07:55, 2 декабря 2011 года

Ставропольский краевой музей изобразительного искусства отмечает 50-летие

Вообще-то для музея это практически юность. Но – уже зрелая, на высоком и прекрасном взлете. Однако биография все же внушительная, в том смысле, что внушает уважение. Сотрудники музея, загодя начав подготовку к юбилею, отыскали в недрах Интернета старый киножурнал «Новости дня» за 1961 год (старшее поколение еще помнит, как в кинотеатрах перед художественным фильмом сначала давали хронику событий), там есть знаменитые кадры: Н. Хрущев после съезда КПСС ставит новые идеологические задачи перед творческой интеллигенцией. Какое отношение это имеет к музею в Ставрополе? Самое прямое! Ведь именно в тот год он и родился, однако вовсе не как наглядное выполнение воли партии, а как замечательное, вполне назревшее эпохальное явление в культурной жизни провинции. Да, власти решили приобщить художников к идеологическому активу, но художники талантливо воспользовались этим шансом - инициировали создание музея.

Поначалу он работал на базе картинной галереи в краеведческом музее, но вскоре, в 1962-м, поселился по месту нынешней прописки, деля бывший клуб работников органов НКВД им. Гофицкого (!) с централизованной бухгалтерией краевого управления культуры, библиотекой и даже… частными жильцами. Но главное было сделано – определена государственная политика: дать художникам мастерские, квартиры, обеспечить заказами, на местах создавать музеи, чтобы там могли работать выставки, чтобы закупались новые произведения и формировались местные художественные фонды. И в провинции уже созрела почва: появилась целая плеяда своих замечательных мастеров, чьи имена сегодня вписаны в историю, – Павел Гречишкин, Леонид Попандопуло, Герасим Киракозов, Корюн Казанчан, Виктор Чемсо, Алексей Соколенко… На счастье, незадолго «до», в 1957-м, в Ставрополь приехал Борис Бендик, искусствовед с академическим образованием. Борис Альбертович и возглавил новый музей. Первые десять лет первого директора ушли на организационные дела, формирование основного фонда и коллектива сотрудников, частично перешедших из бывшей художественной галереи краеведческого музея. В тот период оформилась и даже пополнилась дореволюционная коллекция, которую сегодня здесь вполне заслуженно величают Золотой. Ей отданы лучшие залы, они невелики по площади, но поистине великолепны. Впрочем, эти залы – более близкая к нам история, о которой речь впереди.

В 70-е годы на пост директора заступила Нелли Киракозова, человек также из действующей художественной среды, ее период музейщики обозначают как время современного искусства, тематических выставок, творческих командировок художников на предприятия и в колхозы, по стране и даже за рубеж. Время активного социалистического реализма, оставившего, как уже ясно сегодня, очень плодотворное наследие. И в условиях выраженной идеологизации музей успешно выполнял серьезные, полезные задачи. В ту пору в стране были централизованно отлажены постоянные передвижные выставки. Провинциальному музею не нужно было беспокоиться, как бы привезти выставку и за какие средства, благодаря государственному финансированию на местах вовсю действовал лозунг «Искусство – в массы». Кто бы что сейчас ни говорил, но ведь действительно могли жители малых городов и сел увидеть своими глазами творения мастеров кисти.

Шли годы, в 1988-м получила собственное помещение более двадцати лет квартировавшая в музее детская художественная школа. Между тем здание изомузея, пережившее такую густонаселенность, явно нуждалось в кардинальной реконструкции. Руководить коей выпало третьему директору – Зое Белой. Представшее ее очам зрелище в старых стенах удручало: не все помещения даже имели отопление, требовала полной замены дряхлая электропроводка, не было воды, канализации (центр города!), в туалет сотрудники ходили, извините, в парк, благо, он по соседству. Вдобавок, с распадом СССР нарушилась вся система работы с художниками, закупок, выставок, потом пошли всякие реформы, деноминации, невыплаты зарплат (за последний квартал 98-го получили только в первом квартале 99-го)... Словом, школа выживания 90-х.

