10:17, 21 декабря 2011 года

«Рапсодия страсти» Сальвадора Дали и Пабло Пикассо в Ставрополе

Ну разве не чудо предновогоднее? Да к тому же очень удачно практически совпавшее с полувековым юбилеем самого музея.

Впрочем, чудо основательно готовили почти целых полгода вполне конкретные, реальные люди. Их представила на открытии выставки директор музея Зоя Белая, подчеркнув, что это очень серьезные партнеры. Добавим: проверенные в деле. В прошлом декабре благодаря все той же «АртгиТ» мы смогли познакомиться с другой масштабной гравюрной серией Дали «Священное послание» (иллюстрации к Ветхому и Новому Заветам). Так славно начинался в Ставрополе Год Испании в России, да и венец ему вышел ничуть не хуже.

Лучший и самый большой зал музея встретил непривычным интерьером: роскошно декорированный благородными ширмами, сияющий огнями бронзовых канделябров, стройно выстроившихся во всю длину помещения… Все призвано придать действу театральную атмосферу, поскольку много представленных работ связано с драматургией.

- Приятно работать с такими профессионалами, – улыбается в сторону артгитовцев З. Белая. И, сразу посерьезнев, подчеркивает: – Нас часто спрашивают, действительно ли нам привезли подлинные произведения, не напечатали ли все это где-нибудь подпольно, а потом, хорошо оформив, показывают. Могу представить все документы, свидетельствующие о подлинности сертификации.

В руках у Зои Александровны пухлая папка с подшивкой иллюстраций: на каждой стоит штамп Минкульта РФ, дано описание произведения, указано его состояние, от отличного до удовлетворительного и «с погрешностями».

Генеральный продюсер компании «АртгиТ» Виктор Гитин, в свою очередь, выразил добрые чувства Ставрополью:

- С вашим музеем нас связывают особые, по-настоящему теплые отношения. Здесь благоприятная творческая обстановка, прекрасный коллектив сотрудников, во всем ощущается атмосфера храма искусства. Так что вовсе не случайно именно здесь за год мы сделали две крупные выставки. Большая подготовительная работа шла порой непросто, только с таможней сколько было парадоксальных моментов, вплоть до абсурдных запретов… При всем том соблюдаем наш главный принцип: все ввозимые экспонаты подвергаем двойной экспертизе: зарубежной, при приобретении арендных прав на произведения, и российской. Сложностью в подготовке нынешней выставки стал процесс собирания всех заявленных пяти полных серий двух художников из разных галерей и частных коллекций по разные стороны света – в США и Франции. Далеко не все экспонаты находятся в свободном обращении, не все можно заполучить, тем более за «подъемные» деньги.

Результатом множества усилий стало выстраивание собранного-таки материала в соответствии с общей концептуальной идеей, заложенной в названии – «Рапсодия страсти». Здесь драматургия и литература органично переплетены с виртуозным графическим воплощением, а правильнее сказать – осмыслением художниками заданных сюжетов и образов. Впрочем, можно ли что-либо «задать» Дали или Пикассо?! Каждый из них сам по себе – отдельная вселенная. Вот Пикассо языком гениальной графики живописует вечную проблему, так или иначе переживаемую всеми, – любовь и ревность. Гипертрофированную любовь героя художник преломляет через свое сознание, свой человеческий опыт. Нельзя не согласиться с тем, что после просмотра «Великолепного рогоносца» хочется прочесть и одноименную пьесу, материал поистине своеобразный. Обратившийся к трем пьесам маркиза де Сада Дали ломает сложившееся к этой фигуре достаточно стереотипное, не всегда соответствующее реалиям отношение: все гораздо сложнее, недаром во Франции пытались даже обелить имя маркиза. Однако в экспозиции интересны уже не его идеи, а то, как противоречивый и гениальный художник-сюрреалист выражает эти страсти. И если Пикассо всегда опирается на собственный эмоциональный опыт, то Дали вдохновляют другие, но близкие ему по духу личности.

Особняком смотрятся в экспозиции «Калифорнийский альбом» и «Пикассо и Человеческая комедия» (не имеющая никакой связи с Бальзаком). «…Комедия» написана в критический период, когда Пикассо, покинутый возлюбленной, остается в одиночестве в достаточно преклонном возрасте, его обуревают мысли о смерти, о конечности пути. И в таком очень сложном состоянии он пишет совершенно детские рисунки! Наивные до того, что кажется, что это рисовал ребенок. Более поздний «Калифорнийский альбом» вобрал переживание последней любви – к Жаклин, которая потом проводила его в последний путь, к Жаклин, сделавшей Пикассо фактически своей религией. Серия не предназначалась для публичного показа, это в буквальном смысле личный альбом. Который все же – неизвестно почему – Пикассо разрешил вынести на публику. Он словно допустил нас туда, в свой мир.

- Вот так все и сложилось в единую рапсодию страстей, – говорит В. Гитин. – Страстей различных, способных унижать и возвышать, угнетать и одухотворять. И все это – эмоции, которыми мы живем, наша жизнь – в графической форме. Хочется верить, что экспозиция многим будет и любопытна, и познавательна, и, может, заставит задуматься.

