а зимой они пригоняли их на равнину, где животные могли питаться подножным кормом. Начиналось все хорошо, но потом чабаны попросту перестали перегонять своих овец обратно, круглогодично оставаясь на нашей территории. Все это породило массу проблем. Во-первых, единицы осознавали необходимость платить за аренду земель и налоги. Во-вторых, от жителей Нефтекумского района стали массово поступать жалобы о том, что они не имеют возможности выпасать свой скот. Есть и другие примеры: в одном из муниципалитетов трудно было выделить земельный участок под кладбище - «гости» не хотели его покидать.

Этот «клубок» мы распутываем сугубо в правовом поле, действуя на основании законодательства. Проблемные земли были оформлены и переданы в собственность муниципального района. Соответственно теперь все те, кто хочет работать на этих территориях и спокойно вести свое хозяйство, должны на общих правилах участвовать в конкурсах. Замечу, что довольно большая часть дагестанских животноводов согласилась с этими условиями. Есть и протестующие, но уже позади разбирательства в разных судебных инстанциях, и все они подтверждают правильность действий муниципальной власти Нефтекумского района. Но недовольные продолжают скандалить и упорно притягивать сюда национальный вопрос.

Кроме того, возмущение вызвано тем, что мы принялись за наведение порядка на кошарах. Когда были проинспектированы неучтенные животноводческие точки, то выяснилось, что в кошарах порой «прописаны» десятки, а то и сотни непонятных людей. Более того, там обнаружилось незаконное оружие и даже использование труда рабов. Этот беспредел теперь жестко пресекается, что, конечно, тоже порождает жалобы выходцев из Дагестана.

Хотя замечу, диаспора дагестанцев в нашем крае постепенно увеличивается, и мы совершенно не против этого. Условие одно - живите здесь и работайте легально, и тогда слова никто не скажет. А с теми, кто не желает жить по законам, разговор будет иным.

- Не можем не затронуть вашу любимую тему. Вы ставите амбициозные задачи для своей команды по привлечению инвесторов в край. Этот год порадовал?

- Я доволен тем, как мы поработали. И этот труд был отмечен федеральным правительством. Вы знаете, что Ставрополье вошло в десятку лучших регионов по привлечению инвестиций, заняв в рейтинге девятое место. В качестве поощрения край заслужил триста миллионов рублей на развитие инвестиционного климата.

На Ставрополье по-прежнему основным механизмом привлечения инвестиций остаются региональные индустриальные парки. Таких уже восемь. То есть муниципалитеты «распробовали», что это такое, и активно включились в работу. Если же говорить о якорных инвестпроектах, то, к примеру, мы наконец дождались строительства первой очереди крупного логистического центра в Ульяновке Минераловодского района. И в этом нам серьезно помог вице-премьер Правительства России Игорь Сечин. Нашим крестьянам очень сложно пробиваться на рынок. Возможно, это связано с тем, что долгое время мы торговали в основном сырьем. Подобный центр дает аграриям совершенно другие возможности, в том числе открывает двери в столицу – на крупнейший потребительский рынок. Серьезный прорыв по инвестициям – Благодарненский цементный завод, на который строители региона возлагают большие надежды. Отметились в этом году энергетики: компания «Энел» запустила на Невинномысской ГРЭС мощную парогазовую установку, началось строительство Барсучковской ГЭС. Вот-вот на отечественном рынке появится меламин, производство которого будет запущено на «Невинномысском Азоте». Осенью был торжественно заложен первый камень газохимического комплекса в Буденновске. И то, что недавно случилось там, на «Ставролене», красноречиво свидетельствует о том, что строить новое производство нужно как можно быстрее.

Знаковых проектов много. Самое же главное наше достижение в том, что в крае заработала система привлечения инвестиций, и в нее включены не только краевые, но также районные и муниципальные органы власти. Эффект от этого уже есть. Признаюсь, что, когда я приезжаю в тот или иной населенный пункт и мне показывают инвестплощадки, говорят об объемах финансирования и новых рабочих местах, душа поет.

- Чего ставропольцам ждать от 2012 года?

- Безусловно, он будет не самым простым. Нам предстоит решать разноплановые задачи в экономике и в социальной сфере, поддерживать порядок. Разумеется, у каждого свои планы и намерения. Я же, задавая общий вектор, хочу сказать, что мы должны вместе работать, чтобы жизнь в крае была с каждым годом благополучнее и комфортнее. Слагаемые этого разные, в том числе - достойная заработная плата, доступное жилье, новые современные дороги… Потому нужен труд людей разных профессий, важна лепта каждого. Искренне надеюсь, что у нас все получится. От души поздравляю всех с наступающим Новым годом, желаю добра и счастья! 

«У нас все получится!»
Газета «Ставропольская правда»
30 декабря 2011 года