- Пришлось выруливать сразу по всем направлениям: искать проектировщиков, думать о том, что в это время делать с коллекцией и как развиваться музею дальше, - вспоминает Зоя Александровна. – Краевое управление культуры, конечно, совершенно не было готово к тому, что музею нужно столько денег. Пробивались сами в федеральный центр, тогда это еще было возможно, по личным каналам связи. Наша огромная благодарность тем, кто помогал здесь, в крае, – руководивший «Ставрополь-агропромсоюзом» Владимир Гаркуша, глава Фонда культуры Михаил Новиков, тогдашний мэр Ставрополя Михаил Кузьмин… Бесценными советами и наставлениями поддерживал известный организатор музейного дела Вениамин Госданкер. Только во второй половине 93-го начали открывать музей, и то частями. «Отдельная песня» с третьим нашим особняком - бывшим зданием ОВИРа, которое после долгих обсуждений на всех уровнях мы получили-таки в 2000 году, а открыли после сложнейшей генеральной реконструкции лишь в 2004-м…

При всех финансовых и прочих хозяйственных «заморочках» музей тем не менее налаживал полноценную жизнь. Один за другим выстраивались интересные экспозиционные проекты, все больше привлекавшие творческий потенциал Ставрополья. Настоящим другом музея проявил себя Иван Порто из федерального Министерства культуры (вот вам и чиновник), содействовавший организации целого ряда масштабных акций, причем не только краевого, но и регионального значения. Шла активная работа с художниками Ставрополья и Северного Кавказа, заполнялись пробелы в комплектовании, налаживалось сотрудничество с музеями соседних регионов. Проведено немало благотворительных акций – для молодежи, для воспитанников домов-интернатов, для детей с ограниченными возможностями, малообеспеченных семей. В памяти ставропольцев – популярные музейные фестивали, внедрение мирового опыта – «Ночь в музее» и многое другое. Последняя пятилетка, признается Зоя Александровна, стала периодом осмысления пройденного и раздумий, как жить дальше:

- Прежде всего музей должен выполнять свои непосредственные задачи. Можно из него сделать и клуб, и все что угодно, но главное в нем – его коллекция и то, что с нею следует делать на хорошем профессиональном уровне. У нас есть чем хвалиться и гордиться. К примеру, дореволюционная коллекция сама по себе небольшая, собиралась как бы случайно, и уже этим сложна в изучении, ибо каждая картина имеет свой путь: по какому поводу она была создана, как существовала, как попала в музей. Собрать воедино такие сведения - скрупулезный научный труд, проведенный нашими сотрудниками. Их стараниями сегодня этот свод историй – наш бесценный запас. Наверное, зрителю, пришедшему в музей, такие подробности не важны, но, владея этой информацией, мы помогаем ему не просто созерцать, а узнавать.

Примечательный факт: при всей специфичности сегодняшней якобы насквозь прагматичной жизни не прекращается процесс пополнения музейных сокровищ. Дарят свои работы художники, приносят коллекционеры, наследники художников. Музейщики видят в этом свидетельство доверия. А вот реставрационное направление остается проблемным. Мастерских в регионе нет, а обращаться в московские или петербургские невероятно дорого. Несколько лет никак не удается закончить реставрацию уникальной картины «Благословение перед свадьбой» неизвестного автора ХlХ века, нужны полтора миллиона рублей, но кто ж их даст?

А вот факт удивительный: оказывается, нет такой профессии – «как хранить картины». Должность есть, есть инструкции, а научиться можно только в непосредственной работе. Где-то, конечно, готовят искусствоведов, но вся многогранность процесса бытования произведения в музее осваивается только на месте.

