07:37, 7 декабря 2011 года

Федеральное казначейство 19 лет работает как единая централизованная система

- Игорь Сергеевич, назовите основные показатели, по которым в первую очередь судят о качестве работы вашего ведомства.

- Управление является территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджета края и бюджетов его муниципальных образований. На нас возложено управление доходами и расходами бюджета всех уровней на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы. В структуру управления входит 33 подразделения, созданных для осуществления полномочий в территориях края. Мы обслуживаем 3723 клиента (в том числе: уровня федерального – 443, субъектового – 539, муниципального – 2741). Для этих целей в учреждениях Банка России и кредитных организациях открыт 841 счет. Управление взаимодействует с 1101 администратором доходов бюджета, которым открыто 1834 лицевых счета.

В течение этого финансового года по расходам до получателей средств федерального бюджета доведено лимитов бюджетных обязательств на сумму 63,7 млрд руб., в том числе на финансирование Федеральных целевых программ – 13,1 млрд рублей. Учтены поступления в сумме 167,5 млрд рублей и распределены в бюджеты с соблюдением законодательно установленных нормативов.

- Как известно, вступил в силу Федеральный закон №  83- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений». В связи с этим хотелось бы узнать: как ведется работа по его реализации и ожидаете ли вы ухода части клиентов в связи с тем, что, например, автономные учреждения получили право открывать счета в коммерческих банках?

- В последние годы правительство страны активно работает над вопросами повышения эффективности сектора государственного управления. Важным этапом в связи с этим стало принятие названного вами федерального закона. Документ направлен на совершенствование государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению, а также стимулирование учреждений к эффективному использованию выделяемых им средств. Во главу угла поставлены три задачи: обеспечение правового статуса бюджетных учреждений, внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение открытости и доступности деятельности учреждений, оказывающих госуслуги. По статусу учреждения разделили на три группы: казенные, новые бюджетные и автономные.

 По результатам мониторинга, проведенного по состоянию на 1 октября 2011 года, из 383 учреждений федерального уровня изменили свой тип 218.

Что касается перехода на обслуживание автономных учреждений в кредитные организации, то здесь мы делаем все от нас зависящее, для того чтобы учебные заведения, другие субъекты бюджетного процесса, которые изменят организационно-правовую форму, по-прежнему оставались нашими клиентами. Здесь важно, что в результате мы им можем гарантировать. Поддержка с нашей стороны финансового менеджмента этих учреждений в тонусе - подчеркиваю, на бесплатной основе - не позволит им принимать неверные решения. Немногие банки могут предложить такой сервис. Для этого надо много работать, в том числе с руководством наших клиентов. Федеральное казначейство придает этому большое значение. Никакого навязывания, будем использовать только методы убеждения. В первую очередь это относится к учреждениям, вертикально интегрированным, имеющим разветвленную сеть филиалов на территории региона. От органов Федерального казначейства они получат объективную информацию о движении финансовых ресурсов учреждения и его филиалов. А владеть информацией о реальном положении дел для них жизненно необходимо.

Возможно, получив статус автономных учреждений, многие будут бороться с искушением перейти на обслуживание в коммерческий банк. Но их руководителям не стоит забывать, что в этом случае они будут разделять и их риски.

- Одним из приоритетных направлений деятельности вашего ведомства является совершенствование системы бюджетных платежей, в том числе путем минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления. Что вы можете предложить своим клиентам в рамках обеспечения наличными денежными средствами в ближайшее время?

- Ведется подготовительная работа по обеспечению наличными средствами клиентов с использованием расчетных (дебетовых) карт. Это означает, что организации, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, операции по получению или внесению наличных денег могут производить не только по чекам и объявлениям на взнос наличными, как сегодня, но и с использованием банковских карт. Среди преимуществ последних можно выделить следующие. Это уменьшение рисков, связанных с получением и выдачей наличных денег, ускорение операций по снятию наличности (в день совершения операции), снижение бумажного документооборота, а также расходов в процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета (например, уменьшение транспортных расходов за счет того, что учреждение может снять денежные средства в близлежащих отделениях разветвленной сети уполномоченных банковских учреждений и их банкоматах), обеспечение удаленного электронного взаимодействия клиентов с органами Федерального казначейства в связи с отсутствием необходимости оформления денежных чеков и объявлений на взнос наличными.

Особенно удобны банковские карты при расчетах с подотчетными лицами, ведь нередко возникают такие ситуации, когда сотрудника необходимо командировать в срочном порядке и времени на снятие наличности практически нет. В этом случае выручает банковская карта, снятие наличности по которой происходит в тот же день, когда возникает в этом необходимость.

- Значительное место в вашей деятельности занимает кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований. Какие здесь появятся преимущества?

- В настоящее время вместе с министерством финансов края принято решение о поэтапной передаче в УФК по СК полномочий по кассовому обслуживанию операций со средствами краевого и местных бюджетов. До этого в течение нескольких лет кассовое обслуживание муниципальных бюджетов осуществлялось по схеме открытия в Управлении финансовому органу лицевого счета бюджета. Наверное, на определенном этапе это было оправданно. Некоторые субъекты Федерации, в том числе и Ставропольский край, создавали собственные казначейства в составе финансового органа. Однако ситуация меняется, сегодня Федеральное казначейство может предложить регионам обслуживание с использованием современных средств и технологий. И эти технологии постоянно развиваются. Решение руководства Ставропольского края о переводе краевого и местных бюджетов на полное кассовое обслуживание в управление говорит о возрастающем доверии к работе органов Федерального казначейства. Решение принималось не спонтанно. Ему предшествовали многочисленные переговоры, консультации, в которых участвовали руководители и специалисты краевого правительства, Минфина СК, УФК по СК.

Уже в этом году полномочия по кассовому обслуживанию операций со средствами отдельных муниципальных образований переданы в наше управление. Проделанная работа – это еще один важный шаг по созданию и развитию единой информационной системы управления общественными финансами. В 2012 году эта работа будет продолжена.

- Давайте вспомним об очередной годовщине ведомства. Ваши пожелания коллегам и партнерам...

- Мы делаем общее дело – от точности казначейского исполнения бюджета объективно зависит успех реализации экономических и социальных проектов. Мое пожелание – работать эффективно и слаженно и в дальнейшем! И, конечно, счастья и достатка в семьях, здоровья, хорошего настроения! 

«Государство казною богатеет»
Газета «Ставропольская правда»
7 декабря 2011 года