Его коллега Александр Щеляков напомнил: это уже четвертый проект «АртгиТ» в Ставрополе – наш зритель видел «Сны разума» Франсиско Гойи, не менее интересную серию работ Марка Шагала, графические иллюстрации Сальвадора Дали к Священному Писанию. Теперь вот Дали в соседстве с Пабло Пикассо.

- Мы стремились отразить два принципиально разных творческих пути Дали и Пикассо: Пикассо все выводит на один план, все герои выставлены в один ряд, на авансцену. Определить, кто главный, сложно, автор намеренно показывает «театр жизни» таким, где любой, даже самый малозначимый, персонаж может оказаться принципиально важным в вашей судьбе, может «посоветовать» вам что-то такое, что потом вся жизнь пойдет наперекосяк… Дали, наоборот, все показывает в перспективе, у него события происходят во времени и пространстве, но его время – в котором нет начала и конца…

Переходя от одних героев к другим, мы окунаемся в поразительное преломление мира чувств: здесь столкнулись гении писателя и художника. Симбиоз, интересный вдвойне. Вот мы видим запечатленную Пабло мастерскую, где создаются герои, а вот и они сами являются на сцену жизни, где будут разыгрывать свои истории. Трагедии любви и смерти.

Примечательный момент: специально к экспозиции «Рапсодия страсти» была заказана и написана музыка, звучащая во время просмотра. Автор – композитор Адмиль Таджитдинов. И если для нас пока такое сочетание непривычно, то вообще-то, уверена Зоя Белая, настоящая современная выставка – это тот же спектакль, требующий и своей гармонии света, и дополнительного оформления, и пространственного осмысления. Сегодня в музей, как в театр, нужно приглашать постановщика, музейными средствами «режиссирующего» экспозиционное решение.

Уже первые зрители – пришла искушенная публика из числа профессиональных художников, искусствоведов, знатоков – были единодушны: для населения такого небольшого города, как Ставрополь, подобная выставка – просто большая роскошь. В основном они экспонируются, конечно, в крупных городах, где возможна какая-то окупаемость. А у нас провинциальный музей не может продавать билеты, например, по тысяче рублей… Но народ в провинции тоже имеет право увидеть шедевры, таков настрой Ставропольского изомузея и такова сознательная политика компании «АртгиТ».

- Нам предлагали провести премьеру «Рапсодии…» в Москве, поскольку уровень коллекции – мировой, – поделился В. Гитин. – Но мы отказались, поскольку убеждены: неправильно, когда вся культура сосредоточена только в столицах. Это абсолютно неверная культурная политика. К примеру, большинство акций Года Испании прошло в Москве и Питере. Мы же работаем с регионами. Отчасти, быть может, потому, что и сами не москвичи по рождению. Стараемся сработать хотя бы не убыточно, прибыли тут никакой, дай бог добиться самоокупаемости.

С учетом определенной выразительной специфики новой экспозиции в музее намерены предусмотреть соответствующие возрастные ограничения для посетителей: скорее всего, на просмотры будут допускаться лица не младше 14 лет. Музейщики настойчиво рекомендуют взрослым не приводить малышей, которые просто еще не смогут ничего здесь понять. И главное – понять правильно. Родителям с детьми надо самим решать, как поступить, чтобы потом не возникало скандальных ситуаций. А они в музее случались, и весьма курьезные.

Жизнь выставки «Рапсодия страсти» расписана на полтора года вперед. После Ставрополя она поедет в Саратов, Краснодар, Ростов-на-Дону… Впрочем, возможны коррективы. Так было со «Священным Посланием», которое удалось после Ставрополя показать и на Кавминводах. Может, получится и на этот раз, тем более что в курортном регионе география посетителей значительно расширяется – люди-то приезжают со всей страны. А впереди у артгитовцев – новые проекты. Мечтают замахнуться на Матисса и Дега, взяв опять-таки жанр графики. Подробности, естественно, озвучивать рано. Что ж, тем приятнее окажется для нас их следующий сюрприз. А пока, как заметила, приветствуя гостей, заместитель министра культуры края Валентина Крихун, можно с удовольствием погрузиться в созерцание уникальной выставки, ставшей достойным завершением большой юбилейной программы музея изоискусства.

Нас ведут по жизни страсти, именно они, если вдуматься, составляют эмоциональную «соль» бытия. Мы не помним, что ели вчера за обедом или в каком автобусе ехали неделю назад. Но каждый, несомненно, помнит первое чувство любви, первый поцелуй, первый всплеск ревности… А без страстей жизнь тускла и бесцветна. Давайте попробуем с помощью гениев Пикассо и Дали наполнить жизнь эмоциями – сильными и светлыми. И помнить: многое зависит от того, каким взглядом мы будем смотреть на эти творения, совсем не случайно признанные великими. 

«Путешествия испанцев в России»
Газета «Ставропольская правда»
21 декабря 2011 года