Проблемы проблемами, но никто не поспорит с другим фактом: Ставропольский изомузей учреждение вполне респектабельное и передовое. Создан и активно действует свой сайт в Интернете, в залах – современная аппаратура, автоматизированы рабочие места, особенно тех сотрудников, которые занимаются электронной базой фондов. Одними из первых приобрели лицензионную спецпрограмму для оцифровки, с помощью которой создают электронный каталог фондов. День за днем совершенствуется структура музея - в соответствии с современными требованиями. Отдел охраны безопасности составляют замдиректора по охране (редкая для музеев должность!), смотрители, вахтеры. Да ведь и ценности под охраной такие, что ни в рублях, ни в долларах не подсчитать. Лучшими, опытнейшими кадрами укомплектован отдел учета и хранения. В 90-е годы одними из первых ввели должность замдиректора по маркетингу, позже жизнь показала, что маркетинговый бум прошел, процессы в экономике сегодня совсем другие, просто так уже никто денег «из карманов» не достает. Постоянную связь с народом поддерживает отдел массовой работы, занимающийся изучением и анализом аудитории. Свои функции у отдела рекламы и информации. Так, к юбилею подготовлен сборник из двух частей, в одной – полный хронограф основных событий за полвека с перечнем изданий и публикаций, во второй – история комплектования коллекции и каталог дарений за 50 лет.

За год по этим залам проходят 50 тысяч человек. Это очень много, учитывая специфику изомузея, по которому бегом не пробежишься. Для сотрудников - объем работы огромный. Выручает детский образовательный комплекс отдела педагогики, в котором можно не только послушать «живьем» экскурсовода, но и посмотреть соответствующий фильм с комментариями. Музейщики и сами создают прекрасные презентационные диски, позволяющие заниматься в компьютерном классе: еще одна возможность увидеть на экране ту часть коллекции, которая на данный момент находится в хранилище. Популярны в школах восемь абонементов по всем направлениям изоискусства.

Все больше молодежи приходит в эти старинные стены, наполненные не только застывшей красотой веков, но и живым человеческим теплом. Это явно результат целенаправленной работы с вузами. А студенты СГПИ уже много лет регулярно проходят здесь музейную практику: будущие преподаватели рисования и дизайнеры учатся делать экспозиции, пишут рефераты и доклады, готовят рекламную продукцию, придумывают бренды для музея, участвуют в его массовых мероприятиях.

- Сегодня значительно поменялся облик нашего посетителя, - делится наблюдениями З. Белая. – Посетитель взрослеет, и это очень правильно. Потому что еще основоположники музейной педагогики утверждали, что серьезное изоискусство нужно начинать смотреть не ранее 14 лет, когда человек готов его воспринять. Причем наша основная аудитория становится не просто взрослее, но - умнее, она знает, зачем сюда идет. Это особенно приятно. Даже по записям в книге отзывов видно: люди зашли не просто потому, что дождь или мороз на улице! Понятно, такой посетитель не может быть массовым. Его еще нужно завоевать…

«Завоевывают», конечно, настоящие профессионалы и сложившаяся школа, закладывавшаяся десятилетиями. Более тридцати лет работала в музее искусствовед Светлана Валуева, скрупулезно-самоотверженно занимавшаяся исследованием коллекции. Немало потрудился на этой стезе в свое время Владимир Соколов, его материалами музейщики пользуются и сегодня, как и трудами талантливого искусствоведа Ольги Бендюк. Отличным хранителем запомнился Иван Ковалев. Доныне бессменно работает начинавшая в 1972 году искусствовед, старший научный сотрудник Людмила Волошенко. Преданы своему делу хранители Анжелика Варламова, Любовь Горина, Александр Колбасников, дизайнер Сергей Бобылев. Появляется молодая поросль, так, выпускник вуза Вадим Ивинский уже успел стать своим. А вообще-то, далеко не все могут выдержать напряженный музейный режим: это лишь с виду тихое учреждение. Острая нужда есть в искусствоведах.

