Как известно, уже несколько месяцев куратором Ставрополья от федерального правительства является вице-премьер Игорь Сечин. Приняв на себя эту обязанность по поручению Владимира Путина, Игорь Иванович активно занялся рядом непростых проблем, о чем мы неоднократно сообщали в наших публикациях.

Для изучения полной картины социально-экономической ситуации в регионе в местных СМИ был организован прием вопросов, адресованных вице-премьеру Правительства РФ. Поступило, по самым скромным оценкам, несколько сотен обращений как от граждан, так и целых коллективов. Ответы на некоторые из них уже фактически даны. Так, оставили свои посты руководители крупных структур топливно-энергетического комплекса Ставропольского края – руководитель МРСК Северного Кавказа Магомет Каитов и глава ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Рауль Арашуков. В крае при личном участии Игоря Сечина начата реализация ряда крупных инвестиционных проектов, включая, например, строительство цементного завода, объектов электроэнергетики и АПК, возведение логистического центра, предназначенного для хранения и переработки сельхозпродукции. Этот проект реализуется краевым правительством, компанией «РосАгроЛизинг», «Россельхозбанком» и соответствующими московскими структурами, которые предоставляют столичный рынок потребления для ставропольских товаропроизводителей.

А вот ответы на несколько вопросов от «рядовых» ставропольцев.

Людмила Силиверстова из села Кочубеевского приглашала вице-премьера на свою улицу, где местные власти не могут устранить яму глубиной в один метр. «Она молодец, – заявил по поводу этого обращения И. Сечин, – поставила конкретный вопрос. По моим данным, он уже решен. Ямы нет. Если что-то не совпадает, пусть она еще раз задаст вопрос. Там нашлись заинтересованные бизнесмены, которые приняли близко к сердцу эту просьбу, и яма уже закатана».

Вячеслав Зудин из станицы Ессентукской, инвалид боевых действий второй группы, сообщил, что ему везде отказали в жилье, как и в получении льготного кредита на покупку жилья, потому что он не встал в очередь до 2005 года. На «боевые» за несколько лет и кредит в банке он купил саманный домик. И уже четыре года вся его пенсия уходит на погашение кредита. А существуют они на зарплату жены. Может ли правительство оказать ему адресную помощь? «Надо поддерживать таких людей, помогать им. Не важно, кто эту помощь окажет – правительство края, правительство Федерации или из каких-то других источников поступит эта помощь, но мы должны помнить о таких людях. И я уверен, что у них все будет хорошо», – заявил Игорь Сечин.

Евгению Уллеру из Ставрополя, кадровому офицеру, оставшемуся без работы с двумя маленькими детьми на руках, заместитель председателя федерального правительства ответил, что уверен: человек с таким опытом (профессиональный военный, подполковник, командир батальона) в рамках проектов, которые реализуются сейчас на территории края, будет востребован.

Анатолию Крячко из Пятигорска, которого волнует то, что власть в крае не реагирует на острые публикации в региональных СМИ, Игорь Сечин посоветовал занимать более активную позицию: «Если убежден в своей правоте, если нет манипулирования общественным мнением, то надо с чувством собственной правоты и достоинства идти добиваться результатов. Если он передаст нам какую-то информацию, мы готовы разбираться. Постараемся сделать это объективно».

Вадима Пушнева из Пятигорска волнуют экономическая нестабильность и галопирующее изменение национального состава нашего населения на фоне оттока славянского населения и мощного притока мусульманского, порой радикально настроенного. Он предложил увеличить количество жилья для военнослужащих, а также поддерживать сельхозпроизводителей, чтобы коренное население не уезжало. А для этого нужно заполнить местной продукцией не только местные рынки, но и рынки соседних регионов. Игорь Сечин отреагировал так: «Предложение надо проработать, взвесить. Что значит – просто жилье для военнослужащих? Военнослужащие получают жилье в рамках программы Министерства обороны. Обычно это делается или после увольнения, или по последнему месту службы, или по месту призыва. Он не уточнил – речь идет о жилье для тех, кто призывался из Ставрополя, или для тех, кто там служит? Сейчас принято решение о дислокации новых частей Министерства обороны в Ставрополе – очень позитивно, я считаю. Конечно, там потребуется дополнительно и служебное жилье, и квартиры для военнослужащих для постоянного проживания. Я думаю, такие программы будут реализовываться. По развитию сельского хозяйства – конечно, эти программы также надо реализовывать. У жителей края должны быть преференции… При этом не надо стимулировать национальные проблемы. Сам по себе край очень привлекательный с точки зрения инвестиций. Национальный же фактор может быть легендой для прикрытия других интересов, например, бизнес-интересов».

Анатолий Марченко из села Курсавка поинтересовался, появится ли бензин А-80 на рынке и будет ли снижаться цена на нефтепродукты? Ему был дан ответ, что А-80 по техрегламенту выводится из обращения. Это связано с модернизацией автомобильных производств в России. Новые автомобили предъявляют современные требования к топливу. Тем не менее в предстоящие несколько лет этот бензин еще будет выпускаться, пока на его замену не придут новые виды топлива, пока автопарк страны не пройдет модернизацию. Что касается снижения цены, то «для сельхозтоваропроизводителя она и так льготная – на Ставрополье 15 рублей 10 копеек, если не ошибаюсь, за литр дизельного топлива. На рынке же стоимость может достигать 30-32 рублей. «Роснефть», которая поставляет основной объем топлива, на своих заправках продает его порядка 23-24 рублей за литр. «Лукойл» – около 27 рублей, независимые сети – под 29 рублей и выше. На стоимость ниже 15 рублей, я не думаю, что можно рассчитывать, – это уже будет не рыночная стоимость. Надо учитывать и следующий аспект. Почти все нефтяные компании РФ имеют в составе учредителей иностранных акционеров. Он не могут не брать во внимание состояние мировых цен на нефть. Конечно, при поставках на внутренний российский рынок можно смело отнимать таможенные пошлины, в ряде случаев посмотреть на снижение затрат по транспорту. Примерно это и будет уровень приемлемых цен. Если цены при таком анализе будут существенно выше мировых, это повод для обращения в антимонопольные органы».

*****

Добавим, что полученные вопросы остаются на контроле у вице-премьера Правительства России Игоря Сечина и все они будут соответствующим образом изучены и проработаны.

Редакция «СП»