Три года назад музей взвалил на себя новую ношу: принял в качестве филиала в Новокумске Центр казаков-некрасовцев, оказавшийся на тот момент (в ходе реформы местного самоуправления) без надежного хозяина и попросившийся под крыло сильного «старшего брата». Нужно было просто-таки спасать уникальные запасники некрасовцев, хранить которые не под силу муниципалитету. И вот хоть медленно, поэтапно, но близится к завершению ремонт здания филиала, готовится новая экспозиция, работает передвижная выставка изомузея. Пока что смутно просматриваются перспективы активно обсуждаемого этнотуризма, однако музейщики из Ставрополя сделали что могли: провели учет фондов, составили экспозиционные тематические планы, привлекли внимание ученых Южного центра РАН и СГУ. На будущий год к 50-летию возвращения некрасовцев на родину готовят сборник.

- В Новокумском филиале можно наладить работу своего рода лаборатории изучения фольклора, - размышляет Зоя Белая. - Далековато, но вполне реально при наличии хотя бы минимальной инфраструктуры. Тяжело все это дается, но мы уже полюбили некрасовцев…

Упорядочены сегодня ранее непросто складывавшиеся отношения музея с Союзом художников. Стали традиционными совместные выставки – и коллективные тематические, и персональные. В целом же, полагают музейщики, художественный процесс идет как-то… вяло, например, современного актуального искусства в крае практически нет, художники в последние годы привыкли слишком уж ориентироваться на богатого заказчика, а его салонные вкусы еще надо воспитывать... Конечно, зарабатывать всем хочется, но отечественные мастера всегда славились и наличием собственной позиции. Скажем, чем не тема – те же казаки-некрасовцы?! Однако до сих пор ни один мастер кисти не взялся запечатлеть эти уникальные типажи уходящей натуры. Да, платить за такую работу некому, но хоть бы для себя - в альбом… Кстати, ставропольские художники высоко ценят внимание музея, показать в его залах свои работы каждый считает за честь. В том числе и потому, что сотрудники музея к каждой экспозиции стараются найти концептуальный подход, отразить уровень мастерства автора, его особый творческий почерк, проанализировать его любимые жанры.

При всем том у каждого музейщика есть свои предпочтения. Вот Зое Белой ближе остальных декоративно-прикладное искусство, вызывает восхищение все рукотворное: она может долго-долго любоваться гобеленами, батиками, старинным стеклом... Сама содействует пополнению этого фонда. Не случайно в музее отреставрировано немало удивительных предметов, будь то образцы мебели или быта, изящные вазы и всевозможные сувениры - приметы прошлых эпох. Теперь эти маленькие шедевры придают экспозиции неповторимый историчный дух, наделяют ее особым шармом. Каждый экспонат, уверена Зоя Александровна, вдруг может открыться глазам в новом свете, заиграть красками в новой интерьерной экспозиции.

- Хотя мы в нашем музее, конечно, любим все! Во всем можно рассмотреть необыкновенное.

Когда в канун юбилея подготовили на базе своих фондов выставку «Мастера Москвы и Петербурга», оказалось, что среди авторов - сплошь маститые академики советского периода, так теперь эту экспозицию приходят изучать студенты художественных отделений. Смотрят зачарованно, слушают не дыша. В такие моменты все яснее видится непреходящая ценность собранной за десятилетия коллекции якобы провинциального музея. Но собирание шедевров – больших и малых – продолжается. Ведь искусство интересно не только изысканной стариной, а еще больше - сегодняшним и завтрашним. Вдруг появляется новый оригинальный художник, или приносят что-то неожиданное, неизвестное, и тогда музейщики расправляют уставшие в буднях крылышки: как же много в жизни прекрасного! Ничего, что пока в моде «красивенькое» плохого вкуса! Еще настанут иные времена, еще вернемся к высокому передвижничеству, к благородному меценатству, к истинной благотворительности. Мы ведь, слава богу, уже перестали свысока смеяться над трактовками советского времени, начинаем различать черты и своей эпохи. Художники - лучшие из них – еще вспомнят традиции славных предшественников.

* * * 

…Вот какие мысли навевает соседство шедевров, даже если побудешь рядом с ними совсем немного, а уж если живешь среди шедевров…

«Рядом с шедеврами»
Газета «Ставропольская правда»
2 декабря 2011 года